Классический позитивизм и культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:43, контрольная работа

Описание

Отчетливое противопоставление ориентациям Просвещения на разум как на средство переустройства общества и обосновывающим его спекулятивно-философскими построениями идеалов положительного научного знания об обществе проявляется во французской философии конца XIX века. Это говорит о разрушении классической модели культуры на французской почве и переходе от философии культуры к культурологии.

Работа состоит из  1 файл

Классический позитивизм и культурология.docx

— 15.76 Кб (Скачать документ)

Классический  позитивизм и культурология

      Отчетливое противопоставление ориентациям Просвещения на разум как на средство переустройства общества и обосновывающим его спекулятивно-философскими построениями идеалов  положительного научного знания об обществе проявляется во французской философии конца XIX века. Это говорит о разрушении классической модели культуры на французской почве и переходе от философии культуры к культурологии. Наиболее показательна в этом отношении философия Огюста Конта (1798—1857). На первый взгляд, он не выходит за пределы классического философствования:он обращается к истории идей, вырабатывая общий взгляд на последовательное движение человеческого духа. Более того, оставаясь в русле исторического подхода в изучении культуры и общества, Конт считал вполне убедительным объяснением исторического развития человечества его разум, но дело в том, что саму философию Конт понимает совершенно иначе, чем его предшественники.

          Исторический взгляд на весь ход развития человеческого ума необходим Конту, чтобы лучше объяснить истинную природу и особый характер положительной философии, поскольку беспорядок в человеческих умах вызван одновременным применением трех совершенно несовместимых философий: теологической, метафизической и положительной. И замысел Конта состоит в том, чтобы показать историческую ограниченность первых двух и объяснить истинную природу последней. Вопрос переносится в область формирования научного знания, главный основной закон которого гласит, что каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное (Курс положительной философии).

          На теологической (от греч. теос - бог и логос - учение) стадии развития человеческий ум обращен к поиску многочисленных сверхъестественных факторов, которые и рассматриваются в качестве первопричины явлений природы и общества. Для этой стадии характерно религиозное объяснение мира, господствующее в древности, античности и средневековье — до XIV века. Метафизическая (от греч. - метафизика — дословно то, что после физики - понятие, обозначающее философию как умозрительное знание о мире в целом) стадия начинается с XIV века и продолжается до начала XIX века. На этой стадии развития культуры естественные факторы заменены абстрактными силами, сущностями, неразрывно связанными с различными вещами. Предел развития данной стадии состоит в замене многих сущностей одной великой сущностью - природой. Но подлинное познание природы и общества начинается лишь на позитивной (положительной) ступени развития, когда осознается невозможность достижения абсолютных знаний и научный поиск направлен на поиск  неизменных естественных законов.

         Философия, таким образом, должна отказаться от своих вечных вопросов (о происхождении и назначении мира и т. д.) и превратиться в положительное знание, опирающееся на факты и имеющее своим результатом теории, объясняющие эти факты (как, например, ньютоновский закон тяготения).

О. Конт демонстрирует наиболее радикальный отказ от прежней философии культуры, но при общей ориентации на методы естественных наук открывались пути реализации специальных эмпирических методов исследования и создания особой науки об обществе, названной Контом социологией.

          Изучение культуры получило новую заданность -в русле социологического исследования общества, опирающегося наэмпирические данные, философия культуры отчетливо трансформировалась в культурологию как науку о культуре, имеющую свой эмпирический базис и свои методы исследования. Но это не значит, что социология указала культурологии лишь эмпирический путь исследования. Работы Конта обогатили теоретический арсенал культурологии такими проблемами, как социальная динамика и социальная статика (социальные изменения и стабильность), историческая типология культуры, институциональное деление культуры, и выявление функций таких институтов культуры, как религая, мораль и т. д.

Информация о работе Классический позитивизм и культурология