Особенности бардымского тастымала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:24, научная работа

Описание

Целью моей исследовательской работы является изучение и выявление особенностей бардымского тастымала в сравнении с тастымалами других районов.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
изучение литературы, посвященной татарскому декоративно-прикладному искусству, в том числе ткачеству;
изучение и выявление особенностей технологии ткачества бардымского тастымала;

Работа состоит из  1 файл

Особенности бардымского тастымала.doc

— 9.65 Мб (Скачать документ)

 

  

                                Бардымское районное управление образования МОУ

«Бардымская гимназия» научное объединение «Эврика»

 

 

 

 

 

Краевой конкурс исследовательских

краеведческих работ  учащихся «Отечество»

 

Этнография

 

 

 

 

Особенности бардымского тастымала

 

 

 

 

 

 

Илькаева Эльвина,

МОУ « Бардымская гимназия»,

 10 а класс

Мунасипова Диля Назьмулловна,

учитель географии

МОУ « Бардымская гимназия»

 

 

 

 

 

 

 

Пермь - 2012

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

 

 

 

Введение

  Ткачество  и вышивание, как и декоративно-прикладное  искусство в целом, являются  наиболее древними и распространенными  видами женского рукоделия.   У гайнинских башкир ткаными  узорами и вышивкой украшался  значительный круг изделий: полотенца  (сөртү, сөлге), передники (алъяпкыч), платья и мужские рубахи (күлмәк), головные уборы,  занавески (чымылдык кашага, тәрәзә пәрдәсе, ишек пәрдәсе), молитвенные коврики (намазлык), скатерти (ашъябу) и т.п.

    Наиболее распространенными и достаточно хорошо сохраненными из них являются полотенца. Теоретическое изучение народного промысла по литературным источникам Татарии и Башкирии, а также полевые работы в Октябрьском и Бардымском районах позволяют прийти к мнению, что полотенца мастериц Бардымского района имеют свои особенности.

  Целью моей исследовательской работы является изучение и выявление особенностей бардымского тастымала в сравнении с тастымалами других районов.

       Для достижения этой цели мною  были поставлены задачи:  

  • изучение литературы, посвященной татарскому декоративно-прикладному  искусству, в том числе ткачеству;
  • изучение и выявление особенностей технологии ткачества   бардымского тастымала;
  • классификация бардымского тастымала по предназначению;
  • изучение  узоров ткачества и выявление отличий узоров бардымского тастымала.

       Во время исследований использованы  методы: наблюдение, сравнение, анализ. Проведена работа по изучению  архивных материалов районного  краеведческого музея,  обработаны сообщения 16  информаторов из 8 деревень Бардымского, Октябрьского и Березовского районов (приложение1)  во время этнографической экспедиции. 

Глава I. Классификация тастымалов

    Полотенца   представляют собой длинное и  узкое полотнища ткани. Легко  переносимые и недеформируемые,  они играли важную роль в кочевой жизни народа.

    У  гайнинских народов существуют  два термина, передающие значение  слова «полотенце»: «тастымал», «сөлге».

    Отличие  между понятиями «тастымал» и  «сөлге» незначительное.  Под тастымал  подразумевается тканое узором длинное полотенце, а  вышитое узором полотенце - в основном для повседневного использования - известно как сөлге.  Но в местном говоре сохранились и местные названия  сөлге – «сөртү», «салфиткә», «сөртенке».

  Тастымалы гайнинских башкир имели длину от двух до четырех метров, а застольные достигали семи метров. Если обычная ширина подобных изделий доходила до 45 – 50 см, то гайнинские тастымалы, отличаясь большой вариантностью, имели ширину от 30 до 60 см, а орнаментированные парные концовки достигали в длину 39 – 117 см «Барда халкы элек бай булган, шуңа күрә башка халыкларга караганда аларның тастымаллары озынрак булган» (Бардымский народ был богаче по сравнению с другими народами, поэтому их тастымалы были размерами больше)1.

У гайнинских башкир тастымалы предназначались для различных целей. Исходя из литературных источников и полевых материалов  можно провести классификацию по использованию тастымалов. Издавна различались полотенца, предназначенные в качестве чисто утилитарных предметов для повседневного пользования:  для украшения жилища, для выполнения и соблюдения традиционных ритуалов, а также как необходимый атрибут во время проведения  народных и семейных праздников (приложение 2).

 

 

  1. Тастымалы для повседневного пользования

  Полотенца для повседневного пользования предназначались для вытирания лица, рук, посуды. Среди местного населения они были распространены как сөртү,  сөртенке. В отличие от других видов полотенец они были меньше размером  и выглядели достаточно просто: узоры в виде мелкой клетки и очень скромной расцветки или полосатый холст. Во время проведения семейных угощений такие полотенца расстилали на коленях гостей. В с. Сараши информатор Мунира Уразаева сообщила, что во время торжественных застолий применялись небольшие полотенца «тез жәймәләре» «Зур бәйрәмнәрдә  кунакларның тезләренә кечкенә сөртү булае» (Во время праздников  на коленях гостей  были маленькие полотенца)2.

    Небольшие  изделия, представляющие собой  концы, выполненные, например, в  технике выборного ткачества,  подавали к столу для вытирания рук во время еды. Они так и назывались «салфиткә», от русского слова «салфетка» 3

 

  1. Тастымалы, предназначенные для украшения жилищ

Башкирское  население  Бардымского района  украшали  свои жилища по обычаям  предков. Башкиры любили «увешивать свои комнаты полотенцами, разнообразно вышитыми», хорошо вышитые полотенца составляли «гордость хозяйки». В комнате размещалось до 13 полотенец4.

    Декоративные  полотенца размещали вдоль стен, над окнами, в межоконном пространстве; ими обрамляли зеркала, настенные фотографии. Чаще всего развешивали их в развернутом виде на специальных перекладинах (руда), вдоль дощатых полок, на веревках, перегородках вдоль стен и в межоконном пространстве. При этом способе полотенце складывали таким образом, чтобы из-под верхнего конца был виден нижний. В этом случае легче было рассмотреть оба конца, украшенные орнаментом. По-видимому, это наиболее древняя традиция, связанная с кочевым ведением хозяйства.

  Существовал и несколько необычный способ использования полотенец. Заправленная постель со взбитыми подушками накрывалась узорными полотенцами, как своеобразными накидками. Данный штрих, вплетаясь в общую картину украшения интерьера ткаными и вышитыми изделиями, создавал гармонию тканей и красок, особый мир уютной домашней обстановки5.

  1. Тастымалы, предназначенные для  выполнения и соблюдения традиционных ритуалов

Молодые девушки  задолго до замужества начинали готовить себе приданое, в которое входили  красочные, богато орнаментированные  тканые и вышитые изделия и  текстиль для украшения дома, постельные принадлежности, одежда, а также подарки для будущего жениха, его родителей, родственников и друзей. Во время свадебного торжества у гайнинских башкир на поднос перед женихом раскладывали 3 – 4 красочных полотенца, рубашки и т.д. 6

    Во  время свадебной церемонии невеста,  ее подруги и новые родственницы  со стороны жениха празднично  украшали дом и в особенности  комнату для молодых. Узорные  полотенца, заготовленные для  торжества, красочно оформленные  постельные принадлежности, занавески, коврики, богато расшитая одежда и головные уборы - все это с большим вкусом развешивалось в доме. Основная цель этих ритуальных мероприятий – создание семейного благополучия, привлечение в дом добрых духов и ограждение дома и домочадцев от злых сил.

     Естественно,  что особая роль принадлежала  орнаментированным полотенцам в  свадебном ритуале. После официальной  части обряда «Никах туй» родители  жениха и невесты дарили мулле,  читавшему молитвы, тастымал  и коврик для совершения намаза, а также деньги.

    Полотенца  традиционно использовались в  народных танцах, например, в свадебном  танце жениха и невесты. В  2009 г. в д. Верх   Ашап  нами  зафиксирован интересный обычай. Информатор  Надырова  Гульчина  Ахматовна сообщила, что полотенце, вышитое невестой, было предназначенно для ритуального танца жениха и невесты «кияулиләр», т.е. «женят». К вышитому нарядному полотенцу (с помощью булавки) прикрепляют вышитый платочек. Невеста танцует, накинув полотенце на свои плечи, красиво расправив узорные концы изделия. Тем самым она демонстрирует свое не только танцевальное, но и рукодельное искусство. Затем невеста набрасывает полотенце на плечи жениха и таким образом приглашает его танцевать вместе с ней.

    На  свадьбе перед подачей гостям  ритуальных блюд, например, в виде губадии (гөлбәдия) или чак-чак, их накрывали платком или узорным полотенцем. Гости должны были выкупать угощение, для чего поверх полотенца клали деньги, и только после этого гостям разрешалось полакомиться, отведать блюдо. Тем лицам, которые подавали эти ритуальные угощения, вручались полотенца 7.

Согласно полевым  материалам, в д. Султанай свадебные  полотенца имели несколько другой вид. Полотенца, сотканные изо льна, украшались узором (бизәк) в виде 8-угольных розеток, которые здесь по традиции называют «күбәләк», а само полотенце – «күбәләкле тастымал».

    Полотенце использовалось также и в похоронных обрядах. У мусульманских народов после поминального обряда и прочтения соответствующих сур из Корана («Ясин») мужчинам раздавали полотенца или носовые платки, женщинам – головные или носовые платки.

     Для  нас невыясненным остался вопрос  об отличительных признаках орнаментации  «свадебных» полотенец и полотенец,  применяемых в похоронных и  поминальных обрядах. Правы ли  исследователи, считающие, что «различия между обрядовыми полотенцами были незначительными или отсутствовали, так как эти предметы выполняли в различных ритуалах одни и те же функции «Тулвинские татары и башкиры» – вопрос пока открыт.

    Таким  образом, в традиционном быту  и обрядах гайнинских башкир полотенца имели особое значение. Массовость изготовления вышитых и тканых предметов в домашних условиях давала возможность для сохранения старинных узоров, характерных для данной местности.

  1. Полотенца, предназначенные для  народных и семейных праздников

  Особое значение  придавалось в дни семейных  торжеств и народных праздников  народным полотенцам. Они орнаментировались  богаче и чаще выполнялись из белой домотканины с красными и белыми узорными концами.

    Заметна  роль полотенец и в календарной обрядности гайнинцев, например, в проведении сабантуя и жыйынов. За несколько дней до сабантуя юноши во главе с мужчинами постарше обходили деревню и прикрепляли к специальному шесту подаренные жителями села полотенца, рубахи, платки, отрезы. Батырам, победившим в борьбе или скачках, дарили самые лучшие подарки – тканые или вышитые тастымал, приготовленные к этому случаю молодыми женщинами, новоселами, а также роженицами 8.

 

 

 

 

 

 

Глава  II. Виды узорного ткачества

   В Бардымском  районе Пермского края, как уже отмечалось, наибольшее распространение получили тканые изделия, в том числе и полотенца. Домотканые полотенца отличались по технике выполнения узорных концов. Средняя часть полотенец выполнялась простым полотняным переплетением нитей белого цвета, а концы украшались в виде тканых полос из цветных нитей, расположенных на некотором расстоянии одна от другой.

    Для изучения  особенностей узорного ткачества нами было рассмотрено    более 40 тастымалов.  Была попытка их классифицировать.

 

 


 

 

 

 

Самым ранним по появлению узорного ткачества можно  считать  полотенца из пестряди (аласа) – клетчатой или в полоску, предназначенные для повседневного использования9. Как показывают полевые наблюдения и музейные коллекции, такие полотенца орнаментировались скромно, чаще всего это была пестрядь в виде мелкой клетки и очень скромной расцветки или полосатый холст. Например, короткое тканое полотенце в узкую полоску для вытирания рук или клетчатые полотенца с однотонными полосами поперечного узора.     

                                           

 

    В  словаре «ала», «алай» означает «пестрый»10. Изделия из пестроткани у гайнинцев отличались более разнообразной расцветкой. Классическое красно-белое сочетание дополнялось черным, желтым, синим цветами.

   Необычным  в оформлении местных полотенец  является также тенденция размещения на пестром фоне узоров, например, в виде розеток, выполненных в бранной технике. Такие полотенца получили наибольшее распространение  в конце ХIX – начале ХХ вв. Широко использовался двухуточный (бранный ) вид узорного ткачества, известный  среди гайнинских башкир как «сүпләм, сүптәрләу»11.

        При двухуточном тканье фон  выполняется из нитей белого  цвета, а орнамент – из красного. Рисунок с изнаночной стороны по отношению к лицевой – негативный. Встречались полотенца, на которых узор представляет собой сетку из непрерывно повторяющихся по вертикали (по длине холста) фигур. Такая сетка покрывает всю украшаемую поверхность узора.

Информация о работе Особенности бардымского тастымала