Нравственный мир человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание

Анализ нравственного потенциала культуры, способов и путей освоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места в системе культуры и роли в жизни человека и общества.

Работа состоит из  1 файл

нрав.мир человека КР.docx

— 27.80 Кб (Скачать документ)

1. Нравственный мир человека

Нравственный  мир человека – целостная система  элементов, охватывающая нравственную культуру человека. Понятие нравственной культуры складывается из двух понятий  – «культура» и «нравственность», в своем сочетании подчеркивающих, с одной стороны, значение нравственности как самого чуткого индикатора культуры, с другой – собственно культуры, насыщающей нравственность высокой  духовностью. Анализ нравственного  потенциала культуры, способов и путей  освоения ею нравственного опыта  поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места  в системе культуры и роли в  жизни человека и общества.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения  и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность  и другие);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Так, «золотое правило» нравственности повелевает и  рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что  бы относились к тебе». Оно может  быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один  трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным  межличностным отношениям, третий –  к профессионально-служебным. Таких  вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл  данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые  всегда так много значили для  человека. Без них немыслимо представление  о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше  всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно  сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление  личности можно рассматривать и  как становление ее нравственного  сознания – специфического и свойственного  только человеку способа понимания  им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

1.1 Мораль

Слово «мораль» (от латинского mos, mores – нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке  то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения  между моралью и нравственностью  и считают эти слова синонимами. Другое значение этого слова –  закон, правило, предписание. В современной  философской литературе под моралью  понимается нравственность, особая форма  общественного сознания и вид  общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений  и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное  – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам  общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что  эти представления менялись со временем, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев  и групп. Отсюда же – специфичность  морали у представителей различных  профессий. Все сказанное дает основание  говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью  понимают один из основных способов нормативной  регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного  сознания и вид общественных отношений.

Мораль  по большому счету это система  ценностей характерная определенному  человеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной  власти, а на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль» - используют как отдельное  нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сей басни такова…) Слова «моральный» и «моральность»  применяют скорее как качественное определение поступка, в контексте  пристойно и достойно ли это.

Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших  основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые  сложились в данном обществе, в  среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти  нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются  следующим образом: «так принято» или  «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари  велось», «наши отцы и деды так  поступали и мы будем так же». Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято  или не принято в данном обществе, нельзя понять, «что такое хорошо»  и «что такое плохо».

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с помощью одобрения  одних поступков и осуждения  других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные  нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые  становятся следствием добросовестного  выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных  норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании  ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда  прочной основой нравственной поведения  личности становится совесть.

О реальности названия трех обоснований морали говорит  вся ее история. Зафиксировано это  и народной мудростью. Ведь недаром  говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие  средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого  честь не берет, того палка проймет», – говорит одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения  человеческой личности.

 

1.2 Категории добра и зла

Категории добра и зла являются основополагающими, фундаментальными категориями нравственного  сознания. Наука о морали не определяет, что добро, а что – зло. Этим занимается этика. Добро и зло  – основные категории этики, употребляемые  при нравственных оценках отдельных  явлений, поступков, мотивов деятельности людей и т.д.

В этическом  отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к  коллективу с точки зрения добра  и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется  тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем  сконцентрировано то, что есть в  реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а  также образа жизни.

В широком  смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные  ценности вообще. Мы употребляем эти  слова для обозначения самых  различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой.

В историческом развитии ценностного сознания, в  истории моральной философии  и моралистики несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в  употреблении слова «добро». Самым  важным при этом было различение добра  в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае – это хорошее, т.е. приятное и  полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах  и т.д., а в другом – есть выражение  добра, т.е. ценного самого по себе и  не служащего средством ради иной цели.

Добро в  этом втором абсолютном значении –  моральное, этическое понятие. Оно  выражает положительное значение явлений  или событий в их отношении  к высшей ценности – к идеалу. Зло есть противоположность добра.

Добро и  зло связаны тем, что они взаимно  отрицают друг друга. Они содержательно  взаимозависимы. Существует такая точка  зрения, что добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Противоположность добра и зла  абсолютна. Эта противоположность  реализуется через человека: через  его решения, действия и оценки.

А потому каждому из нас, живущих на земле  людей, необходимо осознать свое великое  предназначение – бороться со злом и творить добро, потому что вне  добра нет культуры. Почва зла  для нее губительна. Без культуры жизнь человека, если не физическая, то духовная, обречена на гибель.

1.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные  регулятивы культурологического  процесса

Совесть, категория этики, характеризующая  способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых  поступков; одно из выражений нравственного  самосознания личности. Совесть проявляется  как в форме рационального  осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в  форме эмоциональных переживании (например, «угрызений совести»). В идеалистической  этике совесть истолковывалась  как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку нравственного  чувства и т.п.

Совесть - высшая инстанция, определяющая меру ответственности человека за все  доброе и злое, совершенное им в  жизни. Совесть настолько всеобъемлюща, что становится, по существу, синонимом  нравственности. Человек, лишенный совести, безнравствен, для него существуют лишь внешние регуляторы – общественное мнение, правовые нормы или страх  перед Божьей карой. Но гнев Бога и  неотвратимость Страшного суда –  угроза чрезвычайно зыбкая и не является угрозой для всех, а общественное мнение имеет смысл лишь в том  случае, если его требования созвучны душевному складу личности, соответствуют  системе ценностей, сложившейся  в обществе или социальной группе, к которым принадлежит личность.

Совесть – это то, что не имеет степеней сравнения. Она не может быть «более или менее чистой». А. Швейцер  вводит понятие «больной» совести, подчеркивая тем самым ее особую ранимость, возникающую в результате осознания человеком своего несовершенства. Совесть, считает ученый, – чуткий барометр, указывающий на отступление  человека от нравственного идеала. Человек совестливый находится  в постоянном эмоциональном напряжении, критически оценивая свои поступки. Тот  же, у кого совесть отсутствует, не склонен к подобному самоистязанию. Он не испытывает угрызений совести  и не страдает от своего несовершенства.

Несколько иную интерпретацию совести как  нравственного регулятива можно  найти в работах Э. Фромма, выделявшего  два вида совести: авторитарную и  гуманистическую. Авторитарная совесть  представляет собой, по Фромму, усвоение этических норм, выработанных церковью, государством, родителями, общественным мнением и т.д. Заданные внешними авторитетами, запреты и веления  такой совести могут не только не выражать ценностных суждений и  убеждений самого человека, но и  противостоять, противоречить им. Независимо от того, как нравственные предписания  будут субъективно восприниматься личностью, следование им будет поощряться совестью или осуждаться, причем угрызения  совести за отступничество могут  быть достаточно серьезными и болезненными.

Информация о работе Нравственный мир человека