Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 07:56, реферат

Описание

Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и
обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной
в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для
рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой
работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая
первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».

Содержание

Содержание 1
Введение 2
Часть 1. Концепция зарождения культуры 3
Эволюция «культуры» 3
Основа концепции 4
Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5
Путь к культуре 5
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6
Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8
«Культурные запреты» 9
Культурный процесс в современном обществе 11
Культура и личность 12
Эпилог 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
ter">планета  вращается  не  только  вокруг  собственной   оси,   но   и   вокруг

центрального  тела,  отдельный  человек,  следуя  по   своему   собственному

жизненному  пути, принимает участие и в  развитии  человечества».   У  каждого

человека  сталкиваются два стремления - к собственному счастью  и к  единению

людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга   место  под  солнцем

процессы  индивидуального  и  культурного  развития.  Но   эта  борьба  прямо

не вытекает из  непримиримого  антагонизма  двух  первичных влечений,  Эроса

и Смерти. Эта борьба допускает  согласие  человека  с обществом  в  культуре

будущего, сколь бы этот раздор не  отягощал  сегодняшнюю жизнь индивида. 
 

Культура  и личность 

                                         В каждом  человеке  намешано  всего

                                         понемножку, а жизнь выдавливает  из

                                         этой  смеси  что-нибудь   одно   на

                                         поверхность. 

                                                           Братья Стругацкие 
 

    Систематизацию  и  разработку  психоаналитическое  учение  о   культуре

получило  в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3игмунд Фрейд  дополняет  "принцип

удовольствия", влечение к Эросу стремлением  к смерти  (Танатос)  как  второй

полярной  силой,  побуждающей  человека  к  действию.  Для  понимания   этой

психоаналитической  концепции весьма  важна  его  усовершенствованная  модель

личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я  борются за сферы влияния.  Оно  (id)  —

глубинный слой  бессознательных  влечений,  сущностное  ядро  личности,  над

которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego)  —  сфера  сознательного,

посредник между бессознательными влечениями человека и  внешней  реальностью

(культурной  и природной).  Сверх-Я  (Super  Ego)  —  сфера  долженствования,

моральная  цензура,  выступающая  от  имени   родительского   авторитета   и

установленных норм в культуре. 
 

    Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой  и  внутренними  слоями

личности.  Данная  структурная  схема  —  универсальный   способ   объяснить

поведение,  деятельность  человека  современной  и   архаической   культуры,

нормального  и  безумного.  Кроме  указанных  ранее  стремлений  к  Эросу  и

Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную  склонность  к  разрушению  и

необузданную  страсть к  истязанию  (садизм).  В  связи  с  таким  негативным

портретом человеку необходима  культура,  которую  в  этом  контексте  Фрейд

определяет  как  нечто,  «навязываемое  сопротивляющемуся  большинству  неким

меньшинством,  сумевшим  присвоить  себе  средства  принуждения  и  власти».

Части, элементы культуры (Фрейд имеет в  виду в основном  духовную  культуру)

— религия, искусство,  наука  —  есть  сублимация  (вытеснение)  подавленных

бессознательных импульсов в социокультурных формах. 
 

Эпилог 

                                          Иногда сигара - всего лишь сигара. 

                                                               Зигмунд Фрейд 
 
 

    Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции

массу недостатков, прежде всего недопустимость сведения  всего  многообразия

культуры  к особенностям индивида, да еще  и  патологическим;  несоответствие

ряда  положений  Фрейда  фактам  антропологических  исследований  (даже  его

исходная  "циклопическая"  семья  —   это   плод   воображения   Аткинсона);

пансексуализм как ведущий объяснительный  принцип,  который  отвергнут  даже

последователями  Фрейда   как   несостоятельный.   Список   противоречий   и

недостатков культурологии Фрейда можно продолжать. 
 

    Но  хотелось  бы,  чтобы  противоречия   психоаналитической   концепции

культуры 3. Фрейда не  заслоняли  его  несомненных  достижений.  В  качестве

последних   хотелось   бы   выделить:   расширение   предмета   исследований

культурологов, вовлечение в сферу научного анализа  новых  объектов  изучения

(стереотипы   сексуального   поведения,   ранний   период   детства,    сны,

эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли  бессознательного

в деятельности человека  и  функционировании  культуры;  создание  концепции

личности, ориентированной  на  взаимодействие  с  культурой,  которая  стала

основой для осуществления межкультурных  исследований направления  «Культура-

и-личность»;  исследование  компенсаторной,  психотерапевтической   функции

культуры;  формирование  направления  изучения   особенностей   отклоняющего

поведения,  соотношение   нормы   и   патологии   в   различных   культурах,

впоследствии   составившее   основу   этнопсихиатрии   или   транскультурной

психиатрии. 
 

    Психоаналитический  подход  к  изучению  культур   получил   дальнейшее

развитие  в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и  правоверных

последователей  Фрейда в области исследования культур  были В. Райх, О.  Ранк,

Г.   Рохейм.   Значительное   место   постулаты    фрейдизма,    правда    в

модернизированной форме, заняли  в  концепциях  М.  Мид,  Р.  Бенедикт,  Дж.

Долларда   и   других   представителей   направления   «Культура-и-личность»

(психологическая    антропология).    Самостоятельную     психоаналитическую

концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный  вариант  психоаналитической

теории  культур создал Э. Фромм. Но  все  же  самым  известным  продолжателем

дела  Фрейда в области применения догм классического психоанализа в  изучении

культур был Г.Рохейм. 
 
 

Список  литературы 
 

   1.  «Тотем и табу», Новый век, Москва, 2001 г.

   2. «Недовольство культурой», Олимп, Москва, 1997 г.

   3. «Я и Оно», Олимп, Москва, 1997 г.

   4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г.

   5. «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия», 2003, полная версия.

-----------------------

[1] ОНТОГЕНЕЗ  (от греч. on, род п. ontos — сущее  и ...генез)

(индивидуальное  развитие организма),  совокупность  преобразований,

претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни (КиМ).

Скачать | Найти похожие документы 
 

Карта сайта 

Информация о работе Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда