Этническая и национальная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:54, реферат

Описание

Эрих Фромм отмечал: английский джентльмен, не снимающий смокинга в самой экзотической обстановке, или мелкий буржуа, оторванный от своей среды, чувствует себя заодно с нацией или какими-то ее символами. Американский фермер, оторванный от цивилизации, начинает рабочее утро с того, что водружает национальный флаг США. Люди постоянно находятся в процессе напряженного поиска культурной идентичности.

Содержание

Введение
1.Понятия «этническая культура», «национальная культура», их соотношение. Место и роль национальных и этнических культур в мировой культуре
2. Особенности развития и функционирования национальных и этнических культур в современном мире
Заключение
Список использованной литературы
этнический национальный этнос культура

Работа состоит из  1 файл

культ.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

В бытовом сознании значительной массы людей по законам  устной культуры продолжают жить элементы социальной практики, религии, философии, восходящие к традициям далекого прошлого, порой уже малознакомого и почти чуждого этим людям. Наметился даже своеобразный параллелизм и одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированного подходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование, сохранение, практическое использование, преобразование и пр.). Это относится к самым разным областям: художественное творчество, религия, медицина-целительство, метеорология, организация хозяйственной деятельности, связанной с природой, домашним бытом и пр.

Аналитический, сциентистский подход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множества областей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такой подход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному, заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры. Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.

По-видимому, потребность  в альтернативных культурных парадигмах особенно актуализируется в наиболее сложные, переходные, кризисные эпохи, подобные переживаемой нами на грани веков. Именно в такое время становятся вполне приемлемы разные, в том числе взаимоисключающие направления социальных, религиозных, научных, художественных поисков и соответственно множатся критерии оценки результатов. Наука пересекается с обыденным знанием, обретает такое качество, как трансдисциплинарность, как бы расширяет проблемно-предметные горизонты, но одновременно возникает необходимость транспонировать строгую (тем более точную) методологию в относительно более «мягкие» варианты. Еще более причудливые формы порождает художественная культура, а также обширная область обыденной культурной практики.

В современном  динамичном мире с невиданным ранее  расширением информационных возможностей, усложнением технологий усиливаются, интенсифицируются изменения в национальной культуре, включая традиционные механизмы ее трансмиссии. Все более явственно проявляются процессы стандартизации, унификации, массификации не только в производстве, но и в культуре. Наиболее уязвимой оказалась национальная культура прошлого. Повсеместно, у разных народов, с той или иной степенью интенсивности происходит разрушение традиционного образа жизни, хозяйственного уклада, ослабление традиционных социальных связей и структур, основанных на непосредственных межличностных контактах (семейных, родственных, соседских, общинных), сужается их ареал. Сообщества носителей классических фольклорных традиций утрачивают былую однородность вследствие усиления миграционных процессов из села в город, с одной территории на другую. Постепенно происходит вытеснение исторических традиций унифицированными стандартами, подкрепляемое экспансией СМИ.

В результате нарушаются естественные механизмы преемственности, сохранения традиций из уст в уста, из рук в руки. Все это подрывает естественный ход процессов

культурного взаимообмена, взаимообогащения разных культурных (субкультурных) направлений. О таком естественном взаимообмене между городом и  селом говорил в свое время  Б.В. Асафьев, когда указывал на то, что  «вместе с крестьянскими подводами с продовольствием и ямщицкими тройками ехали народные напевы», причем в локальном, диалектном обличье. В крестьянском фольклоре, в свою очередь, усваивались и перерабатывалось влияние городской культуры и профессионального искусства.

В современном мире все эти процессы динамизируются. В традиционных стереотипах постепенно ослабевает формальность. Эти стереотипы, типовые конструкты проявляются в современных текстах на более высоком уровне обобщения. В этом случае целесообразно говорить об относительно устойчивых сюжетно-композиционных схемах, структурно-функциональных комплексах, мотивах. К ним можно отнести типичный любовный треугольник, мотивы предательства и возмездия, преступления и наказания и т.д. Они реализуются в разных текстах, слабоканонизированных, а также профессиональных, погружаются то в современный реальный, то в вымышленный мир, расцвечиваются разными деталями. При этом, например, в песнях словесный текст и напев могут не представлять синкретического единства, поскольку один текст может иметь хождение с разными напевами и наоборот.

Современные образцы, стереотипы по сравнению с вековыми традициями исторического фольклора  имеют более короткий жизненный  путь. Так, появление достаточно распространенного  по городам и весям частушечного жанра фольклористы относят к концу XIX века. Сами же тексты частушек (коротких, чаще всего четверостишных, рифмованных песенок) на лету рождаются, быстро исчезают, сменяются другими, мгновенно откликаясь на все многообразие личной и общественной жизни. В них есть устойчивые стереотипы, которые иногда живут десятилетиями. Например, метро-ритмические схемы, короткие, броские напевы, зачины типа: «С неба звездочка упала», «Ты скажи, подружка Маня» («Дорога подружка Маня...») и др. Такие зачины могут многократно повторяться, давая толчок импровизации. Очень подвижны и непосредственно привязаны к жизненным реалиям анекдоты, байки и другие так называемые малые формы фольклора или постфольклора. То, что записывали фольклористы, скажем, в годы Великой Отечественной войны (устные рассказы, сказки, частушки и пр.), к концу XX века ушло из живой практики, забылось, им на смену пришли другие тексты.

Предметно-материальный мир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Он обширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер, заметно отличаясь от старого. И это вполне естественно, ибо быт и мировоззрение населения резко изменились и продолжают меняться на наших глазах с редкостной быстротой. Процесс этот неровен, не везде одинаково интенсивен, так как каждая страна неоднородна как по этническому, так и по социальному составу населения, разнообразна по культурным, природным, экономическим условиям, по степени ориентации на традиции прошлого.

Ориентация  на традиционную народную культуру - заметная черта современного социокультурного процесса в целом. Как известно, в культуре разных народов и стран в XX в. прослеживаются две глобальные тенденции, находящиеся в оппозиции друг к другу. Одна из них определяется образованием неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в основе его лежат общие мощные процессы интеграции.

Другая тенденция  связана с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического  возрождения культур и народов. В ней реализуется потребность  в осознании своего, самобытного  культурно-исторического пути, в  чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.

В данном случае важна вторая тенденция, пути ее реализации в современной отечественной культуре. Стремление к созданию и поддержанию своего имиджа характерно для разных народов, не исключая и тех, которые находятся на весьма высоких ступенях социального развития и приобщения к технологиям мировой цивилизации.

Пример из нашей  действительности. Экспертный опрос, проведенный  Ленинградским институтом культуры в начале 90-х годов в одной  из центральных областей России, показал, что среди разных направлений  культурно-досуговой деятельности, требующих первостепенного внимания и поддержки, первые места занимают - возрождение национальных традиций (90,5%) и защита окружающей среды (92,5 %), т.е. сохранение, поддержание, воссоздание культурной и природной среды, сформировавшейся на протяжении веков, экология в глобальном смысле слова.

Что же в традиционной народной культуре может и должно быть сохранено, поддержано, восстановлено  и органично включено в социокультурную  ситуацию сегодняшнего дня, а что  составляет удел прошлого и должно стать предметом му-зеефикации как  историческая память народа и общества? Проблем немало. Что, собственно, означает поддержание, восстановление традиций или отдельных ее элементов? Какими путями и чьими усилиями это должно быть достигнуто? Насколько пробуждение национального и этнического самосознания связано с возвращением к этнокультуре в социально-бытовой сфере? Или оно ограничивается просветительно-познавательным интересом общества к своему историческому прошлому, памяткам культуры, народной и книжной, и мало влияет на жизнеустройство представителей этноса в настоящем?

Очевидно, что  элементы традиции в культуре в этих случаях будет существенно различаться; и различия эти важно ощущать  и при анализе современного состояния  народной культуры и при решении  каких-то практических, культурных задач.

Здесь обсуждается  круг вопросов применительно к той  области народной культуры, которая  по традиции называется народным творчеством, фольклором и ассоциируется преимущественно  с художественной культурой, включая  музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство, театрально-игровые действа в разных жанровых формах. Все эти элементы в идеале или, вернее, в прошлом, для одних народов - далеком, для других - относительно близком, были объединены в некоторую целостную систему. В 90-х гг. XX в. они, как правило, существуют фрагментарно, как некоторые включения в современное довольно мозаичное культурное поле. Однако и в таком виде они, можно полагать, функционируют и способны оказывать определенное влияние на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания.

В современный  период тематика моей контрольной работы представлена во многих трудах философов  и культурологов. Среди них - В.М. Межуев, М.К. Петров, А.М. Арнольдов, П.С. Гуревич, Ю.М. Лотман, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, А.Н. Ерыгин и другие. В своих работах они учитывали то, что основой общества является взаимодействие людей, результатом которого становится поведение, которому члены общества научаются в многообразных группах, общинах, коллективах и т.д. Предметом исследования таких ученых, как Э.С.Маркарян, М.С.Каган, М.Б.Ешич и др., стала культура, как органичный компонент общества, выявляющего ее многогранность, многоаспектность.

 

Список  использованной литературы

1. Гуревич П.С.  Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - с. 206 - 228.

3. Ерасов Б.С.  Социальная культурология: Пособие  для студентов высших учебных  заведений: В 2 ч.- М.: Аспект-Пресс, 1994.- Ч.1.-с. 259 - 289; Ч. 2. - с. 93 - 120; 152 - 196.

4. Культура: теории  и проблемы: Учеб. пособие для  студентов и аспирантов гуманитарных  специальностей /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. -М.: Наука, 1995. - с. 255 - 277.

5. Культурология:  Учеб. пособие для студентов негуманитарных  специальностей /Под ред. В.И. Добрыниной. - М.: Знание, 1993. - с.47 - 67.

6. Культурология:  Учеб. пособие для студентов высших  учебных заведений/Под ред. Г.В.  Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -с.117-141.

7. Лосский Н.О.  История русской философии. -М.: Высш. шк., 1991.-560 с.

8. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана. - СПб.: Лань, 1998. - с. 139 - 157.

9. Гердер И.Г.  Идеи к философии истории человечества- М.: Наука,: 1977. - с. 440-441

10. Словарь социально —  гуманитарных терминов. / Под общей ред. А.Л. Айзенштадта. Минск,1999

11. Этнографические исследования  развития культуры./ Академия наук  СССР ордена дружбы народов  институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1985,– с. 31-33.

12. Садохин А.П. Этнология./- Изд.-3-е – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2004. – с. 260-269.

13. Морфология культуры: структура  и динамика. - М., 1994.

14. Асафьев Б.В. О народной  музыке. - Л., 1987. - С. 106

15. Народная культура в  современных условиях: Учеб. Н-30 пособие  / М-во культуры РФ. Рос. ин-т  культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.

 


Информация о работе Этническая и национальная культура