Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:03, реферат

Описание

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Содержание

Введение
1. Субкультура молодежи.
Специфические черты российской молодежной субкультуры. Прочие особенности молодежной субкультуры. Катализаторы возникновения молодежных движений. Откуда и почему появляются выпавшие люди?
2. Неформальные объединения молодёжи.
Признаки неформалов. Типичные неформальные объединения.
3. Молодежные направления и их особенности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Молодежная субкультура.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

по  дисциплине: Культурология 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 
 

на  тему: «Молодежная субкультура». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г.

План 

Введение

1. Субкультура  молодежи.

Специфические черты российской молодежной субкультуры. Прочие особенности молодежной субкультуры. Катализаторы возникновения молодежных движений. Откуда и почему появляются выпавшие люди?

2. Неформальные  объединения молодёжи.

Признаки неформалов. Типичные неформальные объединения.

3. Молодежные  направления  и их особенности

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые  являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Воспроизводство  и передача  культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

     Во  всех обществах существует множество  подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой. Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

     Термин  «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

     Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

     Иногда  группа активно вырабатывает нормы  или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

     Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. 

 

      1. Субкультура молодежи 

     Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и  обусловлена ею даже в своих контркультурных  проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

     Специфические черты российской молодежной субкультуры

     Рассмотрим  их состояние на текущий момент и  в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

     1. Преимущественно развлекательно-рекреативная  направленность.

     Наряду  с коммуникативной (общение с  друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

     2. «Вестернизация» (американизация) культурных  потребностей и интересов. 

     Ценности  национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

     Однако  вестернизация культурных интересов  имеет и более широкую сферу  приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

     3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

     Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских  вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает  креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

     4. Слабая индивидуализированность  и избирательность культуры.

     Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» — «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

     5. Внеинституциональная культурная  самореализация.

     Данные  исследований показывают, что досуговая  самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

     6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. 

     Народная  культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой  концессии.

     Прочие  особенности молодежной субкультуры

     Ее  определяющей характеристикой в  России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

     Известно, что молодежь – наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет. Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

     С конца 80-х годов ситуация в нашем  массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко  изменяться, приобретая всё более  негативный характер. В частности  «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства» (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. Репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье «заморского» искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к «русской вариации на тему демократии» (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

     С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются, но все же не достаточно…

     Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к «русской демократии» (очень близкой к «плутократии» Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

     Катализаторы  возникновения молодёжных движений

     «Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию». Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

     Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте  — кризис общества, неспособность  его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью — пенсионеры — не спешат на «тусовки» — там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о «новом поколении»; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва. Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

     Возьмём для примера крайний случай. Все  без исключения «пиплы» (члены «Системы») настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта «Системного» самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к «лиминальным сообществам», то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат. «лимен»-порог). Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Информация о работе Молодежная субкультура