Эпоха барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:43, реферат

Описание

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой

культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой,

контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для

нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего

стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по

духу.

Содержание

I. Введение


Постановка проблемы
Термин
Эпоха, направление, стиль
Исторические предпосылки
Идеологическая основа
Философия
Антиномии
Специфические черты


II. Искусство Италии


Архитектура
Скульптура
Живопись
Музыка
а) Опера

б) Оратория

в) Инструментальная


III. Искусство Фландрии


Живопись


IV. Искусство Испании


Живопись
Музыка


V. Искусство Германии


Скульптура
Живопись
Музыка


VI. Иоганн Себастьян Бах.

VII. Музыкальная жизнь Англии

VIII. Георг Фридрих Гендель

IX. Музыка барокко (выводы)

X. Литература барокко

XI. Театр

XII. Русское искусство барокко


XIII. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Мустафаев Осман. Реферет по культурологии на тему Барокко.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв.

образуется так называемый “трагический гуманизм” - осознание трагедии

человека в  обществе и мире, борьба с ними и  с самим собой. Происходит

“расслоение”  человека на частного и родового, на личностного и

сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели

грандиозные последствия  для общественного сознания эпохи - и обыденного

и философского самосознания, и художественного  мышления. 

6. Философия 

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого

Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип

мышления, который  видит в самом фундаменте вещей  противоречие,

разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе

Возрождения, был  известным возвратом к дуализму средневекового

религиозного  сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении

материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и

рационального. В результате возникают размышления  о первичности того или

иного начала, о  господстве одного над другим. В  итоге в философии

разгорается противоборство диаметрально противоположных философских

учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк,

Бэкон), т.е. борьба идеалистического и материалистического  подходов в

онтологии, сенсуализма  и рационализма в методологии, индуктивного и

дедуктивного  методов познания. В конечном счете, развитие философской

мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта,

диалектического мышления Гегеля. 

Т.о. идеология  признает существование антагонизмов (противоречий), но

считает государство  и церковь силами, примиряющими конфликты  жизни,

придающими ей единство. Первоначально философия  стремится найти

монистическое объяснение мира (в чем единство?): 

Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту,

является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное

сущее, его функции  в гармонии и гарантии истинности познания; 

Бенедикт Спиноза  находит единство в пантеистическом  восприятии Бога,

который включает в себя видимый и невидимый  мир, материальную суть,

духовные элементы; 

Томас Гоббс  утверждает: единство - в материи. Все  духовное есть суть

материального. Люди должны объединяться в общество с сильной

абсолютистской  государственной властью. 

Блез Паскаль  находил единство и суть в идеальной любви, источнике

благородного  поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку

Бытия; 

Готфрид Вильгельм  Лейбниц видел единство в предустановленной  гармонии

мироздания, состоящей  из бесконечного числа монад - самоценных

завершенных жизненных организмов. 

Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости,

истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для

умонастроения эпохи. 

7. Антиномии 

В тоже время, барокко - художественная система, отражающая

мировоззрение людей послеренессансной эпохи, которые усматривали главный

порядок жизни  в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не

имело бы своей  оппозиции. Антиномии, несовместимые  друг с другом

противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая

своеобразную  гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную  тревоги.

Теоретики барокко  говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia

discordans. Антиномии  барочного мышления проявляются  во всем. 

Антиномия “хаос (управляющий вселенной) - порядок (торжество

рационализма)”. Система, к которой тяготеет научное  и художественное

мышление барокко (система созвездий Кеплера, учение о государстве

Грация, система  планировки Ленотра...) понимается не как  выражение

порядка, лежащего вне человеческого сознания, а как нечто соразмерное,

рациональное, упорядоченное, подчиненное рассудку человека. В  то же

время, духовное открытие барокко - чувство безграничности мира (чему

способствовали  географические открытия), трагичной  незащищенности

человека, несопоставимости малой, бренной страдающей песчинки

человеческой  жизни и неизменной, холодной, бесконечной  бездны Космоса. 

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли, 

Арена всех скорбей, превратностей поток, 

Фортуны легкий мяч, болотный огонек, 

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле. 

Грифиус “Человеческая  нищета”. 

Т.о. личность человека “одновременно нечто и ничто” (Флеминг). Все

зависит от внешних  воздействий, от природы, от окружения, от людской

массы. Фортуна  неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь

наблюдать - до тех  пор, пока он не сметет наблюдателя. Смерть слепа,

стреляет наугад... Случайность, хаос управляют Вселенной. В этом хаосе

одинаково иррационально  и трагическое (поэзия Грифиуса, музыка Шюца), и

чудесно-мистическое (“Экстаз святой Терезы” Бернини, живопись Эль

Греко). 

Еще одна антиномия: противопоставление жизни и смерти. Последняя

понимается как  свет, утешение, покой, мысли о Христе. 

Что смерть благочестивым? 

Ключи от жизни  вечной, 

Времен граница  лживых, 

На поле битвы  мир, 

Идущий к солнцу путник, 

Блаженства вечный пир, 

В пути к отчизне  спутник, 

Пожатие десницы, 

Пылающее пламя, 

И райские зарницы, 

Горящие над  нами. 

Хофмансвальдау  “Смерть”. 

Это и антиномия  преувеличенной яркости, телесности жизни (театр,

живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма - с другой

(гравюры Шенфельда). 

Противопоставления  существуют и на уровне типа мышления, мироощущения,

пространства, времени... 

Игралище времен, непостоянный род, 

На сцене бытия  в преддверии утраты 

Тот вознесен, тот  пал, тому нужны палаты, 

Тому - дырявый  кров; кто царствует, кто ткет. 

Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет 

Сметает новый  день и завтра в бездну канет 

Зеленая листва поблекнет и увянет, 

И острие меча на нежный шелк падет. 

Грифиус “Подобье нашей жизни”. 

Перед нами типично  барочная картина мира. Он неустойчив, динамичен,

соткан из контрастов, подвержен метаморфозам. 

8. Специфические  черты 

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами  эпохи можно

считать: 

1. Усиление религиозной  тематики, особенно тем, связанных с

мученичеством, чудесами, видениями; 

2. Повышенная  эмоциональность; 

3. Большое значение  иррациональных эффектов, элементов; 

4. Яркая контрастность,  эмоциональность образов; 

5. Динамизм (“мир  барокко - мир, в котором нет  покоя” Бунин); 

6. Тяготение  к обобщающим и связывающим  формам: 

а) целостностные  системы философии; 

б) поиск единства в противоречиях жизни; 

в) в архитектуре: 

овал в линии  здания; 

архитектурные ансамбли; 

г) скульптура подчинена  общему декоративному оформлению; 

д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание 

“бесконечности” пространства; 

е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных

произведений (опера). 

В эпоху барокко  произведения искусства “активно стремятся  соединиться с

другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и

как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого

Петра”). 

7. Сложность  и избыточность, излишество (в частности,  композиционных

решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны.

Характерно: нагруженность  формы, орнаментальная декорировка

пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш

статуями. 

II. Искусство  Италии 

1. Архитектура 

Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это

время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее

ярко стиль  проявился в архитектуре. Для  нее характерно: 

1. Усиление черт  изобразительности; в частности,  в композициях фасадов: 

а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной

из картин в  сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что

иное, как обман” - Милиция); 

б) фасад - как  изображение несуществующего, воображаемого  здания: 

колонны выступают  вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; 

окна - то как  пролеты, то как изобразительный  элемент (дворец Цуккары,

окна - раскрытая  пасть чудовища). 

2. Стилизация  одних форм под другие (церковь  Сант-Иво Баррамини. План

здания выполнен в форме пчелы). 

3. Излишества  различного рода (детализация, обилие украшений). 

Представители: 

Барромини Франческо. Для его работ типично: 

1. Дробность  массы здания; 

2. Дематериализация  каменных масс; 

3. Динамизм решений; 

4. Богатая внутренняя  отделка: золото, полудрагоценные  камни...

Информация о работе Эпоха барокко