Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание

Культура в теории психоанализа З. Фрейда
Культура в аналитической психологии К. Юнга

Содержание

План.
Введение.
Культура в теории психоанализа З. Фрейда
Культура в аналитической психологии К. Юнга
Заключение.
Список литературы.
 

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культуре.docx

— 41.74 Кб (Скачать документ)

В противоположность теоретикам, которые причину человеческого  поведения пытались отыскать во внешней  среде, вызывающей ответную реакцию  человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие  мотивационную структуру поведения  человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие  бессознательного влечения, которое  он в качестве условного допущения  и положил в основу мотивации  поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем  реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего  живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации  человека.

Фрейд далеко не первый подошел  к рассмотрению влечения в качестве основной движущей силы поведения человека. Начиная с древнегреческой философии и вплоть до ХХ столетия предпринимались самые разнообразные попытки обоснования аналогичного взгляда на сущность человеческого поведения. Аристотель одним из первых попытался рассмотреть влечение как основу деятельности человеческой души. Однако, сопоставив значение влечений, стремлений и ума в душе человека, он пришел к заключению, что главным двигателем человеческой души является не ум, не влечение, а такая способность души, которая называется стремлением. К осмыслению роли влечений не раз обращались такие мыслители, как Декарт, Локк, Спиноза, Кант, Гегель.

Наиболее близкой фрейдовскому подходу была позиция Спинозы. Согласно его взглядам, влечение есть не что иное, как "самая сущность человека": природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида, и, следовательно, "человек является определенным к действованию в этом направлении". В спинозовской трактовке влечения, таким образом, содержатся все элементы, которые позднее легли в основу психоаналитической концепции Фрейда: представление о влечении как движущей силе человеческого поведения; мысль о том, что сердцевиной влечений являются такие стремления, которые направлены, прежде всего, на сохранение человеческого вида. К таким выводам Фрейд пришел, прежде всего, на основе изучения симптомов неврастении. Но вполне возможно, что и соответствующие философские идеи и теории, в том числе идеи Спинозы, оказали определенное влияние на Фрейда.

При всем этом проблему влечений, которая была объектом размышлений  многих мыслителей прошлого, Фрейд  не просто поставил в центр своих  психоаналитических концепций. Через  призму бессознательных влечений он попытался рассмотреть как поведение  отдельного человека, так и всю  историю развития человечества. Это  было неправомерной экстраполяцией частных выводов на более общие  закономерности исторического процесса. Выдвинув гипотезу о бессознательных  влечениях как основе мотивационного поведения человека, Фрейд задался  целью выявить так называемые "первичные влечения", составляющие ядро бессознательного. Он долгие годы посвятил исследованию данной проблемы, постоянно внося коррективы в  понимание природы "первичных  влечений". Но проблема "первичных  влечений" оказалась, намнем преткновения, как для Фрейда, так и для его последователей. Вся история психоанализа в этом плане служит наглядной иллюстрацией опровержения первоначальных теоретических допущений его основателя.

В качестве основы "первичных  влечений", движущей силы бессознательного, Фрейд первоначально принял сексуальные  влечения, которые, как он ошибочно полагал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и  культурных достижений общества.

Фрейд был убежден, что  симптомы невротических заболеваний  следует искать в остатках и символах воспоминаний о сексуальных переживаниях, которые будто бы имеют место  в детском возрасте каждого человека. Эти забытые переживания детства  не исчезают, по Фрейду, автоматически, а оставляют неизгладимые следы  в душе человека, и только раскрытием и переведением в сознание этих следов воспоминаний можно добиться устранения болезненных симптомов. Отсюда - особая психоаналитическая процедура лечения  невротиков, которая определяется Фрейдом  как своего рода продолжение воспитания и направлена на устранение остатков детства.

Учение о сексуальной  этимологии неврозов переросло затем  у Фрейда в более общую теорию, согласно которой сексуальные влечения принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого  духа.

В рассуждениях философов, которые  еще задолго до Фрейда задумывались над тем, какую роль играют влечения в человеческой жизнедеятельности, явственно обнаружились две тенденции: одни говорили о сексуальных влечениях  как движущем начале человека, сводя  к ним всю человеческую любовь; другие давали более широкое толкование понятию любви, принимая любовные влечения за первооснову всего сущего.

Теоретическая позиция Фрейда в этом отношении не была однозначной. Первоначально в качестве "первичных" он рассматривал лишь сексуальные влечения. Затем он начинает различать две  группы "первичных влечений": сексуальные  влечения и влечения "Я" (или  самосохранения). Еще позднее, по мере того как фрейдовское понимание сексуальных влечений получало более широкую трактовку, близкую к платоновскому. понятию Эроса, включая в себя уже всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и т. д.), более расширительное содержание Фрейд начинает вкладывать и в понятие "первичные влечения". Он приходит к выводу, что "первичные влечения" составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете, он выдвигает гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют "инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт смерти" (Танатос).

Рассматривая развитие отдельного человеческого индивида и цивилизации  в целом как арену борьбы между  Эросом и Танатосом, Фрейд неоднократно подчеркивал, что подобное понимание является не более чем гипотезой, выдвинутой для того, чтобы как-то объяснить загадку жизни. И как всякая гипотеза, оно, следовательно, может быть опровергнуто новыми открытиями науки.

Казалось бы, подобное признание  Фрейда свидетельствует о том, что  он готов отказаться от тех теоретических  допущений, которые опровергаются  данными науки, однако на деле поступить  так он не смог. Все его коррективы носили частный характер, замыкались на различном понимании природы "первичных влечений" и не касались того допущения, согласно которому бессознательные влечения составляют скрытую сущность жизнедеятельности человека, то есть не затрагивали основ психоаналитического учения.

Согласно материалистическому  пониманию, определяющим моментом в  истории является, как указывал Ф. Энгельс, производство и воспроизводство  непосредственной жизни, то есть "производство самого человека, продолжение рода". Однако бессознательные влечения, участвующие  в этом процессе, составляют только одну его сторону, причем далеко не доминирующую. Поэтому глубоко ошибочно переоценивать их значение в жизни  отдельного человека и тем более  в историческом развитии человечества, как это имеет место в психоаналитическом учении Фрейда.

По замыслу Фрейда, раскрытие  природы бессознательных влечений должно было способствовать пониманию  динамики и способа функционировании всех психических процессов. Согласно его предположению, человеческая психика функционирует по своим собственным законам: ее деятельность автоматически регулируется "принципом удовольствия", направляющим бессознательные влечения в русло получения максимального удовольствия. То, что не доставляет удовольствия, отвергается психическим аппаратом, который как бы блокирует все другие выходы психическим актам, ориентируя их только в том направлении, где возможно достижение удовольствия.

  1. Культура в аналитической психологии К. Юнга

Юнг Карл Густав - швейцарский  психолог, родоначальник аналитической  психологии. С 1906 г. - ученик и ближайший  соратник З.Фрейда. Бессознательность  человека делится на личное и коллективное. Именно так считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе. Поступил в университет на медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией.

Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти  вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в  значительной степени имеют корни  в социально-культурных процессах. Согласно сложной концепции Юнга, структура человеческой психики  состоит из четырех универсальных  элементов:

  1. Личного сознания
  2. Коллективного сознания
  3. Личного бессознательного
  4. Коллективного бессознательного

В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал "разум  наших древнейших предков, способ, которым  они постигали жизнь и мир, богов и человечески существа". В центре юнговской концепции культуры лежит "коллективное бессознательное". Оно, по словам Юнга, "идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным." В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией "суперэго". По мнению Юнга, "коллективное бессознательное" передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

Архетип - содержание бессознательного, некоторые первичные отпечатки, по форме и содержанию сходны с мифологическими мотивами, в чистом виде присутствуют в фольклоре, мифах, легендах. Архетип - это абстракция, которая в культуре наполняется содержанием, хотя имеется множество общих мотивов - приключение героя, битва за отделение от матери - архетипы, архетипичные фигуры - божественное дитя, двойник, старый мудрец. Архетипы эмоционально окрашены и связаны с личным бессознательным, потому что коллективное и личное бессознательное находятся в тесном взаимодействии.

Выделяют несколько элементы архетипов:

  1. Эго - оценка в сознании, игнорирование бессознательного, эго- сугубо сознательное.
  2. Персона - каким человек являет себя миру, это в какой-то степени личность человека. Персона - лат "маска, личина". Выражение неадекватной персоны - человек без кожи.
  3. Тень - центр личного бессознательного, антипод персоны, не стоит пытаться искоренить тень, необходим компромисс с тенью.
  4. Анима - женский компонент в душе мужчины
  5. Анимус - мужской компонент в душе женщины. (Эти оба компонента - целостность человеческой натуры).
  6. Самость - индивидуальный архетип личности, её центр, структура, которая связывает воедино сознательное и бессознательное.

Эго - центр, Самость - наружность. "Самость" выступает, как субъект  целостной психики человека, как  центр личности, предопределяющий всю  жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей. По Юнгу, человек  подсознательно осознает свое отдаление  от природы, растущую пропасть между  его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем  менее начинают его устраивать эти  субституты и подсознательный процесс  сублимации заходит в тупик.

Сублимация перестает  действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс, как личности, так и общества в целом. При  этом бессознательное стремится  компенсировать односторонность и  безрассудство сознания. Вторжение "коллективного бессознательного" ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению  лжепророков (в истории XX века это  ярко проявляется в появлении  таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к  массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской  культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это  история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации  куплено дорогой ценой - ценой  отказа от единения с "душой" природы, от символа как образа бессознательной  энергии. Символы, как считал Юнг, открывают  человеку священное в природе  и одновременно предохраняют его  от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Юнг  ввел в психоанализ понятие "комплекс ", в том числе и "комплекс Электры ", под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.

Отвергнув теорию сексуальности  Фрейда, Юнг предложил понимать под  либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических  процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Юнг выделил два основных противоположных типа личностей:

  1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду.
  2. Интравертированный - обращающий психическую энергию внутрь самого себя.

Эта типологизация, как и ряд других фрагментов психосоциологии Юнга, стимулировала интерес ученых к проблемам взаимоотношения личности и социальной Среды и оказала определенное влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.

Информация о работе Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга