Культура Японии в период Хэйан IX – XII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:49, реферат

Описание

Период с IX по XII век в Японии характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, что привело к ослаблению централизованного государства и перестройке системы политического управления.
Постепенно собственность на землю перешла из рук правителя к отдельным феодалам, среди которых выдвинулся могущественный род Фудзивара. Представители этого клана подчинили своему влиянию двор, став на многие годы хозяевами в стране.

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.docx

— 18.72 Кб (Скачать документ)

Реферат.

Культура   Японии  в период   Хэйан

IX – XII  вв.

 

Слайд 1

Период с IX по XII век в  Японии характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений, что  привело к ослаблению централизованного  государства и перестройке системы  политического управления.

   Постепенно собственность  на землю перешла из рук  правителя к отдельным феодалам, среди которых выдвинулся могущественный  род Фудзивара. Представители  этого клана подчинили своему  влиянию двор, став на многие  годы хозяевами в стране.

 

Слайд 2

Для укрепления своих позиций  Фудзивара в 794 году перенесли столицу  в провинцию Ямасиро, где были расположены их собственные владения. Основанный ими город Хэйан (современный  Киото) почти на четыре столетия стал центром политической и духовной жизни страны, а этап с 794 по 1185 год  получил наименование Хэйан (мир  и покой). Но культура этого этапа  не была единой. За длительный период своего существования она претерпела многие изменения. Ранний период (или Дзеган, 794-894) ознаменовался перестройкой взглядов и представлений, сложившихся в VII-VIII веках. Поздний период (или Фудзивара, X-XII вв.) вошел в историю Японии как время расцвета изысканной столичной  культуры, породившей неповторимые в  своей самобытности творения поэзии и прозы, архитектуры и живописи.

 

 

Слайд 3

Религия.

 В первую половину  периода Хэйан возникли первые   религиозные направления японского  буддизма – тэндай и сингон.

 

*  В это же время  складывалась и многорелигиозная  система, включавшая синто, инь-ян, конфуцианство и буддизм. В  сфере влияния синто остались  ритуалы, касающиеся предков,  и ритуалы, связанные с бытом  (рождение, свадьба). Обряд похорон  был в ведении буддийских монахов.

 

* Еще одним направлением  буддизма стала секта «дзедо»,  ратовавшая за упрощение буддистского  учения и приспособление его  к нуждам простого японского  народа. Согласно этому учению, достаточно  было произнести: «О милосердный  Будда Амида!», чтобы гарантировать  себе избавление от грехов.

 

Слайд 4, Слайд 5

Архитектура и скульптура.

В архитектуре и скульптуре можно выделить два основных направления  в зависимости от того, какое из религиозных течений влияло на создание того или иного архитектурного памятника. Так, первые храмы школ Сингон и Тэн-дай  отличаются значительной простотой  и скромностью отделки.

Слайд 6

  Далее, подход к  окружающему миру стал более   многогранным, более поэтичным отношение  к природе.  Появляется выразительность  горных монастырей в гармонии  с окружающей средой. Главным  в них была не монументальность  форм, а, наоборот, их неприметность  на фоне природы. Построенные  на скалах, опираясь своими опорами  на горы, они нависали над пропастью,  символизируя зыбкость человеческого  бытия.

 

Слайд 7

Изменения претерпел и  облик каждого здания. Монастырь  секты тэндай Энрякудзи, возведенный  на горе Хиэй, первоначально состоял  из трех групп небольших строений, главное из которых имело всего 5 м в ширину и 4 м в глубину. Подобно синтоистским святилищам, они  опирались на столбы, перекрывались  кровлями из темной кипарисовой коры. Пейзажность горных монастырей подчеркивалась и одиноко возвышающимися среди  леса пагодами, покрытыми древесной  корой.

 

Слайд 8

В IХ веке наблюдается большое  разнообразие внешнего вида пагод: они  становятся более изящными и живописными.

   На основе слияния  местных и привнесенных традиций  в их конструкциях был применен  ряд новых решений, отвечавших  нарастающей тяге к живописности. При монастырях возникли глинобитные  и оштукатуренные реликварии  Тахо-то, сочетающие в себе полусферический  корпус с четырехскатными крышами,  характерными для японских пагод.

 

Слайд 9

Что касается  скульптуры, то для раннего Хэйанского периода  было характерно создание скульптуры из одного куска дерева. Получил  развитие и особый метод резьбы по дереву – хомбо.

 С начала XI века широкое  распространение получил метод  киёсэ, который состоял в том.  что скульптура изготовлялась  по частям, которые после обработки  плотно соединяли друг с другом. Это метод так называемой блочной  скульптуры. Считается, что он  был разработан и освоен скульптором  Дзете. 

 

Слайд 10

Метод киёсэ возник на базе метода сэгура, заключавшегося в том, что статую делали полой, причем постепенно полыми стали делать не только голову и туловище, но и конечности.

 

Слайд 11

Все большее распространение  получает светская скульптура, появляются и развиваются портретные ваяния. Хотя они создавались по буддистским  канонам, все более заметны в  них национальные черты: особенности  внешности, одежды, прически и т. п., что говорит о зарождении чисто  японского искусства

 

 

Слайд 12, Слайд 13

Живопись 

Японская живопись и графика  очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные  росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся  на шелке и бумаге, альбомные листы  и веера

 

Слайд 14

Многоцветные иконы-свитки IX-X веков, заполненные изображениями  демонов, яростных защитников веры, помещавшиеся в темные интерьеры горных храмов, характеризуются чертами мистической  отвлеченности, сближающими их со скульптурой.

 

Слайд 15

Попытки создать схематическое  изображение мироздания привели  к рождению синтезирующей алтарной иконы – мандалы понятие об иерархической расстановке всех богов, духов и стихий вселенной. Мандалы писались золотом и серебром на плотном шелке красного или  фиолетового цветов.

 

Слайд 16

Литература.

Хэйан принято считать  расцветом японской поэзии. В литературе этого периода создается жанр «танка» (5-7-5-7-7). Танка считалась  драгоценностью, по умению составлять танка судили о человеке. Выдающимся памятником литературы того времени  стала поэтическая антология  «Кокинсю», созданная в Х веке, которая становятся обязательным чтением  аристократов.

Среди прозаических произведений известность получили «моногатари» (повести). Одним из первых памятников подобного жанра стала «Повесть о старике Такэтори»

Еще одним направлением развития японской литературы стало появление  и развитие романа, первым памятником которого стал роман «Гэндзи-моногатари», написанный придворной дамой Мурасаки Сикибу. Сюжет представляет собой  описание жизни одного из незаконнорожденных сыновей императора Гэндзи, охватывающее почти 70 лет его жизни и жизни  страны.

 

Слайд 17

Японское письмо уже давно  базировалось на иероглифах, но теперь к ним добавилась ещё и азбука: катакана, использующая части китайских  идеограмм, и хирагана – чисто  японская слоговая азбука.

В период Хэйан бумагу делали цветной, украшали тиснением, рисунками  и золотым или серебряным напылением.

 

Слайд 18

Благодаря хирагане в Японии начала появляться и распространяться отечественная литература, значительная часть которой была написана женщинами, не знавшими китайского письма в отличие  от мужчин того же периода. Лирика современного японского государственного гимна  «Кими-га ё» была написана именно в  эпоху Хэйан.

Слайд 19

 Развитие столичной  культуры на протяжении периода  Хэйан повлекло за собой расцвет  декоративных искусств.

 

   Предметы утвари XI-XII веков отмечены печатью изысканной  красоты.

   Усложнение духовных  потребностей и развитие художественного  вкуса сказались, прежде всего,  в изготовлении вещей, связанных  с нуждами образованных слоев  населения.

   В быту хэйанской  знати еще более важное, чем  прежде, место заняли лаки. Лак  широко применялся в храмовом  зодчестве, для покрытия домашней  утвари, предметов обихода. Совершенствуется  его технология. На первое место  выдвигается техника маки-э.

 

Слайд 20

Послесловие

Период с IX по XII век –  это период ослабления власти императора и переход ее в руки феодалов во главе с родом Фудзивара. Религиозно-философских  взглядах японцев происходит ряд  существенных изменений. Буддизм превращается в государственную религию и  принимает сначала за основу учение эзотерического буддизма, а затем  – культ Будды Амиды. Всё это  приводит к значительным переменам  в архитектуре и, прежде всего  в храмовом строительстве, скульптуре и живописи.

В период Хэйан появляются лучшие образцы японской литературы, от стихов до романов и дневников. 

 

Слайд 21

То, что было создано в  Японии в эти четыре столетия не утратило своей ценности и в XX в.

 

 

 


Информация о работе Культура Японии в период Хэйан IX – XII вв