Культура Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
1. Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока…….3-5
2. Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока…………………………………………………………………………..6-8
3. Достижения и символы материальной и духовной культуры……………9-14
Заключение…………………………………………………………………………15
Список использованных источников………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

Культурология - Культура Древнего Востока.docx

— 47.57 Кб (Скачать документ)

    Тенденция к выделению одного верховного бога, повелевающего всеми остальными, напрямую связана с общественным развитием Месопотамии в ассиро-вавилонскую  эпоху. Объединение страны под властью  единого правителя предполагало унификацию религиозных верований, наличие верховного бога-правителя, передающего свою власть над людьми законному царю. Среди богов, как  и среди людей, на смену общинному  строю приходит деспотическая монархия.

    Общая для шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских  мифов тема — всемирный потоп. И там, и там сюжет одинаков — боги, разгневавшиеся на людей, насылают на землю грозу, под водами которой  гибнет все живое, за исключением  одного праведника со своей семьей, спасшегося благодаря покровительству  кого-то из главных богов.

    Интересно, что все месопотамские мифы о  потопе связаны с ливневыми дождями, насылаемыми богами. В этом, несомненно, кроется объяснение того почтения, с каким в Междуречье во все  периоды относились к богам непогоды, гроз и ветров. Способность повелевать разрушительными грозами и ветрами  еще с шумерских времен приписывалась, помимо «специальных» божеств, еще  и всем верховным богам — в  частности, Энлилю и его сыновьям Нингирсу и Нинурте.

    Ассиро-вавилонская  мифология отличается от шумерской прежде всего тем, что вавилоняне и ассирийцы практически не вводят в пантеон героев—полубогов человеческого происхождения. Исключение составляет разве что Гильгамеш. А практически все легенды о людях, ставших равными богам, в ассиро-вавилонской литературе имеют четко выраженное шумерское происхождение. Зато вавилонские и ассирийские боги совершают гораздо больше великих подвигов, чем шумерские.

    Возникновение новой формы государственного правления  отразилось не только на общем характере  ассиро-вавилонской мифологии. В  ассиро-вавилонский период появляется концепция «личных» божеств. Подобно  тому, как царь служит защитником и  покровителем для любого из своих  подданных, каждый подданный имеет  собственного бога-хранителя, а то и  нескольких, каждый из которых противостоит тем или иным группам демонов  и злых божеств, нападающих на человека.

    Для возвеличивания богов и царей  создаются монументальные сооружения, храмы, в которых обитают боги, и через которые можно приблизиться к богам. В Египте это громадные усыпальницы фараонов — пирамиды и храмы, в Месопотамии — колоссальные ступенчатые пирамиды — зиккураты, с вершин которых жрецы говорили с богами. Большинство народов Древнего Востока (нубийцы, ливийцы, хетты, финикийцы и др.) создали подобные же политеистические религиозно-мифологические системы. Однако там же, на востоке, среди семитских племен иудеев во II тыс. до н.э. зародилось и развилось совершенно новое религиозное направление — монотеизм (единобожие), ставшее основой мировых религий будущего — христианства и мусульманства. Письменность. Неотъемлемую часть храмов и гробниц, являющихся воплощением монументального искусства Древнего царства, составляли рельефы и статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом.

    Древние цивилизации Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Наиболее характерными особенностями древневосточной литературы является ее неразрывная связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Литература выполняла функцию религиозного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смысле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлениях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания,исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам. То же самое можно сказать и о древневосточной эпической литературе — в основном это религиозные мифы о золотом веке, о богах и героях. Типичным примером такого рода литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован в древнешумерских прототипах. Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше — полубоге, получеловеке. В этом философско-поэти-ческом произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. Герой в поисках бессмертия совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе.  К официальной литературе относятся гимны в честь царей, например «Гимн Сенусерту III», восхваляющий властелина, «защищающего страну и расширяющего ее границы, покоряющего иноземные страны». Наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде пословиц, поговорок, сказок, рисующих подлинную жизнь простых людей в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», вавилонская басня «О лисице» и др. К числу светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий.

    Основные  черты древнеегипетского искусства, зародившиеся еще в архаический период, — это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и четкость, скупость, почти примитивность линии и рисунка, фронтальная развернутость изображения. До нас дошло довольно много памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства египтян, так как мастера широко использовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна. Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и искусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ материал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В искусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это — теснейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров. Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с религией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения остатков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались величественные усыпальницы — пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства.  

       Заключение

    В заключении работы и анализа культурного наследия Древнего Востока, необходимо отметить, что именно здесь были заложены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к цивилизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базировалась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром   античности, унаследовавшим достижения восточных культур.

    Художественная  культура Древнего Востока воплощает  в себе высокое синтетическое  целое. Но искусство пока еще не было захвачено религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

    Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила  пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и  животных. Канон становится важнейшим  эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя  священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение  посредством искусства кратковременной  жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с  этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную  форму, лишенную сиюминутности, созданную  для бессмертия.

    Отсутствие  завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние  не понимали специфических задач  искусства. Еще шумеры считали, что  художественная культура способна доставить  человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям.

 

     Список использованных источников

  1. Кузищина В.И. История Древнего Востока. М.: Издательство Мир, 2003. – 103 с.
  2. Радугина А.А. Культурология: Учебное пособие. М.: Издательство Проспект, 2001. – 195 с.
  3. Саггс Х.К. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: Издательство Центрполиграф, 2004.-234с.
  4. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока: Учебное пособие. Томск: Издательство Томского университета, 2003. – 132 с.
  5. http://www.Allbest.Ru

Информация о работе Культура Древнего Востока