Культура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:27, реферат

Описание

В данной работе я хочу изучить культуру Месопотамии и определить вклад данной цивилизации в мировую сокровищницу достижений человечества.
При этом передо мной возникают такие задачи:
1)Изучить религиозные представления о природе, мире и человеке и дать характеристику мировоззренческих представлений жителей Междуречья;
2)Определить уровень развития материальной культуры на основе информации о памятниках архитектуры и искусства;
3)Исследовать вклад народов Междуречья в развитие письменности, литературы и законодательства;

Содержание

Введение 3
1.Периодизация истории и культуры Междуречья 4
2.Духовная культура Месопотамии 8
3.Материальная культура Междуречья 14
4.Письменность, литература, законодательство 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Культурология

Реферат

КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Руководитель:

В. Ю. Черняев

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1.Периодизация истории и культуры Междуречья 4

2.Духовная культура Месопотамии 8

3.Материальная культура  Междуречья 14

4.Письменность, литература, законодательство 20

Заключение 23

Список использованных источников и литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Месопотамия в переводе с древнегреческого означает «междуречье». Так с древности стали называть территорию, расположенную между реками Тигр и Евфрат в Юго-Западной Азии.

В долине рек Тигра  и Евфрата на рубеже V и IV тыс. до н.э. зародилась древнейшая цивилизация шумеров. Города, расположенные в низовьях рек, были мало зависимы друг от друга, поэтому единого государства у шумеров так и не сложилось. Но на основе однотипной культуры городов-государств (Ур, Урук, Умм, Чиппур, Лагаш, Сиппар и др.) возникло единое культурное пространство.

В данной работе я хочу изучить культуру Месопотамии и определить вклад данной цивилизации в мировую сокровищницу достижений человечества.

При этом передо мной возникают  такие задачи:

1)Изучить религиозные представления о природе, мире и человеке и дать характеристику мировоззренческих представлений жителей Междуречья;

2)Определить уровень  развития материальной культуры  на основе информации о памятниках архитектуры и искусства;

3)Исследовать вклад  народов Междуречья в развитие  письменности, литературы и законодательства;

4)Определить основные  периоды в развитии культуры  Междуречья, дать краткую характеристику  каждого из периодов.

1.ПЕРИОДИЗАЦИЯ  ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ

Историю развития государства  в Междуречье принято делить на два  царства: старовавилонское и нововавилонское. На рубеже IV и III тыс. до н.э. почти одновременно с возникновением государства в древнем Египте в южной части Тигра и Евфрата появляются первые государственные образования. Одним из самых древнейших и известнейших царей древнего периода был Саргон, при котором началось массовое строительство ирригационной системы, была введена единая система мер и весов. Период расцвета старовавлонского царства приходится на время правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). При нем значительно разрастается территория государства и создается первый в истории кодекс законов – Законы Хаммурапи, состоящие из 282 статей.

Еще со времен Шумера мастера делали изумительные по красоте и технике изготовления ювелирные изделия. Жителям Месопотамии были известны чеканка, зернь и филигрань, они делали сплавы драгоценных металлов. А месопотамские жрецы умели совершать расчеты, пользуясь порядком триллион. Вместе с тем культура Междуречья заимствовала и достижения культур своих соседей, в частности Древнего Египта.

Во второй половине XIII в. до н. э. усилившаяся на севере Ассирия покоряет Вавилонию и превращает ее в одну из многочисленных своих провинций.

Однако ассирийское  владычество в Передней Азии не было долговечным. В 612 г. до н. э. ассирийский наместник в Вавилоне в союзе с Мидией поднял восстание против Ассирии, Ниневия была взята приступом и превращена в груду развалин. Восставшие подвергли страну полному разорению, и это вновь вернуло могущество Вавилону (период так называемого Нововавилонского царства).

Вавилон этого времени был огромным и шумным восточным городом, знаменитым своими грандиозными памятниками культуры — поражающей воображение Вавилонской башней, о которой упоминает библейская Книга Бытия и «висячими садами» Семирамиды. Обе эти достопримечательности были причислены греческим историком Геродотом к семи чудесам света.

Вавилонская башня представляла собой грандиозный семиярусный зиккурат (храм – ступенчатая пирамида высотой 90 м). Она была построена в честь верховного вавилонского бога Мардука. «Висячие сады» Семирамиды были устроены вавилонским царем Навуходоносором для своей жены, мидянки Амиты, которая в Вавилоне тосковала по тенистым садам своей родины. В угоду ей царь повелел разбить висячие сады на крышах и террасах зданий, которые орошались с помощью удивительной для того времени водопроводной системы.

В VI в. до н. э. Нововавилонское царство было завоевано Персией. Утрата Вавилонией независимости не означала еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Персы со своей стороны относились к святыням и культуре Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял свое положение одного из величайших городов мира вплоть до распада империи Александра Македонского.

Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще 500 лет после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Ее население, пережившее не один разгром и ассимилировавшее не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулось с культурой, превосходившей их собственную, а самое главное, — проводившей политику активной эллинизации на завоеванных землях. Эллинам вавилоняне уступали во многих достижениях культуры, что и определило в итоге судьбу вавилонской культуры. Ее упадок и гибель следует объяснять не столько причинами экономическими, сколько социально-политическими: отсутствием центральной власти, соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским, и этнической пестротой населения, не сумевшего сохранить ценности старой месопотамской культуры. Однако достижения культуры были восприняты древними евреями и греками и внесли значительный вклад в формирование средиземноморской цивилизации.

Художественная культура Месопотамии, первоначально связанная с ритуалом, пройдя несколько этапов, приобрела во II тыс. до н. э. облик, в котором современный человек уже угадывает знакомые черты. Многообразие жанров, поэтический язык, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная форма художественных произведений свидетельствуют о существовании настоящих художников. Формирование всей системы художественной культуры проходило тремя большими этапами.

Этап 1-й (середина IV — середина III тыс. до н. э.). В это время в Нижней Месопотамии формируются антропоморфные образы божеств, их символы и знаки, вначале читаемые в пределах одной или нескольких общин и соответствующие такому состоянию религиозного сознания, когда воплощение получают лишь образы устно передаваемых мифов и ритуальных текстов. Их изображения были либо преимущественно магическими и потому воспринимались замкнуто, либо представляли собой рассказы о важных событиях.

Этап 2-й (середина III — конец II тыс. до н. э.). Создаются образы богов с устойчиво закрепленными за ними символами. Происходит упорядочение всей культовой изобразительности. Символика, закрепляясь постепенно за божествами с определенными функциями, получает специализированную интерпретацию, облегчающую распознавание персонажей. Расцветает монументальное искусство (статуи, барельефы, настенная живопись). Развивается изобразительный канон, в котором выделяются не индивидуальные, а значимые признаки: отличительные знаки правителя, его положение, жест, поза в композиции.

Этап 3-й (II — I тыс. до н. э.). Сформировавшаяся совокупность образов адаптируется к различным религиозным культам, культуре различных этносов. Незначительно дополняясь и изменяясь, эта совокупность приспосабливается к новым персонажам с помощью реинтерпретации, и на этой основе создаются произведения искусства. В ходе этого процесса каноны менялись лишь в составляющих их конкретных чертах, описывая одних и тех же героев со схожими особенностями.1

2.ДУХОВНАЯ  КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Согласно древним мифам  Месопотамии, из первоначального хаоса Апсу выделились Намму и Тиамат, произведшие первых богов — Ана (бога Неба) и Ки (богиню Земли). Сыном Ана и Ки был Энлиль, ставший верховным богом и представляющий необузданную стихийную силу, которая проявляется повсюду. Энлиля провозглашают в поэме и «отцом всех богов», одним из которых был Мардук, со временем захвативший верховную власть на Небе и провозглашенный Создателем мира. В мифологии очень последовательно рассказывается то, как были созданы Небо и Земля, распределены обязанности между богами.

Пантеон богов, в который, несмотря на всю этническую гетерогенность жителей Двуречья, не пускались «чужие» боги, практически оставался неизменным на протяжении трех тысячелетий. Во главе пантеона богов прочно утвердились Энлиль или Мардук, иногда их обобщенно называли Белом. Бог Энки был носителем культуры и творцом мировых ценностей. Согласно шумеро-аккадской мифологии, он считался создателем плуга, изобретателем скотоводства, садоводства, огородничества, льноводства, лечения травами. Носителем культуры был также и Энлиль. В месопотамской Вселенной все, от живого существа до камня и даже идеи, обладали собственной волей и характером. Основная черта месопотамской мифологии — рациональность мышления, подход к событиям с позиций логики.

Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую мощь природы. Человек не склонен был переоценивать  свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как грозы или ежегодные наводнения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, давая ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. Человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру с чудовищными иррациональными силами.

Это порождало трагические  настроения, что нашло свое непосредственное выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос. Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и предстоящие события создавались и приводились в исполнение единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство.2

Подобная картина мира — представление о действительности в целом как о государстве — возникла вместе с самой месопотамской культурой и была оформлена в разнообразной мифологической литературе. Месопотамская мифология была ориентирована на земную жизнь и поэтому гармонично сочеталась с рациональным и логическим началом. Ее основная черта — рациональность мышления, подход к событиям с позиций логики, хотя и не всегда близкой к современной, и поэтому не всегда понятной.

В культуре, которая рассматривала  всю Вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном подчинении власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг был образован властью в его собственной семье: отец, мать, старшие братья и сестры, а непослушание старшим членам семьи вело к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система  послушания была правилом жизни в  Древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для того, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Человек был создан для рабской службы богам, был их слугой. Соответственно усердный и послушный слуга мог рассчитывать на знаки милости и награды своего хозяина. И, напротив, нерадивый, непослушный слуга не мог рассчитывать ни на что подобное. Таким образом, путь послушания, службы и почитания был дорогой к земному успеху и благополучию: к здоровью и долголетию, к почетному положению в общине, к богатству.

Непослушание влекло наказания, самым суровым из которых  была смерть. Так осмысливалась проблема смерти, которой противостояла жизнь: смерть — зло, но она не может перечеркнуть ценности человеческой жизни. Человеческая жизнь по сути своей прекрасна, и это проявляется во всех сторонах обыденной жизни, в радости победы, в любви к женщине и т.д. Смерть же знаменует конец жизненного пути индивида. Более того, она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Наградой за это станет благодарная память потомков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни.

Человек не имеет возможности  избежать смерти, но это не рождает  пессимистического отношения к  жизни. Человек во всех ситуациях  должен оставаться человеком. Вся его  жизнь должна быть насыщена борьбой за установление справедливости на земле, смерть же выступает кульминацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. В целом жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для случайностей, заранее исключена возможность как-то повлиять на ход событий. Именно в месопотамской мифологии была создана концепция жесткого детерминизма человеческой жизни, которая предполагала страшный суд, золотой век и райскую жизнь — представления, вошедшие затем в состав религиозных верований народов Передней Азии и библейскую мифологическую литературу.3

Люди, как уже отмечалось ранее, были созданы для того, чтобы  служить богам. Смотреть за тем, как люди служат богам, было поручено жрецам. Боги с небес следили за своими слугами и свою волю передавали им через жрецов. В связи с этой социальной ролью очень скоро слой жрецов превратился в главенствующую, правящую силу общества. 

Главной обязанностью людей  по отношению к богам было принесение жертв. Ритуал жертвоприношений был сложным: воскурение благовоний, возлияние жертвенной воды, масла, вина, на жертвенных столах резали животных. Ведавшие этими обрядами жрецы знали, какие блюда и напитки приятны богам, что можно считать «чистым», а что – «нечистым». Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал.

Информация о работе Культура Месопотамии