Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:51, реферат

Описание

Цель работы: Написание реферата путем исследования, изучения, обобщения, систематизации знаний о культуре и религии. Место религии в структуре культуры. Средневековье – исторический образец господства религии в культуре.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Истоки религии………………………………………………………….4
2. Мировые религии……………………………………………………….7
3. Религиозные памятники:
- литературно-письменные религиозные памятники………………..10
- религия и архитектура……………………………………………….12
- католическая церковь и музыка……………………………………...17
- православная церковь и музыка……………………………………..19
- иконопись……………………………………………………………...20
- религия в творчестве западноевропейских художников…………...21
Заключение……………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………….…..24

Работа состоит из  1 файл

культурол.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Московский  Гуманитарно-экономический  институт

     Тверской  филиал

     Кафедра финансов 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Культура и религия»

     Студента  группы Ф-361 3 курса факультета экономики и управления

     Специальность: «Финансы и кредит»

     Уткиной Оксаны Владимировны

      по учебной дисциплине «Культурология» 
       
       
       
       
       
       

                   Преподаватель:

                Хохлова Ю.В. 

                      Оценка «_____________» 

                «____» ____________2009 г. 
                 

Тверь 2009 г.

     Содержание:

        Введение………………………………………………………………….3

  1. Истоки религии………………………………………………………….4
  2. Мировые религии……………………………………………………….7
  3. Религиозные памятники:

    - литературно-письменные религиозные памятники………………..10

               - религия и архитектура……………………………………………….12

        - католическая церковь и музыка……………………………………...17

        - православная церковь и музыка……………………………………..19

        - иконопись……………………………………………………………...20

        - религия в творчестве западноевропейских художников…………...21

        Заключение……………………………………………………………..23

        Литература………………………………………………………….…..24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

               Введение.

     Цель  работы: Написание реферата путем исследования, изучения, обобщения, систематизации знаний о культуре и религии. Место религии в структуре культуры. Средневековье – исторический образец господства религии в культуре. 

     Объект  исследования – культура и религия. 

   Задачи  исследования:

    1. Соотношение культуры и религии.
    2. Мировые религии.
    3. Памятники религиозной культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Истоки  религии.

      Религия (от лат. religio – благочестие, святыня, набожность, предмет культа) представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование бога.

      В своем развитии религия прошла длинный  и сложный путь формирования. На первоначальных стадиях развития человеческого  общества утвердились религиозные  верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделял себя от природы и переносил на нее отношения, складывавшиеся в первобытной общине. Не понимая сути многих природных явлений, будучи перед ними бессильным, человек испытал чувство страха перед этими явлениями – таинственными силами, пытаясь найти способы воздействия на них.

      Объектом  религиозных отношений, признаваемых святыней, сначала был какой-либо существующий предмет, животное, наделенное сверхчувствительными свойствами. Ему поклонялись, он становился фетишем. Поскольку человеку хотелось, чтобы предмет поклонения оказывал нужные ему (человеку) действия, то получили развитие магия, возникли колдовские обряды, заклинания.

      Так возникла вера в то, что душа существует самостоятельно, отдельно от тела. Такая  вера называется анимизмом. Поэтому дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два – реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Позже возникли и сформировались более сложные религиозные системы. Религии мирового уровня, т.е. наиболее распространенные – буддизм, христианство, ислам – сформировались вместе с феодальным обществом.

      Религия и искусство имеют общие истоки, корни. Истоки искусства – в человеческой практике, в той ее стороне, где находит свое проявление человеческая инициатива. Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся и углубляющейся трудовой деятельности, в процессе и в результате которой человек создает орудия труда, осваивает окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует себя, свои возможности, эстетически осваивает мир.

      Истоки  религии – в человеческой практике, но, как было показано выше, в той  ее стороне, которая отражает несвободу, зависимость человека от окружающего мира. Именно тогда у него появилось желание прибегнуть к помощи иных, более могучих, чем он сам, сил. Отсюда возникли магия, фетишизм и другие первобытные верования. Но в первобытном обществе магия и искусство возникли одновременно, сливаясь и переплетаясь друг с другом. Это наблюдалось в первобытных обрядах. С одной стороны, они служили средством магического воздействия на окружающий человека мир, а с другой, - средством удовлетворения эстетических потребностей.

      Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от фр. fetiche – идол, талисман). Он проявлялся как почитание неодушевленных материальных предметов, наделенных, по мнению древних, таинственными свойствами. В числе ранних форм религии был анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование души и тотемизм (от слова «ототем», что на языке орджибве означает «его род») – вера в сверхъестественное родство между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытно-общинного уклада и входили в состав той культуры, которая соответствовала этой стадии.

      По  мере развития общества возникали политеизм, народностно-национальные религии. Классический пример политеизма (от поли – много и греч. theos – бог, т.е. многобожие, вера во многих богов) – древнегреческие и древнеримские религии с многочисленным пантеоном богов.

      К народностно-национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др. Носителями таких религий являются, как правило, представители одного этноса, хотя могут быть и другого.

      Народностно-национальные религии – это специфические, проявляющиеся в конкретных формах системы религиозной культуры. Им свойственны детальная ритуализация обыденного поведения (прием пищи, соблюдение гигиенических правил), специфическая обрядность, строгая система религиозных правил и запретов, моральных норм ценностных ориентаций в обществе.

      Таким образом, по мере усложнения общественного  организма, его материальной и духовной культуры усложняются и сами религиозные  системы, образуя своеобразную подсистему ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мировые религии.

     Мировые религии во всемирно-историческом процессе играют различную роль. Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории.

     Происхождение мировых религий не отличается от происхождения религий вообще. Они  стали мировыми не сразу, а лишь в  ходе исторического процесса.

     Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства, якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их социального положения. Сложившись в начале века как одна из многочисленных сект (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился по всей Индии, а позже в странах  Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры разных стран.

     Христианство (от греч. christos – помазанник), зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны Земного шара.

     Этому в большей степени способствовал  отказ христианств от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства – искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царствия небесного.

     Христианство  имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который  в свою очередь, включает течения  – лютеранство, кальвинизм, англиканство.

     Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

     Историческая  судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости исторической среды имеют нечто общее. Зародившись первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия, гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий и культур различных народов.

     Изучение  истории религии основано во многом на изучении религиозных памятников, являющихся убедительными примерами связи религии и культуры.

     Под религиозными памятниками мы подразумеваем, прежде всего, культовые памятники: памятники религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры, создатели которых собственно и преследовали культовые цели.

     Имея  функциональный характер, многие религиозные  памятники одновременно являются достижениями мировой культуры. В их создании участвовали гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописцы, композиторы. Тем самым религия оказала огромное влияние на развитие всех видов искусства, а, следовательно, культуры вообще. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Религиозные памятники.

    Литературно-       История культуры сохранила немало литературно-письменные          письменных религиозных памятников, среди религиозные          которых важнейшие Веды, Библия, Коран.

     памятники            Веды (дословно с санскрита – священное знание) –                  древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывающейся на протяжении многих веков (конец II -  нач. I тыс. до н. э.) Веды состоят из четырех сборников:

  • Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания;
  • Самаведа – песнопения, повторяющиеся тексты Ригведы и дополняющие их ритуально-обрядовыми наставлениями;
  • Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений;
  • Атхарваведа – магические заклинания и формулы.

     На  их основе сложилась ведическая религиозная традиция, многие образы и философские концепции которой вошли впоследствии в такие религиозно-философские системы, как брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм.

     Коран (араб. аль-кур,ан – чтение, декламация) - памятник арабо-мусульманской и мировой культуры. Согласно преданию составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. В нем 114 сур (глав) разного объема, от 286 аят (откровений, стихов) во второй суре и до 36 аят в последних сурах.

Информация о работе Культура и религия