Охота на ведьм: теоретическое и практическое обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, реферат

Описание

Страх перед женской сексуальностью также являлся одним из факторов, превративших “ведовство” в сатанинскую ересь и ужасное преступление. Лиц, претендовавших на обладание оккультными способностями, стали обвинять в том, что они наносят вред посредством договора с дьяволом. Ведьмы делали мужчин импотентами, а женщин бесплодными, уничтожали урожай и домашних животных, похищали или убивали младенцев, летали на шабаш, где участвовали в плясках и оргиях. Со своей извращенной анатомией и нравами, слабыми волей и умом, плотскими вожделениями и лживостью, как у их праматери Евы, женщины неизбежно должны были в гораздо большей степени поддаваться дьявольским искушениям. Будучи классическим символом беспорядка, женщина-ведьма оказывалась лучшей мишенью для всех, кто пытался укрепить четкие структуры власти в политической, религиозной и профессиональной сферах.

Содержание

Причины «охоты на ведьм»…………………………………………………….. с.3
2. Зарождение и развитие гонений на ведьм…………….... с.4
3. Процессы над ведьмами…………………………………. с.6
4. Масштабы «охоты на ведьм»………………………….... с.10
5. Список использованной литературы…………………… с.11

Работа состоит из  1 файл

Копия культурология.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  1. Причины «охоты на ведьм»…………………………………………………….. с.3

2. Зарождение и развитие гонений на ведьм…………….... с.4

3.  Процессы над ведьмами…………………………………. с.6

4. Масштабы «охоты на ведьм»………………………….... с.10

5.  Список  использованной литературы…………………… с.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины «охоты на ведьм» 

       XVI век в Европе – время начала  процесса модернизации, расширения  свободы человеческого сообщества. Однако большинство исследователей  не фиксируют в источниках  улучшение статуса женщины. Проблема приниженного положения женщины своими корнями уходит в библейские сюжеты.

       Женщина была создана второй, создана была из ребра мужчины. То, что женщина  была создана из ребра, указывает на её второстепенную роль.

       Инквизиторы первых еретиков называют Адамом и Евой. Бог изгнал из рая провинившихся перед ним Адама и Еву, предварительно учинив им тайный допрос и суд.

       Для многих религий и языков человек - это, прежде всего мужчина, женское  же начало относится к злому миру; изначально женщина-это зло. «Свет»- всегда мужской род, «тьма» - женский.

       Страх перед женской сексуальностью также  являлся одним из факторов, превративших “ведовство” в сатанинскую ересь и ужасное преступление. Лиц, претендовавших на обладание оккультными способностями, стали обвинять в том, что они наносят вред посредством договора с дьяволом. Ведьмы делали мужчин импотентами, а женщин бесплодными, уничтожали урожай и домашних животных, похищали или убивали младенцев, летали на шабаш, где участвовали в плясках и оргиях. Со своей извращенной анатомией и нравами, слабыми волей и умом, плотскими вожделениями и лживостью, как у их праматери Евы, женщины неизбежно должны были в гораздо большей степени поддаваться дьявольским искушениям. Будучи классическим символом беспорядка, женщина-ведьма оказывалась лучшей мишенью для всех, кто пытался укрепить четкие структуры власти в политической, религиозной и профессиональной сферах.

       Средневековые представления о миропорядке, систематизированные  великими схоластами, разрушались, а  новоевропейская «картина мира» только начинала складываться, новые модернизированные ценности еще не кристаллизировались и не были в состоянии компенсировать неизбежную культурную и психологическую дезориентацию. Эта ситуация усугублялась внешнеполитической опасностью (турецкой), повсеместными эпидемиями, падежом скота, природными катаклизмами. Естественно, что у многих возникла мысль о некоем оккультном заговоре против церкви, проводимом земными сообщниками сатаны, идея этого заговора перерастает позднее в массовую фобию католиков. Кроме того, происходит мощнейший взрыв интереса к магии, астрологии, алхимии, демонологии, оккультизму. Вера в ведьм и чёрные силы стала частью католического учения, до сих пор осуждавшего внимание к оккультным предметам.

       Именно  в это время и возникает та самая пресловутая «охота на ведьм», когда женщина признана и доказана порочной, когда она легко может быть соблазнена, когда она легко может служить соблазнителю – именно в это время по всей Европе вспыхивают тысячи костров с невинно сгорающими на них женщинами. Причины тому кроются как в Библейских сюжетах, так и в сложной кризисной ситуации, сложившейся в Европе в это время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарождение  и развитие гонений  на ведьм 
 

         «Охота на ведьм» возникла  и получила своё развитие в  недрах инквизиции. Инквизиция, в первичном своем значении это исследование, учёный совет, однако в определённую эпоху (c XIIIв.) инквизиция наделяется не только полномочиями наблюдателей и исследователей, но и судейскими правами-правами решать судьбу человека, что окончательно развязало руки ярым борцам с ересью и позволило им вершить судьбы людей. Инквизиция обладала всем, что нужно для организации борьбы, да притом она с этой задачей и появилась на свет. Главной ее целью была борьба с ересью, и она так устроилась, чтобы ни один еретик у нее не выскользнул из рук, не прокрался мимо, ересью считалось всякое деяние, противоречащее постановлениям церкви, или ею запрещаемое. Инквизиция быстро разработала способы разведки и распознавания ереси во всех ее мельчайших оттенках, чтобы безошибочно отличать «волка в овечьей коже» и уметь изобличить грешника, как бы он ни прикидывался невинным и за какие бы ширмы ни прятался. Конечно, тут были со стороны инквизиции и беспрестанные увлечения через край, на практике выражавшиеся в том, что в число еретиков попадали люди, ровно ни в чем неповинные. Имущество богатого еретика обязательно конфисковалось и шло в известной доле в карман усердствующего инквизитора. Значит, инквизитору было из-за чего стараться. 

         Террор инквизиции отрицательно  повлиял на отношение Церкви к колдовству, ибо на вопрос о том, не занимались ли еретики среди прочих деяний также и колдовством, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с дьявольскими демонами, отреклись от христианского учения и с помощью дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Как только инквизиция взялась за магию вплотную и приняла твердое решение ее истребить начисто, так тотчас же к ней, как к запрещенному плоду, публика начала льнуть с ожесточением, достойным лучшей участи.

       Первыми, кто сгорал на кострах с обвинениями  в использовании магии, оказались  представители светской и духовной знати, и даже папы. Преследование  колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV веке. Ареной для проведения подобных процессов стали Южная Франция, Северная Италия и Юго-Западная Швейцария. Немудрено, что в последующие столетия и разразилась в Европе настоящая эпидемия колдовства. Ярким пятном в истории «охоты на ведьм» явилась так называемая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — «Summis desiderantes», изданная в 1484 году. С этого момента инквизиция сосредоточила главное свое внимание не на чистоте христианской веры и правильности отдельных догматов, а на беспощадном искоренении ведьм и колдовства. По обыкновению инквизиторы ссылались на то, что ведьмы и колдуны виновнее еретиков, т.к. они не только отступили от бога и вступили в связь с дьяволом, они ещё виновны во множестве злодейств, причиняемых людям. Всё это базировались на авторитете Ветхого завета: «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книга Исхода(22:18). 

         Колдунами и ведьмами являлись  простейшие, совершенно невежественные  и часто, даже в большинстве,  совсем неграмотные мужики и  бабы, и преимущественно бабы; ведьм  было гораздо больше, чем колдунов, и костры инквизиции обагрены были главным образом женской кровью.

         Женщины с большей легкостью,  чем мужчины, встают на путь  суеверия, ведь они более доверчивы,  чем мужчины, о чем сатана  прекрасно знает, поэтому он  и обращается, прежде всего, к ним. Они более впечатлительны от природы, а значит, более податливы дьявольским иллюзиям. И, наконец, они очень болтливы и не могут не разговаривать, передавая друг другу искусство магии. Их слабость заставляет их использовать тайные средства, чтобы отомстить мужчинам посредством колдовских наговоров и проклятий.  

         «Нет чуда в том, - говорится  в «Молоте ведьм», - что еретичеством  ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». «Правильнее называть  эту ересь не ересью колдунов, а ересью по преимуществу ведьм, чтобы название получилось от сильнейшего. Да будет прославлен всевышний, по сие время охранивший мужской род от такой скверны. Ведь в мужском роде он хотел для нас родиться и страдать. Поэтому он и отдал нам такое предпочтение» - писали Я. Шпренгер и Г. Инститорис в своём «Молоте ведьм». Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали, ведь еще Св. Иоанн Златоуст писал, что женщина есть «враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской». Могущества ведьм было вполне достаточно, чтобы внушить к ним ужас и заставить трепетать весь народ. Однако между ведьмами существовала некая разница. Я. Шпренгер и Г. Инститорис насчитывают три группы ведьм: 

  • те, которые  могли наносить зло, но не могли его  исправить;
  • те, которые моги только устранить зло, но не могли его нанести;
  • те, которые могли причинить и устранить зло – самые опасные ведьмы, т.к. чем больше они гневят бога, тем больше силы и могущества даёт им дьявол;
 

         Главным толчком для распространения  веры в ведьм и колдунов, её  успех и широчайшее распространение  зависело, в первую очередь, от  широкой её популярности в  среде духовенства. Инквизиция истребляла ведьм, тем самым открыто признавая их существование и пропагандируя тем самым страх в населении перед силами зла; инквизиция не отрицала того, что человек либо по своей доброй воле, либо совершенно сам того не подозревая, может войти в сношение с дьяволом и верно служить ему, взамен получая сверхъестественные силу и мощь. И такая перспектива служения дьяволу была выгодна большей части народа, особо для народа бедного и угнетённого, прослыть колдуном или ведьмой означало проявления страха и боязни в его сторону. Неверно, что договор с сатаной был легкомысленным, безрассудным поступком какого-нибудь влюбленного или скряги. Если обратиться к здравому смыслу, к человеческой природе, то, напротив, становится понятным, что на такой шаг был крайностью, был вызван беспредельным отчаяньем, страшным гнетом обиды и нужды. Ведьму старались задобрить, прийти к ней на помощь, тогда, когда люди понимали, что даже церковь бессильна в борьбе со злом и несправедливостью. Всякая сила вызывает перед собой преклонение, а средневековый католицизм сделал из образа сатаны такую силу, которой, в конце концов, стала страшиться даже сама создавшая его римская церковь.  

 Таким образом,  развитие охоты на ведьм связано,  в первую очередь, с деятельностью  церкви, которая, признавая колдовство, вступало с ним в борьбу, используя все возможные методы и ставя под обвинение совершенно неповинных людей, и чаще всего женщин, т.к. как уже было сказано выше, по церковным убеждениям женщина являла собой слабое и подверженное соблазну существо. Подтверждение своих предположений о существовании колдовства и о связях с дьяволом простых людей, инквизиторы получали от еретиков, которые под пытками признавались в желаемых инквизитором проступках и невиданных вещах. Именно на этом этапе, охота на ведьм начала приобретать размах эпидемии, под пытками еретики признавались в связях с дьяволом и создавали благодатную почву. 
 
 
 
 

Процессы  над ведьмами 

 «Охота на ведьм» состояла из нескольких этапов: 

  1. Арест и  предъявление обвинений.
 

       Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого. Надо заметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня». Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения. В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения, хотя зачастую никакой проверки и вовсе не осуществлялось, и судьи оправдывались тем, что сделка с дьяволом суть «преступление исключительное», и наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, а в таких делах достаточно одних только слухов. Еще одним путём для начала расследования дела являлась молва, дошедшая до слуха инквизитора, что в таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем то и тем то. Это – обвинение путем инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого либо обвинителя, а по своему собственному почину. Итак, едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Для доказательства вины необходимо одно из трех: 

1) Очевидность  проступка.

2) Закономерные  доказательства свидетелей.

3) Личное признание  вины. 

 Если судьи  укреплялись в своих подозрениях,  следовал арест. При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумела призвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будет схвачена, её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму, считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть своею силою и разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как только лица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленно лишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение, колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию. При взятии ведьмы под стражу не надобно давать ей времени оставаться одной в комнате. Этим она лишается возможности принять известные колдовские снадобья, дающие ей возможность молчать и не сознаваться, несмотря на пытки. Не мешает при этом произвести самый тщательный обыск в том доме, где живет обвиняемая. Если она – известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудия колдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или есть подруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствия доноса на них. Арест повергал обвиняемого в настоящий ужас, так как тюрьмы в те времена представляли собой ужасное зрелище, особенно тяжело приходилось женщинам: они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Охота на ведьм: теоретическое и практическое обоснование