Каменный век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание

Актуальность темы: первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. Для правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры.
Цель работы: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3
2. Искусство каменного века..................................................................................5
2.1. Искусство эпохи палеолита.....................................................................5
2.2. Искусство эпохи мезолита.......................................................................9
2.3. Искусство эпохи неолита.......................................................................10
3. Заключение.........................................................................................................13
4. Список используемой литературы...................................................................14
5. Приложение........................................................................................................15

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 34.72 Кб (Скачать документ)

Наскальная живопись в  эпоху неолита становится всё  более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление  характерно для разных районов земного  шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки  оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. 
Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах - от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить приблизительно от VIII-VI тысячелетий до н. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.) [6, 238c.].

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда  сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет  назад. Бронзу было гораздо легче  обрабатывать, нежели камень, её можно  было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли  всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза [6, 256c.].

В III-II тысячелетиях до н. э. появились  своеобразные, огромного размера  сооружения из каменных глыб, обязанные  своим появлением также первобытным  верованиям - мегалиты (от греч. "мегас" - "большой" и "литос" - "камень"). К мегалитическим сооружениям относятся  менгиры - вертикально стоящие камни  высотой более двух метров. На полуострове  Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает "длинный камень". Сохранились и иного рода сооружения - дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи - сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. 
Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища - кромлеха в Англии недалеко от города Солсбери - т.н. Стонхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Предполагается, что там поклонялись солнцу [8, 164c.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив тему, автор может  сделать вывод, что искусство  позднего палеолита - это путь упорных поисков правдивой передачи животных как основной, интересующей человека темы. От едва намеченных непропорциональных контуров каких-то зверей эпохи Ориньяк он перешел к красочному изображению полных жизни и экспрессии животных эпохи Мадлен.

       Одной  из особенностей искусства палеолита  можно считать умение человека каменного века отобразить главное, выделить основные детали, характеризующие наиболее полно объект изображения. Первобытный художник не только умеет просто выделить нужное, но и вырабатывает в своей творческой практике основные, пусть еще очень примитивные и упрощенные, однако выразительные приемы. В предметах, им созданных, ощущаются гармония, симметрия, ритм; он умеет создавать нужную ему  форму, знает специфические возможности краски, может разместить рисунок на заданной поверхности.

      Искусство мезолита можно считать дальнейшим шагом вперед по пути освоения, объяснения и раскрытия явлений действительности. Если изображение животного и человека эпохи мезолита внешне менее правдоподобны, то это говорит не о падении мастерства первобытного художника, а об изменении задач искусства [2, 129c.].

      Создание  динамичных многофигурных сюжетных  сцен свидетельствует  о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании  человека, о возросшем познавательном значении творчества, что потребовало   новых выразительных приемов.

      Следует  заметить, что первобытное искусство  нельзя назвать примитивным, так как существуют примеры различных видов живописи и

скульптуры. Конечно, они  сильно отличаются от современных, но изучение

искусства древнейших времен не менее интересно и важно.

 

Список используемой литературы

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. "История первобытного общества".- М.: Высшая школа, 1991г.-351с.

2. Тайлор Э.Б. "Первобытная культура" Т.1. М., 1993г.-374с.

3. "Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения". Энциклопедия "Аванта +" (т. 7). М.: Астрель, 2010г.-592с.

4. Любимов Л.Д. "Искусство Древнего мира" - М.: Просвещение, 1971г.-319с.

5. Гомбрих Э. "История искусства" - М. 1998г. - 674с.

6. Доброклонский М.В. "История  искусства зарубежных стран".- М.: Изобразительное искусство, 1980г. 384с.

7. Абрамова З.А. "Изображение человека в палеолитическом искусстве". -М.: Наука, 1966г.

8. Амальрик А.С., Монгайт  А.Л. "В поиске исчезнувших цивилизаций". - М.: Академии Наук СССР, 1973г. 310с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Каменный век