Культура Узбекистану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:10, контрольная работа

Описание

Пла С конца 18 в. Вновь застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 века междоусобицами и набегами кочевников. Монументальная архитектура в оснавном следовала традиционным схемам (медресе Хивы, Коканда, Андижана, Ташкента).

Содержание

1.Архитектура. Народное зодчество.

Декоративно – прикладное искусство…………………………..3- 6

2.Архитектура конца 19— начала 20 в.в…………………………6-10

3.Изобразительное искусство…………………………………….10 -13

4.Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг

Декоративно – прикладное искусство Советского Узбекистана.15-17

5.Литература. ………………………………………………………17-18

Узбекская советская литература

6.Музыка. Вывод……………………………………………………18

7.Список литературы………………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Узбекистан.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

           В графике этих лет, особенно в станковой, сохранялась фронтовая тематика (литографии В. Л. Рождественского, акварели Н. М. Герасимова, р. 1897, и С. А. Мальта). Дальнейшее развитие получило искусство оформления книги (И. Икрамов; В. Е. Кайдалов; К. П. Чепраков, р. 1907; С. М. Марфин, 1913—65; А. М. Венедиктов, р. 1913; А. К. Ошейко, р. 1913). Художники-иллюстраторы стремились к развитию среднеазиатской  изобразительной традиции (И. Икрамов), к соответствию оформительского решения книги, её идейно—художественному смысловому содержанию (В. Е. Кайдалов). В 50-е гг. в У. успешно работали скульпторы А. Н. Иванов (надгробие поэту Хамиду Алимджану), Ф. И. Грищенко (р. 1915), Н. К. Крымская (горельефы «Балерины»).

      Изобразительное искусство У. 2-й пол. 50—60-х гг. отмечено всесторонним развитием видов и жанров, значительным пополнением коллектива профессиональных художников, стремлением к раскрытию национального характера, к постижению внутреннего мира советского человека, к отражению современной действительности во всей её многогранности.

      В живописи постепенно произошли  значительные изменения: повысилась  конструктивная и эмоциональная  значимость цвета в картине,  свободней и разнообразней стали  композиционные и цветовые решения. Национальные по колориту жанровые и портретные работы Р. Ахмедова, насыщенные драматическим содержанием исторические полотна М. Саидова, напряжённые по цвету произведения Г. И. Улько (р. 1925), яркокрасочные жанровые картины Н. В. Кашиной, лирические тональные панорамные пейзажи У. Тансыкбаева, психологические портреты А. А. Абдуллаева свидетельствуют о достижениях узбекской живописи 60-х гг. В акварели больших успехов добились Г. Р. Шевяков (р. 1905), Ю. М. Павлов (р. 1935), К. П. Чепраков; в офорте и автотипии -  В. Н. Кедрин, К. М. Назаров (р. 1929), И. А. Юровский (р. 1920). Новый расцвет переживал сатирический журнальный рисунок (Б. С. Жуков, р. 1906; Н. П. Леушин, р. 1907; Д. Д. Синицкий, р. 1906; позднее — Т. Я. Мухамедов, р. 1935; Н. З. Тен, р. 1928; А. П. Четкаускас, р. 1931). С 1958 по инициативе графиков В. И. Евенко (р. 1925) и Д. И. Махотина (р. 1926) выходят издаваемые шёлкографским способом плакаты узбекской серии «Боевой карандаш». В графике 60-х гг. выдвинулась группа молодых художников-станковистов, посвятивших свои работы жизни, труду и истории узбекского народа.

    Экспрессивным штрихом, тяготением к символике  образов отличаются линогравюры  Г. А. Чиганова (р. 1925; серия «Молодость Узбекистана», 1960—67). Индивидуальностью характеристик выделяются гравюры А. Н. Циглинцева (р. 1927; серия «Незабываемые годы», 1963—69). Стремление к символической образности языка, монументальности характерно для автолитографий Ю. И. Стрельникова (р. 1937; серия «Идущие», 1967). Эмоциональный строй гравюр К. Башарова: (р. 1925) к поэме Алишера Навои «Лейли и Меджнун» (1968) созвучен лирике поэта.

    В 60-е гг. в У. развивается монументальная, декоративная и станковая скульптура. Возвышенным драматизмом образов  выделяется памятник красноармейцам, погибшим в борьбе с басмачами (бронза, гранит, 1967, скульпторы Ф. И. Грищенко, А. Л. Капцан, р. 1911, архитектор А. Бабаханое) в пос. Хамзаабад Ферганской области. Идею раскрепощения узбекской женщины убедительно воплотил скульптор В. В. Клеванцев (р. 1934) в образе узбекской актрисы Нурхон (статуя в Маргилане). Эмоциональной выразительностью пластического решения ясностью архитектурных форм отличается памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—45, в Намангане (1967, скульпторы М. А. Иванов, р. 1935, П. А. Иванов, р. 1938 Р. И. Немировский, р. 1937, архитекторы М. А. Аббасов п др.). С размахом градостроительства У., реконструкцией Ташкента после землетрясения связано возведение ряда значительных  монументов, выполненных скульпторами в творческом содружестве с архитекторами (памятник героям-комсомольцам в Ташкенте). Поиски синтеза  монументально—декоративной и мемориальной скульптуры  с формами современной узбекской архитектуры отличают произведения П. А. Иванова, Р. П. Авакяна (р. 1932) и др. скульпторов.

    Глубоким  пониманием национальных характеров проникнуты произведения М. Мусабаева (1927 «Девушка с рубабом», гипс, 1968 Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), тяготеющего  к классически  ясной пластической форме (памятник Улугбеку в Самарканде). Скульптурные портреты и жанровые композиции, посвященные народу У.. создали скульптуры Э. Алиев (р. 1937  «Портрет девушки» шамот, 1967, дирекция выставок Министерства культуры Узбекской ССР, Ташкент), Н. К. Крымская («Оленька», 1960), Д. Рузыбаев (р. 1939; «Саида», дерево, 1962), Я. Э. Феодоридис (р. 1924; «Песня», 1962), Я. И, Шапиро (р. 1937; «Идущий», гипс,  1967; все четыре — Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент),

      В конце 60—70-х гг. в изобразительном  искусстве У. ярче проявились  новаторские традиции. Художники ставят перед собой задачи активизации выразительных средств обогащения пластического языка искусства, образного обобщения натуры. Выделяются возвышенно-поэтические полотна Дж. Умарбекова (р. 1946; «Песня», 1969, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент) историко-революционные темы и портреты Р. Чарыева (р. 1931; «Б. Закиров» . 1969  Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), обобщённые образные пейзажи самаркандского живописца Н. В. Пращенка (р. 1938), проникнутые тонким пониманием национального колорита картины Б. Бабаева (р. 1937; Хивинские мастера», 1972, дирекция выставок Министерства культуры Узбекской ССР, Ташкент), а также живописные произведения Е. П. Мельникова (р. 1928), В. И. Бурмакина и др. Смелый художественный поиск и профессиональное мастерство выделяют графические работы В. С. Паршина (р. 1927; серия линогравюр «Первые шаги», 1971), М. А. Кагарова (р. 1940; серия линогравюр «Времена года», 1972). Тонкое знание узбекского быта и народных характеров отличает произведения графика Т. Мухамедова (р. 1935; иллюстрации к узбекским народным сказкам, 1969—71). В развитие узбекской пластики этих лет заметный вклад внесли молодые скульпторы — А. Байматов (р. 1934; «Чабан Мурат-ака», дерево, 1970), А. И. Джишиашвили (р. 1934). В. II. Дегтярёв (р. 1938), А. Ш. Шаймурадов (р. 1936: «Архитектор .Дильшода», мрамор. 1971).

     Декоративно-прикладное искусство Советского У. складывалось в 20 —30 -х гг.на основе использования традиций прошлого и преодоления дореволюционных упадочных тенденций; оно проникнуто жизнеутверждающим восприятием мира, стремлением отразить новую, советскую действительность (введением в орнаментику советских эмблем и новых типов изображений). Восстанавливалось большинство художественных промыслов. В оформлении абровых шелков для одежды преобладала унаследованная от ферганского традиционного ткачества изящная проработка сложного рисунка (А. Ахмедов, 1890—I9бЗ) в тканях для интерьера (покрывалах) прослеживаются позднебухарские черты (лаконичный узоркрупных компактных мотивов). Наряду с возобновлением производства традиционных набойки (А. Абдугафуров, 1867—1950; К. Кузыбаев, 1900—45; Г. Кузиев, р. 1902), паласов и ворсовых ковров делались попытки создания набивных тканей с сюжетно-тематическими изображениями (И. Толипов, р. 1905) и портретных ковров (Г. Абдуллаев, 1880—?); усиливалось изобразительное начало в художественной чеканке по меди. Традиции 19 в. развивали мастера ручной вышивки К. Мусаджанов (1878—1951), Рафкат Раджабова (р. 1898), Рафоат Раджабова (р. 1902) и др. (сюзане, тесьма для одежды, тюбетейки чустские «тус-туппи», шахрисабзские «ироки»), керамистьи Т. Миралиев (1878—.1951), . Шерматов (1871—1959), М. Исмайлов (р. 1906). Ювелирные изделия становились проще по форме, но в основном сохраняли традиционные черты. С сер. 30-х гг. налаживается производство промышленных художественных тканей (ситец, сатин — Ташкентский текстильный комбинат), стиль которых определялся освоением наследия народного искусства У. и достижений русского ситцепечатания. Вступивший в строй в послевоенные годы Маргиланский шёлковый комбинат (1947) выпускает набивные и жаккардовые ткани из шёлка и искусственных волокон, оформленные в едином для текстильной промышленности У. стиле, развивающем национальные традиции. В декоративно-прикладном искусстве 40—50-х гг. (керамика, чеканка, вышивка, набойка, резьба и роспись по дереву) усиливаются изобразительные тенденции; во многих произведениях орнамент вытесняют тематические композиции станкового характера, не отвечающие форме и назначению изделий. Массовая продукция сохраняла традиционный декор.

         В 60—70-е гг. в декоративно-прикладном  искусстве У. развиваются как  национальные, так и интернациональные  черты, растёт творческая активность  мастеров. Расширению промышленного  производства (тканей, вышивки, керамики, фарфора, металла, ювелирных изделий) сопутствует развитие традиционных народных промыслов. Изготовляются абровые шёлковые ткани ручного оформления (фирма «Атлас» в Маргилане; Наманганская шёлкоткацкая фабрика). Стремление откликнуться на события современности выразилось в создании декоративно-символических, динамичных по композиции узоров — «Спутник», «Восток», «Факел революции», «Звёзды Бируни» и др., решенных  в смело разработанной полыхающей цветовой гамме (мастера С. Ташпулатов, р. 1909; А. Хамидов,   р. 1929, и др.). Производятся паласы типов  «араби» с крупным раппортным узором, «гажары» а «терма» с чередованием гладких и орнаментированных мелким узором полос (Т. Тжураева, р. 1948;

     Б. Маматрахимова, р. 1915; Б. Мирзаева, р. 1907; О. Халматова, р. 1910). Для ручных выикивок подготавливают узоры рисовальщицы («чизмакаши»), владеющие старинным искусством создания за несколько минут сложноузорных композиций для изделий любого размера и назначения (Б. Ахатова, р. 1923; Ф. Рамазанова,  р. 1900: А. Шукурова, р. 1891). Вышиваются золотошвейные тюбетейки, жилеты, наволочки, туфли и пр. с условно трактованным растительным орнаментом, монументальные тематические юбилейные панно (Н. Аминов, р. 1908; М. Ахмедова, 1921—72; В. П. Столяров, 1918—71).  Для керамических центров У. характерно восстановление локальных особенностей на новаторской основе (У. джуракулов, М. Р. Искандеров, р. 1907; Ш. Каландаров, р. 1931; Мухитдин Рахимов; Махмуджан Рахимов, р. 1928; Х. Сатимов, р. 1889; У. Умаров, р. 1901; А. Хазраткулов, 1895—1974); в декор нередко вводят сюжетные изображения, усиливая его образную выразительность (С. Ф. Ракова, р. 1919). В мелкой керамической пластике наряду с традиционной глиняной игрушкой (У. Джуракулов, Х. Рахимова) получают развитие статуэтки юмористического бытового характера (А. Мухтаров, р. 1

    В фарфоре —. новом виде декоративно-прикладного  искусства У. (заводы в Ташкенте, основан в 1953, и Самарканде, основан  в 1970) — поиски художников направлены на освоение

традиционной  орнаментальной системы с включением современных мотивов и мажорным цветовым решением.

    Литература. В начале 19 в. Выдвинулись поэтессы Надира и Махзуна. Их творчеству свойственны формальное совершенство стиха и традиции любовной тематики. В 1-й половине 19 века передовое направление общественной мысли возглавили поэты Мухамед Шариф Гульхани  (нач.19 в.),  Махмур Агахи (1809-74), Гульхани, написанные в форме сказки по мотивам книги «Беседа птиц» поэта 12 в. Аттара, - блестящий памфлет против феодалов-правителей, реакцию духовенства и правственно опустошенных придворных. Популярность обрели сатирические сочинения Махмура, шедевром Узбекской классической литературы стало этическое наследие поэта и историка  Хорезми.  Ему принадлежало также сочинение «Трактат о грамотности» (1804) и исторический труд «Сад счастья» (незаконченный), эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный труд «Талисман влюбленных».

    Литература кон. 19- нач. 20в.в. формировалась под возрастающим влиянием русской культуры, чему способствовало присоединение ср. Азии к России. Появляются переводы русских писателей на узбекский язык. Видными представителями прогрессивно-демократической узбекской литературы были поэты Мукими (1851-1903), Закирджан Фуркат (1858-1909), Завки ,(1853-1921) Аваз Отар(1884-1915), поэтесса Дилшат, которая ввела в литературу социальную и общественно-политическую тематику, положив начало реалистическому изображению дествительности.

          Узбекская советская литература. В советское время открылись большие возможности для становления прозы. В 20-30-е годы утвердился жанр исторического и бытового романа: «Минувшие дни» (1925), «Скорпион из алтаря» (1929) Кадыри, «Мираж» (1937) Каххара, «Враг»(1939) Х. Шамса и др.

             В годы Великой Отечественной  войны 1941-1945 преобладала публицистическая поэзия. Популярность приобрели стихи Гафура Гуляма («Ты не сирота»,  «Я- еврей», и т.д.

    Художественная  проза развивалась главным образом  в очерках и рассказах. Очерки военных лет писали о трудовых подвигах узбекского народа в тылу («Муканна» 1942-1943 Алимджана, «Навои» 1945 Айбека).

    В послевоеннойе время узбекская  литература отличается вазнообразием  тематики, жанров и форм. Событиям войны  посвящены романы «Настоящая любовь» (1957) Рахима, «Солнце не померкнет» (1958) Айбека, «Горизонт» Саида Ахмада и т.д.

    Одной из важных тем является духовный облик, жизнь труд молодого современника. Романы Примкула Кадырова  «Три коня» (1958) и «Черные глаза» (1966), Адыла Якубова  «Трудно быть мущиной»(1965), Мирмухсина «Умид» (1969) и т.д.

    Драматургия в узбекской литературе – явление новое. Первые драм. Произведения на узбекском языке на социально – бытовые и лирические темы появились в начале 20 –го в. (хамза, Кадыри и др.  Хазма работал в постоянном контакте с театром. Известность принесли ему первая советская узбекская драма  «Бай и батрак»(1918), комедия «Проделки Майсары», драма   «Тайна паранжи». В драматургии 30-х годов ведущими были темы революции и борьбы с буржуазными националистами и кулаками. По прежнему острой оставалась тема раскрепощения женщины. Начали появляться союзы писателей.

    Музыка. Нотная письменность почти не применялась, хотя были созданы своеобразные системы нотописи – в трактате аш- Шараз, хорезмская нотопись 3-й четверти 19 в.  При помощи которой осуществлена запись цикла хорезмских макомов - крупные многочастные вокально – инструментальные произведения.

    Среди народных инструментов: струнно – смычковые - гиджак, сато, кобуз,струнно – щипковые – домбра, дутар,  танбур, рубабы; струнно – ударный – чанг; духовные – сибизик,  гаджир – най, най, кошнай, буламан, сурнай, карнай; ударные – дойра, нагора, сафоил, кошик. Ансамбли резко и громко выступали на открытом воздухе и играли главную военную музыку. Некоторые изменение ансамблей происходит после присоединения ср. Азии к России. В городах создаются русские общества любителей музыки (Ташкентское общ – во. Капельмейстер – Эйхгорна). После установления в Узбекистане советской власти открылись огромные возможности для развития музыкальной культуры. Был проведен ряд гос. Мероприятий, способствовавших развитию узбекской музыки. В 1918 г. создаются нар. Консерватории.

Информация о работе Культура Узбекистану