Культура Византии. Особенности и основные направления художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:14, реферат

Описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

Содержание

1. Введение стр.3
2. Христианство как основа художественной культуры Византии стр.5
3. Художественная система Византии стр.9
 Архитектура стр.9
 Изобразительное искусство стр.15
 Иконопись стр.19
 Музыка стр.22
 Театр стр.24
 Литература стр.25
4. Заключение стр.28
5. Используемая литература стр.29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная культурология.docx

— 63.25 Кб (Скачать документ)
:18pt">Безраздельное господство христианского  мировоззрения стало определяющей чертой духовной жизни Византийской империи к середине VII столетия. Церковь активно и последовательно боролась с народной музыкой, стремясь вытеснить многочисленные ее жанры из жизни различных слоев византийского общества. Поскольку прихожане, а то и церковные певчие нередко использовали интонации народных песен в музыке богослужений, Шестым Вселенским собором православной церкви было принято специальное постановление: «Мы желаем, чтобы присутствующие в церкви не применяли бессмысленных воплей, не принуждали (свое) естество к крикам, не добавляли не подобающих и не свойственных церкви (звучаний), а с великим вниманием и благочестием возносили псалмодии...».

Церковно-музыкальная реформа  упорядочила литургию, ввела в  церковный обиход новые песнопения, систематизировала и регламентировала репертуар. Упорядочивание богослужения способствовало закреплению в церковной  музыкальной практике определенных жанров, таких как псалом, антифон.

С середины VII в. самым популярным жанром становится канон-музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ одной из девяти библейских песен и Ветхого и Нового Заветов.

Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, последовавшую  за стихом какого-либо псалма. Позднее  он стал составной частью гимнографии.

Усложнилось организационное  и художественное руководство хором. Появились канонархи — монахи, которые ударами палки призывали братию к пению, суфлировали солистам и хору. Доместики исполняли сольные партии, дирижировали хором, обучали хористов. Певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях. Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданию «литургических книг» — рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения.

В конечном счете, византийская церковь добилась желаемого: религиозная  музыка заняла доминирующее положение  в музыкальной культуре империи. Подобное положение сложилось и  в театральном искусстве.

3.5 Театр

Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим. В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т. п.). Качественно новый момент в отношениях церкви с театром наступает с появлением литургической драмы — мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников.

В XI—XII вв. в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он и продолжал существовать.

3.6 Литература

В византийской литературе наблюдается два направления: одно в основе имеет античное наследие, второе отражает христианское мировоззрение. В IV—VI вв. широко распространены античные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротические повести. С конца VI — начала VII в. развивается церковная поэзия — гимнография. ВVII—IX вв. большую популярность приобретает жанр назидательного чтения — жития святых.

На литературе VIIIX вв. сказалась потеря Византией многих культурных центров в результате арабских завоеваний и сужение границ империи. Утеряны были Александрия, Антиохия, другие центры эллинистической культуры. Это привело к тому, что практически единственным литературным языком становится греческий язык. Даже переводов с других языков в византийской литературе почти нет.

Развитие литературы XI—XII вв. прошло под знаком возрождения интереса к античности и светским жанрам. Среди византийских литераторов до этого времени преобладали священники и монахи. Теперь происходит расширение круга людей, причастных к литературной работе. Появляются литературные кружки, салоны, развивается меценатство. Складываются условия для оформления, созревшего в недрах народной поэзии героического эпоса.

Дальнейшее литературное творчество связано с теми жанрами, которые утвердились в предшествующие столетия. Кризисное состояние империи  в XIV—XVвв. усилило интерес к жанру сатиры.

Византийская литература не дала столь громких имен, как, например, литература античного мира. Отчасти это объясняется тем, что в Византии было принижено  личностное (авторское) начало, так  как большинство авторов религиозных произведений были священнослужителями. Но главное в другом: литературное творчество византийцев либо продолжало античные традиции, либо выступало, по сути, на службе у христианской церкви.

Одним из тех, кто стоял  у истоков церковной поэзии, был  византийский поэт VIв. Роман Сладкопевец — выдающийся представитель жанра гимнографии. Он вошел в историю литературы как основатель особой поэтической формы, получившей название кондак. Поэтическое произведение объемом от 18 до 24 больших строф объединялось единообразной метрической структурой и сквозным рефреном.

Поэзия Сладкопевца была пронизана идеями раннего христианства. Выступая защитником обездоленных, он писал о несправедливостях жизни и горькой доле бедняков.

Большая часть поэтических  произведений относилась к литургической  поэзии (церковные песнопения, гимны) и включались в богослужение. Иной род религиозной литературы представляли жития святых — агиография. Этот жанр неизменно пользовался популярностью среди широких масс населения. Как правило, житийная литература отличалась занимательностью, остротой сюжета, реалистичностью описаний, жизненностью деталей. Герои житий нередко были неимущими и угнетенными. Они боролись со злом и неправдой, побеждали богатых и сильных, совершали мученические подвиги во славу Бога. Гуманизм и милосердие были присущи большинству византийских житий. Вместе с тем, агиография проповедовала аскетизм, смирение, внушала надежды на чудо и потустороннее воздаяние.

Высшего расцвета византийская агиография достигла в IX столетии. В середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны и переписаны хронистом Симеоном Метафрастом.

В Византии, как ни в какой  другой стране средневекового мира, были устойчивы традиции античной историографии. Труды большинства византийских историков по характеру изложения, языку, композиции уходят корнями к классикам греческой историографии — Геродоту, Фукидиду, Полибию. С VI—VII вв. известны труды Прокопия Кессарийского, Агафия Миринейского, Менендра Феофилакта, Самокатты, особое место среди них занимает Прокопий Кессарийский. Его главные труды — «История войн Юстиниана с персами, вандалами, готами», «О постройках Юстиниана».

XI—XII вв. — время расцвета собственно византийской историографии. Появляются авторские, эмоционально окрашенные сочинения Михаила Пселла, Анны Комниной, Никиты Хотиаты и др., где историки из регистраторов фактов превращаются в их истолкователей. Исторические хроники приобретают черты исторического романа, что отвечало новым эстетическим вкусам читателей. Стираются границы между собственно историческими сочинениями и исторической прозой. Настроения людей по отношению к историческому знанию, характерные для времени, прекрасно выразил один из крупнейших византийских писателей второй половины Xв., автор десяти книг «Истории» Лев Диакон.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры  античности в XI—XII вв., привело к появлению новых литературных сюжетов, художественных форм. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной литературы.

Появляются поэтические  сочинения на народном, разговорном  языке. Важной вехой в истории  византийской литературы стало создание на основе цикла народных песен героического эпоса. Это была поэма о легендарном  герое Дигенисе Акрите, в котором воплотился идеал воина — защитника границ империи от арабов.

 

4. Заключение.

Таким образом, византийская культура сложилась на стыке различных  культур, составивших ее основание: развитые культуры греческой и римской  античности, вполне сложившиеся культуры Востока и примитивные культуры различных племен, населявших огромные просторы империи. Объединяющим началом  в этой пестроте выступили византийская государственность, опирающаяся на православное христианское мировоззрение, и греческий язык, обеспечивший осознание  единой государственной целостности. Все эти факторы способствовали возникновению нового качества соединения восточных и западных тенденций  в едином контексте византийской культуры, в недрах которой постоянно  сохранялась античность. Возможностями  живой связи с ее традициями мир  обязан в какой-то мере именно Византии.

Главной особенностью всего пути византийской культуры была постоянная борьба между  различными влияниями, между старым и новым, между высокой духовностью  и жестким практицизмом. Влияние  Византии на мировую культуру огромно. Несмотря на произошедший в XI веке разрыв между церковью Запада и Византией, между католичеством и православием, многие идеи, а особенно ереси, были восприняты на Западе. Такие западные еретики, как альбигойцы, катары и  другие, прямо связаны с антифеодальными  движениями Византии, Византийское искусство  могло восприниматься различно, но элементы византийской архитектуры, иконописи  можно встретить в искусстве  Западной Европы, особенно сильное  влияние культура Византии оказала  на культуру России. Начиная от государственности, принятия православной религии и  кончая строем церковного ритуала, архитектурным  и иконографическим каноном, даже многими  элементами быта, Россия как бы приняла  наследство, оставленное ей византийской культурой.

 

5. Используемая литература:

1. Культура Византии в  трех томах; Изд. “Наука”, Москва 1984, 1989 гг.

2. Бычков В.В. Византийская  эстетика. М., 1977

3. Культура Византии IV -- первой  половины VII в. М-,1984. Культура Византии  второй половины VII -- XV в. М., 1989.

4. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

5. Столяров Д. Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии.

~ ~

Информация о работе Культура Византии. Особенности и основные направления художественной культуры