Культура 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:33, доклад

Описание

Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация.

Работа состоит из  1 файл

культура Европы 20.docx

— 35.23 Кб (Скачать документ)

  Группа  выпускала литературные журналы  «Да-да», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» — Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ. — «вещь промышленного производства»), — например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии — к экспрессионизму.

  Сюрреализм (от фр. surrealisme — надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.

  В литературе данного направления  определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения — весь этот опыт бессознательного выражения  духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма  — это господство чистой случайности  при его возникновении. Весьма популярны  были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.

  Очень ярко сюрреализм проявил себя в живописи. Полотна сюрреалистов в одно мгновение  вызывали эмоциональный шок. Сложные  композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического  выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей  и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.

  На  современном этапе сюрреализм как  творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.

  Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Mapка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта — обостренно-контрастное видение мира — серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. Супрематизм (от лат supremus — высший) — разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».

  Будучи  свидетелем проявлений различных направлений  и течений в искусстве начала XX в., Малевич был одержим идеей  создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.

  Модерн  помог стать одним из видов  искусства кинематографу. Весь сложный  состав художественных приемов, который  сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым кино как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный  кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить  в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX века.

  5. Постмодернизм в  европейской культуре.

  В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот  принято называть «постмодернизмом».

  Этот  термин начал широко применяться  с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».

  Термин  «постмодернизм» не может быть понят  как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных  образцов, но может делать это путем  каталогизации, а может – в  манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен на развалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути.

  Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской  истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке  сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно  отличались чистотой. Смещение различных  духовных пластов постоянно увеличивается  и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие.

  В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд  процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений  находит полное выражение в искусстве  постмодернизма.

  Возникновение постмодернистских тенденций в  культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью  общества, что результаты этого прогресса  поставят под угрозу уничтожения  само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

  Постмодернизму  свойственны поиски универсального художественного языка; сближение  и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное  многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства.

  Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое  к концу ХХ века вкусило уже  все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства.

  6. Кризис культуры  ХХ века.

  Кризис  современной культуры проявился  не только в возникновении особого  типа мировоззрения – постмодерна. В ХХ в. человек столкнулся с глобальными  проблемами от решения которых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис осознавался как всеобщее разрушение материальной и духовной сферы.

  В начале ХХ века происходит прорыв за границы  привычного искусства сложившегося в ХIХ веке. Общество растерялось перед резко изменившимся миром, оно оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале ХХ века философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны. Это объясняется тем, что в основе развития был кризис общественного сознания.

  К такому состоянию европейская культура пришла вполне закономерно, так как  культурное взросление носит циклический  характер, а техногенная цивилизация  – последнее звено этого развития.

  Кризисные явления в культурной практике Европы ХХ века, с точки зрения некоторых  мыслителей носят необратимый характер. Представитель так называемого  «второго поколения» Франкфуртской  школы Ю. Хабермас утверждает, что современное «позднекапиталистическое» государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы в другую: политический кризис может быть вынесен в сферу экономики, экономический – в социальную сферу и т.п. Но область культуры, подчеркивает Хабермас, - та, область, применительно к которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть смягчен, поскольку сфера культуры неподвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство.

  Проблема  кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских  школ ХХ века. Экзистенциальная философия  поставила в число актуальнейших  проблем нынешнего столетия такие  вопросы, как абсурдность человеческого  существования и тотальная изолированность  его от социума. Представителями  этого философского направления  являются А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер.

  Вопросы психологического «недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены представителями психоаналитической теории ( З. Фрейд, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом)

  Кризисные черты современной культуры нашли  свое наиболее яркое выражение в  различных симптомах распада  социальной коммуникабельности. Эта  тема получила художественное воплощение в современном искусстве в  различных формах у большого круга  авторов: Т. Уильямса, С. Дали, И. Бергмана, С. Беккета и многих других.

  Начало  теоретического рассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е годы ХХ столетия было положено немецким философом  М. Хайдеггером в его книге  «Бытие и время» и французском  исследователем Г.Марселем в «Метафизическом  дневнике», Ж.-П. Сартром и А. Камю в работах 40-60-х годов.

  Умение  понимать другую сторону, вступать в  диалог лишилось современное общество, привив человеку неприятие культурных ценностей различного характера.

  В нынешнем столетии стало ясно, что  диалог культур предполагает взаимопонимание  и общение не только между различными культурными образованиями в  рамках больших культурных зон, но и  требует духовного сближения  огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, Г. Помернац выдвигает следующий вариант диалога. «Европа дала пример единства национального многообразия, Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализмом духовных культур».

Информация о работе Культура 20 века