Контрольная работа по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:37, контрольная работа

Описание

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.

В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике.

Содержание

Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.

2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса.(примеры).
2.1. Микеланджело Буонарроти.
2.2. Леонардо Да Винчи.
2.3. Рафаэль Санти.

3. Почему культуру Возрождения называют эпохой гуманизма? В каких значениях используется в культурологии слово "гуманизм"?

4. Что такое Реформация и Протестантизм? Что реформировали реформаторы и против чего протестуют протестанты?

5. Специфика Северного Возрождения. Влияние протестантизма на Северное (позднее) Возрождение.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

      В религиозных течениях собственно эпохи Реформации изначально не было какого-то единообразия: выделялись магистральные направления - последователей Лютера, Цвингли и Кальвина; радикальное крыло - анабаптисты; компромиссная с католицизмом форма - англиканство. Далеко не все участники реформационных процессов, действовавшие на этом этапе, напрямую относятся к протестантизму (например богемские и моравские братья). Также не все отличались повышенным радикализмом, было немало умеренных в своих требованиях религиозных групп. Однако вполне оправданным можно считать устоявшееся представление о протестантской Реформации XVI в. как о коренном пересмотре всей предыдущей полуторатысячелетней церковной традиции в христианстве.

     Исчерпанность духовных и социальных возможностей господствовавшего в Западной Европе того времени типа христианской церковности побуждала к поиску иного, оптимального строя религиозной жизни. В существовавшей Римско-католической церкви заметно преобладали светские, политические и имущественные интересы. Практика продажи церковных должностей и прав назначения на них, умножающиеся церковные налоги и тяга "князей церкви" к роскоши подрывали ее авторитет. Само духовенство в основной массе было малообразованным, подверженным предрассудкам и влиянию суеверий. В то же время, динамика развития европейского общества на рубеже XV-XVI вв. требовала от церковной сферы большей гибкости, соответствия меняющимся экономическим (интернационализация хозяйственных и торговых отношений) и политическим (кризис жесткой сословной социальной структуры) условиям жизни, да и просто нуждам повседневности. Неповоротливость в таких вопросах и дискредитирующее поведение многих носителей духовного сана вызывали сомнение в спасающей роли самого института церкви. А это уже принципиально затрагивало и волновало все христианское сообщество.

      Особенность христианского отношения к вере, по которой "чем древнее - тем подлиннее, чем подлиннее - тем истиннее", направила обновленческие искания к первоистокам религии. Речь шла не об отказе от церковности, а о возвращении к ее исконному облику - на манер апостольской общины евангельского времени. Отсюда и ведущий мотив религиозного переустройства: реформация как восстановление истинной, по представлениям сторонников перемен, формы церкви (лат. reformatio часто переводят как преобразование, исправление).

      Очищение церкви от искажений и наслоений времени требовало кропотливой теоретической и организационной работы. Препятствиями на этом пути были: противившаяся новациям церковная иерархия - ее следовало упразднить или нейтрализовать; оглядка мирских властей на установления церкви и пап римских - государственную жизнь надо было освободить от этой зависимости; инерция верующих - их надо было переубедить, найдя безупречную для христианского сознания аргументацию.

     В решении подобных задач не было ничего более надежного, чем идея прямого обращения за истиной к Богу. Единственный способ такого обращения - вера. Чтобы вера была правильно направлена, требовалось безусловное наставление. Таковым не могли быть в глазах реформаторов решения церковных соборов и указания римских понтификов, в силу их человеческого несовершенства. Из этого убеждения рождался ключевой вывод: непогрешимой истиной обладает только Слово Божие, явленное людям через наглядный образ боговоплощения - Иисуса Христа, а также через священный текст - Библию.

      По существу, фундамент сознания протестантского христианства составляет ощущение непосредственного общения с Богом в акте веры. Совершению этого акта способствуют личное погружение в Слово Божие - Библию, для чего она должна стать доступной каждому верующему, и переживание искупительной жертвы Христа как персонально адресованного человеку события. Глубинное родство по вере во Христа объединяет людей в духовное сообщество - церковь. Видимым же образом это единство присутствует в христианской общине. Принадлежность к общине создает состояние всеобщего священства. Оно делает излишними сложный ритуал священнодействий, большинство таинств, духовенство как особое сословие с посреднической функцией, организационную централизацию церкви и еще многое, что сохраняется католической и православной церковными традициями. Путь к спасению открывается через триаду: только вера (sola fide), только Священное Писание (sola Scriptura), только благодать (sola gratia) Бога.

    Однако уверенность в непосредственном восприятии воли Бога накладывалась на острое осознание греховности человека, т. е. изначальной порочности его природы, ограниченности, слабости и непоследовательности всего человеческого. Это означало, что без искупления греха спасающее общение с Богом оказывалось невозможно. В трактовке данного положения среди идеологов Реформации обнаружились наиболее острые расхождения, квинтэссенцией которых стали дискуссии о свободе воли человека в связи с предопределением к спасению избранных Богом. Также обозначились различия и в подходах к характеристике церковных структур: либо они бесполезны для спасения и должны быть упразднены, либо их можно сохранить в реформированном виде исключительно для преодоления разобщенности христиан, либо священство через ритуал все же как-то передает волю Бога и потому оказывается необходимым, хотя влияние его должно быть ограниченным.

    Проекция реформированного строя религиозных отношений в мирскую повседневность влекла за собой изменения в индивидуальных мотивациях и социальном поведении христиан. Реформация рождает новый тип личности, с адекватным ее потребностям порядком жизни, труда и быта, общественного устройства. Это - человек, полностью подчиненный Богу по вере, и динамичный в миру. Мирское существование для него есть ревностное служение Богу, когда каждым поступком творится оправдание, ибо стержень человеческого бытия - вера.

     В исследованиях по истории протестантизма сложилась точка зрения на Реформацию как этап отвержения старого, утратившего жизнеспособность, уклада церковной жизни и установления нового, качественно более развитого состояния. Действия Римско-католической церкви в ответ на протестантские преобразования рассматриваются как попытки сохранить отжившие порядки, несколько их модернизировав, и остановить развитие конкурирующего направления христианства.

     В то же время, распространенные суждения о закономерном характере реформационных процессов, их укорененности в истории западного христианства XI- XV вв. становятся своего рода указанием на органичность идей и начинаний Реформации всему предшествовавшему ходу духовной жизни средневекового европейского общества. Особенности устройства этого общества создавали социальную почву для культивирования самого широкого спектра религиозных исканий. Подтверждением могут служить не только примеры антицерковных народных религиозных движений европейского Средневековья за "чистоту" христианства (катары и пр.), но и неоднократные реформаторские инициативы сугубо церковного происхождения. Особенно это относится к проблематике Вселенских соборов Римско-католической церкви XIV-XV вв., содержавшей требования превосходства соборных решений над "диктатом" папской власти, корректировавшей способы пастырской и миссионерской деятельности и т. п.

     Эту "реформацию до Реформации" можно считать определенным свидетельством веками нараставшей многомерности средневекового христианства. В таком случае события XVI в. выступают как завершение реструктуризации единого религиозного пространства Западной и Северной Европы, раскрытие возникших в предшествующую эпоху процессов через несколько равноправных "моделей" конфессионального развития. Протестантизм, в его историческом - лютеранском и кальвинистском - обосновании, оказывается одной из таких "моделей", формирующейся параллельно, хотя и не без столкновений, с самореорганизацией Римско-католической церкви.

     В практическом плане Реформация привела к введению национального языка богослужений, упрощению самой службы, переносу акцента на проповеди и чтение библейских текстов, совместные молитвы и духовное пение. Из таинств сохранялись только крещение и причащение. Культ святых, почитание мощей, икон и др. священных изображений и реликвий отменялись как не предписанные Библией. Установился пресвитериальный тип общин (независимые конгрегации), с выборностью служителей. Там, где сохранялась епископальная церковь, иерархия сводилась до минимума и лишалась статуса посредника между мирянами и Богом. Упразднялись монастыри, монашество и обязательное безбрачие духовенства.

     Первый "массив" протестантизма, поднявшийся на волне событий XVI в., составили лютеранство, Цвинглианство и кальвинизм, анабаптизм, англиканство, а также развившиеся на их основе или постепенно выделившиеся из этой среды разновидности - реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм, епископальные церкви, гуттерские братья, меннониты и ряд др. движений. Возникающие новые религиозные организации воплощали реформационную идеологию в конкретных условиях разных стран Европы (в германских землях, Швейцарии и Франции, Нидерландах, скандинавских государствах, Венгрии, Англии, Шотландии, Ирландии). Многие протестантские церкви этого времени формировались как национальные, нередко по побуждению от мирских властей (т. н. "королевская Реформация").

Исход Тридцатилетней войны (Вестфальский мир 1648 г.) в основном определил области конфессионального размежевания христианских стран Европы. В период XVII-XVIII вв. протестантизм распространяется за европейские пределы, на территории Северной Америки, среди населения колоний протестантских государств во многих регионах мира. В этот период образуются церкви баптистов, гернгутеров, квакеров, методистов. Влиятельными движениями становятся пуританизм и пиетизм.

     XIX в. связан с появлением новых образований: адвентизма, евангельских христиан, церквей Христа, Армии Спасения, церквей святости, евангелическо-реформатских объединений и ряда иных протестантских организаций. В XX в. возникают сообщества пятидесятников, формируются союзы протестантских церквей на региональном и международном уровнях, протестанты активно участвуют в движении экуменизма.

      К протестантизму часто относят церкви и течения, сложившиеся в христианстве либо накануне Реформации - чешские братья и ряд др., либо параллельно с ведущими направлениями этой конфессии - унитарианство, универсалисты. Специфическую группу составляют возникшие в XIX в. церкви и организации протестантского происхождения, не признаваемые большинством протестантов как принадлежащие к их исповеданиям: мормоны, Христианская наука, Свидетели Иеговы и некоторые др. Если критерием идентификации с протестантизмом избрать обязательное исповедание общехристианских догматов о Троице и богочеловеческой природе Иисуса Христа, добавив к ним определяющую триаду конфессиональных признаков: спасение личной верой, всеобщее священство, исключительность авторитета Библии, - то безоговорочно протестантская принадлежность названных образований действительно будет спорной. Однако общие со многими протестантскими течениями исторические, идейные, социально-психологические и организационные истоки делают их рассмотрение в связи с темой протестантизма уместным.

      Особо следует сказать о протестантизме в России. Появившись здесь уже в XVI в., протестанты до второй половины XIX в. были представлены исключительно или иностранцами или российскими подданными тех национальностей, которые исторически относились к протестантским странам (немцы, англичане, выходцы из Прибалтики и Скандинавии). Состав собственно русских прихожан в протестантских церквях сложился уже в пореформенную эпоху, активно расширяясь в условиях капиталистического развития страны на рубеже XIX-ХХ вв. Это обстоятельство дает повод внимательно отнестись к концепции Макса Вебера о взаимосвязи протестантизма и капитализма. Ее "кабинетное" происхождение не отменяет точно подмеченной социальной закономерности. Советский период, напротив, в целом оказался для протестантов временем неблагоприятным, вплоть до уничтожения многих церквей и их последователей. Нынешний этап российской жизни, с ее попытками усвоения цивилизационных черт развитого постиндустриального общества, вновь открыл протестантам широкие возможности. Наиболее заметным ограничением на этот раз выступила традиционность духовных приоритетов в России, выраженная явной и вполне естественной преференцией православно-христианских мотивов. Для русских протестантов это стало одним из оснований к поиску новых форм самоутверждения, когда западное происхождение "базовых" конфессиональных воззрений отступает перед идеей отечественных, уходящих в средневековое народное богоискание, корней евангельского движения в России.

      Конфессиональное содержание протестантизма складывалось из сочетания нескольких "пластов" христианской мысли и практик. В нем, безусловно, присутствует слой общехристианских основополагающих представлений, которые сформулированы в признаваемых протестантами Символах Веры христианской церкви. Сюда же можно отнести стремление культивировать такие обязательные для всех христиан черты как постоянство общения с Богом через Священное Писание, строгость духовной жизни, очищение нравов, религиозное обоснование общественного поведения (благотворительности, трудолюбия и пр.). Другой слой образуют учения и формы организации религиозной жизни, рожденные в эпоху Реформации и воплотившие то особенное, что отличает протестантизм как целое в ряду основных конфессиональных направлений христианства. Имеется и третий слой - частные доктрины и установления, присущие отдельным протестантским деноминациям и отражающие специфику восприятия их последователями религиозных учений в конкретной социально-исторической обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"