Эвтаназия: как медицинская биоэтническая и прововая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:18, реферат

Описание

Мировое сообщество раскололось на непримиримых сторонников и противников эвтаназии. Оба лагеря приводят достаточно веские аргументы, не позволяющие достичь какого-либо конкретного компромиссного решения. Многочисленные исторические примеры, приводимые противниками эвтаназии и подкрепляющие аргументы «против», подчёркивают опасность, которую несёт в себе недостаточная изученность данного явления.

Основная задача данной работы - понять, что такое эвтаназия, проанализировав проблему с позиций гуманистической этики, охарактеризовать этические и правовые аспекты этой проблемы, рассмотреть аргументы за и против эвтаназии, увидеть, какова практика эвтаназии в ряде стран мира.

Содержание

1. Введение
2.Глава 1. Понятие, способы и основные аспекты эвтаназии.
3.Глава 2. Этические и правовые аспекты
4.Глава 3. Философская оценка эвтаназии
5.Заключение
6.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Эвтаназия. Этические и правовые аспекты.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

  1.  Введение
  2. Глава 1. Понятие, способы и основные аспекты эвтаназии.
  3. Глава 2. Этические и правовые аспекты
  4. Глава 3. Философская оценка эвтаназии
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Развитие  медицины под воздействием научно-технического прогресса непрерывно сталкивает людей с новыми, часто неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и диапазон таких ситуаций, в которых человеку надлежит делать выбор. Возникает, так сказать, «целая популяция антропогенно-антропологических рисков, связанных с воздействием на природу человека и реальной возможностью ее качественной трансформации. К числу таких рисков относится и проблема эвтаназии, обязанная своим появлением, прежде всего, новейшим медицинским технологиям, позволяющим бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо.

"Эвтаназией  называется всякое действие, направленное  на то, чтобы положить конец  жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).

Сама  идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших  дней традиционная врачебная этика  включает в себя запрет: "я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это". С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти. Как нам следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов или как к некой вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна на практике?

В обществе, на протяжении многих лет, тема эвтаназии вызывает неоднозначную реакцию. Внимание к проблеме эвтаназии возросло с развитием общественного прогресса, и в частности - технологии поддержания жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно переоценить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, - с его жизнью, а во-вторых - по причине малой изученности данной проблемы, недостаточного её освещения в трудах учёных-юристов и практически полного отсутствия соответствующих правовых актов в законодательстве страны.

Многочисленные  споры по данной проблематике постоянно  вспыхивают среди медиков, юристов, психологов, политиков, религиозных  деятелей. Однако чёткого ответа на вопрос об оправданности практики эвтаназии  так и не удаётся услышать.

Мировое сообщество раскололось на непримиримых сторонников и противников эвтаназии. Оба лагеря приводят достаточно веские аргументы, не позволяющие достичь какого-либо конкретного компромиссного решения. Многочисленные исторические примеры, приводимые противниками эвтаназии и подкрепляющие аргументы «против», подчёркивают опасность, которую несёт в себе недостаточная изученность данного явления.

Основная  задача данной работы - понять, что такое  эвтаназия, проанализировав проблему с позиций гуманистической этики, охарактеризовать этические и правовые аспекты этой проблемы, рассмотреть аргументы за и против эвтаназии, увидеть, какова практика эвтаназии в ряде стран мира. 
 
 

Глава 1. Понятие, способы и основные аспекты  эвтаназии.

В каких  случаях имеет место эвтаназия? 

Для одних смерть - кара, для других - дар, для многих - благо. Сенека

Английский  философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) для  обозначения лёгкой безболезненной смерти ввёл термин «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий. Буквально термин «эвтаназия» переводится как «благоумирание», но сам термин стал означать не столько «благую» смерть саму по себе, сколько её причинение.

В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий». Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии.

Итак, эвтаназию  можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть.

Надо  сказать, что сам термин «эвтаназия»  отличается крайней противоречивостью. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий - позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий - позиция пациента).

Пассивная эвтаназия (или, как  её ещё называют, «метод отложенного  шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране.

В Израиле  в конце 2005 г. легализована эвтаназия  для смертельно больных пациентов, которая проводится с помощью машины. На аппарат искусственного дыхания крепится специальный таймер, который подаёт сигнал за 12 часов до отключения аппарата. В обычной ситуации лица, осуществляющие уход за пациентом, будут просто переключать таймер, и аппарат искусственного дыхания продолжит нормальное функционирование, но при соблюдении ряда строгих условий, включая согласие пациента или его законного попечителя, таймер можно будет оставить в действии, что приведёт к отключению аппарата.

Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных  или иных средств  либо другие действия, влекущие за собой  быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная  инъекция).

Активная  эвтаназия может происходить в следующих формах:

1) «убийство  из милосердия» происходит в  тех случаях, когда врач, видя  мучительные страдания безнадёжно  больного человека и будучи  не в силах их устранить,  например, вводит ему сверхдозу  обезболивающего препарата;

2) «самоубийство,  ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает  неизлечимо больному человеку  покончить с жизнью;

3) собственно  активная эвтаназия может происходить  и без помощи врача. Пациент  сам включает соответствующее  устройство, как бы сам накладывает на себя руки.

Добровольной  называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

Комбинируя  эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются  как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача. 

Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназии, включает в себя целый  комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно отметить пациентов, биологическая смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжёлые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого могут быть ликвидированы применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться.

Другая  категория больных - это больные, находящиеся в устойчивом вегетативном состоянии. В таком случае медицинская сторона вопроса заключается в проблеме определения степени тяжести заболевания, его неизлечимости; достижения такой стадии в процессе лечения, когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установление необратимости устойчивого вегетативного состояния.

Юридическая проблема состоит в необходимости  выработки правовой процедуры осуществления  эвтаназии в случае, если данный акт будет разрешён законодательством. Наиважнейшим вопросом в рамках этой проблемы следует считать необходимость принятия возможного закона об эвтаназии.

Религиозный аспект, имеющий существенное значение для верующих больных, характеризуется  однозначным решением рассматриваемой  проблемы всеми конфессиями: жизнь, как бы тяжела она ни была, даётся человеку свыше, чем и отнимается у человека право искусственно прерывать её.

Итак, несомненно, что эвтаназия есть сознательное причинение смерти. Уголовное право  нашей страны рассматривает эвтаназию  как убийство, однако, на мой взгляд, это слишком жёсткое определение. Ведь умысел лица, совершающего определённые действия, состоит в оказании помощи тяжело больному человеку, чтобы уменьшить его страдания, к тому же по его собственной воле.

В каких  случаях имеет место эвтаназия?

Об эвтаназии  речь идёт лишь тогда, когда мы имеем  дело с преднамеренным причинением  смерти. В одном случае отнимается жизнь у безнадёжно, смертельно больного лица - для того, чтобы избавить его  от лишних страданий, - либо при помощи прямого вмешательства (например, инъекции барбитуратов), либо «оставив его умирать», прекратив искусственное питание больного. В другом случае лишается жизни новорождённый ребенок с тяжёлыми физическими недостатками. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

1) об  эвтаназии говорится лишь тогда,  когда есть намерение положить  конец жизни данного лица или  ускорить его смерть;

2) об  эвтаназии не идёт речь, когда  стараются облегчить страдания  какого-либо лица, находящегося в  последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь могут непрямым образом ускорить физиологический процесс умирания. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Многие  учёные опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определённым психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

* эвтаназия  наличествует, когда применяется  препарат, вызывающий смерть, а также  если больного лишают того, что  ему необходимо для жизни (еда), или того, что для него благотворно  (реанимация или лечение, способное дать шанс на продолжение жизни);

* эвтаназии  нет в случае, когда прекращается  такое лечение, которое имело  бы неблагоприятное влияние на  больного (напр., лечение, которое  продлило бы жизнь в мучениях, не облегчив состояния пациента);

* эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (никакое лечение не облегчает страданий, не даёт шанса на выздоровление, а лишь удлиняет агонию и, кроме того, приносит страдания семье и несоразмерные расходы государству);

* эвтаназии  нет в случае нереанимации  новорождённого, поражённого врождёнными  уродствами, или в тяжёлом патологическом  случае, если он естественным  образом ведёт к смерти (когда  лишь искусственно можно продолжать  жизнь, без надежды на улучшение);

Информация о работе Эвтаназия: как медицинская биоэтническая и прововая проблема