История культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание

В проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Это обусловлено тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Содержание

Введение
1. История понятия "культура"
2. Истоки современного понимания термина "культура"
3. Культура - типология определений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.24 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. История понятия "культура"

2. Истоки современного  понимания термина "культура"

3. Культура - типология определений

Заключение

Список литературы

Введение

К проблеме смыслов культуры нас обращает само понятие культурологии. Культурный мир, возникая на материале  мира природы, приобретает новое  качество, которого природный мир  не знает - смысл. Проблема смыслов культуры является одной из ключевых в современном  культурологическом знании. Это обусловлено  тем, что любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, и смысловое пространство культуры существует, разворачивается  и описывается в рамках бинарного  кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция "я - другое". Смыслы раскрываются в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и  интерпретации.

Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном  обиходе. Отчасти это объясняется  тем, что оно имеет сложную  и запутанную языковую историю, а  отчасти тем, что оно применяется  для обозначения крайне сложных  понятий в разных научных дисциплинах  и к тому же в самых различных  системах мысли.

Цель работы - определить происхождение и формирование понятия "культура".

Задачи работы - изучить  историю понятия "культура"; рассмотреть  истоки современного понимания термина "культура".

1. История понятия "культура"

Появлению слова "культура" в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское  cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и с частично перекрывающими друг друга значениями. Так, значение "населять" через латинское colonus трансформировалось в колонию, а "почитать", "поклоняться" через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл "развивать", "культивировать", хотя и с оттенком "служения", "почитания", при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение. Во французском, точнее в старофранцузском, латинское cultura преобразовалось в слово couture, позже приобретшее совершенно самостоятельное значение, и лишь затем в culture.

Во всех случаях раннего  употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений. Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких, как английское coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие, причем агрикультурный, сельскохозяйственный смысл долгое время сохранялся. Так, Френсис Бэкон говорил о "культуре и удобрении умов", а в середине XVIII века английский епископ, сетуя на недостатки современного воспитания, писал, что "люди благородного рождения и воспитания не хотят растить своих детей для церкви".

Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становилась  все более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и  непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура, относящееся  к частным процессам, все чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования  вообще, что означало универсализацию  термина. Именно с этого на рубеже XVIII - XIX веков и началась многообразная  и запутанная современная история  слова культура.

Тогда же, в конце XVIII - начале XIX века сформировалось устойчивое значение самостоятельного термина цивилизация. Это слово происходит от латинских  civis - гражданин и civilis - при- надлежащий, относящийся к гражданину. В результате довольно долгой эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка. В то же время, сначала во Франции, а затем в Англии оно стало использоваться во множественном числе - стали говорить о цивилизациях.

Важный поворот в интерпретации  термина "культура" произошел  в немецком языке: до конца XIX века была распространена форма Cultur, а на смену пришла сегодняшняя Kultur. Сначала понятия культура и цивилизация развивались в Германии так же, как в других странах. В конце XVIII века, прежде всего в трудах Гердера, было сделано нововведение, едва ли не решающее в истории изучения культуры: речь зашла не о культуре, а о культурах (во множественном числе). Другим важным нововведением, предложенным несколько позже, стало характерное для Германии и редко встречающееся как в обыденной, так и в научной лексике прочих европейских языков противопоставление культуры и цивилизации.

Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура за несколько столетий. В современных  европейских языках можно выделить (если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, например, культура вики, культура микробов) четыре основных смысла слова культура:

*абстрактное обозначение  общего процесса интеллектуального,  духовного, эстетического развития;

*обозначение состояния  общества, основанного на праве,  порядке, мягкости нравов и  т.д.; в этом смысле слово культура  совпадает с одним из значений  слова цивилизация;

*абстрактное указание  на особенности способа существования  или образа жизни, свойственных  какому-то обществу, какой-то группе  людей, какому-то историческому  периоду;

*абстрактное обозначение  форм и продуктов интеллектуальной  и прежде всего художественной  деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. (то есть  все то, чем занимается министерство  культуры); пожалуй, именно этот  смысл слова культура наиболее  распространен среди широкой  публики.

Перечисленные значения слова  культура связаны между собой  частично по происхождению, частично по смыслу. Все это очень престижные значения (если можно здесь применить  такой термин). Однако есть множество  примеров враждебного отношения  как к слову культура, так и  к тому, что оно обозначает.

Понятие культура весьма многозначно, имеет различное содержание и  разный смысл не только в обиходном  языке, но и в разных науках и философских  дисциплинах. Впервые в литературе слово "культура" встречается  в произведении "Тускуланские диспуты" (45 г. до н. э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка "возделывать", "обрабатывать". В ходе длительной эволюции от Цицерона ("культура ума есть философия") до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.

В универсальной культурно-философской  концепции Гердера понятие "культура" характеризуется как применимое к роду человеческому, всему человечеству. Называя становление культуры вторым рождением человека, Гердер писал  в своей книге "Идеи к философии  истории человечества": "Мы можем, как угодно назвать этот генезис  человека во втором смысле, мы можем  назвать его культурой, то есть возделыванием  почвы, а можем вспомнить образ  света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения  протянется до самых краев земли". Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило  предпосылкой и исходным пунктом  для формирования современного понимания  культуры.

Понятие "культура" необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования  категорий "общественная практика" и "деятельность", связывающих  между собой категории "общественное бытие" и "общественное сознание", "объективное" и "субъективное" в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие "деятельность" предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой "деятельное природное существо", которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие "деятельности" выражается специфика социальной формы движения материи.

В отечественной культурологии  дается следующее ее определение: мировая  культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) субстанцией и характеризуемая  в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного  моментов.

Культура определяется как  система организации и развития человеческой жизнедеятельности, включающая способы производства, взаимодействия с природой, межличностного общения, познания и духовного творчества. Первоначально культура понималась как воспитанность и на этом основании  греки отличали себя как цивилизованный народ от варваров. И позже в  Средние века и эпоху Возрождения  культура определялась как цивилизованное поведение, основанное на соблюдении законов, как наличие гуманитарных знаний и владение искусствами. Век Просвещения  делает упор на рациональность, а воспитание сводит к познанию и управлению на основе разума страстями души. В  это же время зарождается критика  рационального образа культуры и  возникает лозунг "назад к природе". Разумеется речь шла о природе как идеале культуры, т.е. о некой идеальной жизни в естественных условиях обитания. Такая ориентация способствовала преодолению европоцентристского определения культуры и изучению обычаев так называемых нецивилизованных народов. В ходе этого критиковалось сведение культуры к рационально-техническим достижениям и вводились более широкие критерии культурности. Культура стала пониматься как система способов обеспечения основных потребностей человека. Инстинкты, сформировавшиеся в ходе эволюции, подвергаются в человеческой истории разностороннему контролю и облагораживаются посредством сначала мифа и ритуала, затем социальных норм, обычаев и институтов семьи, права, собственности, государства.

2. Истоки современного  понимания термина "культура"

В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен и акцент перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития, от культивации домашней птицы к культивации ума. Однако такое понимание слова "культура" не было общепринятым до XVIII - начала XIX в.

В начале XIX в. слово "культура" использовалось либо как синоним слова "цивилизация", либо как его антоним. Слово "цивилизация" происходит от латинского слова civilis (гражданин), и в конце XVIII в. во французском и английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития, движение, направленное от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности. Использование в английском и французском языках слов "культура" и "цивилизация" в качестве синонимов отражало веру французов и англичан конца XVIII - начала XIX в., что их эпоха является передовой и развитие человечества идет по поступательной.

В Германии произошло иначе. Слово "цивилизация" получило там  главным образом негативную коннотацию, а "культура" - позитивную. Там  понятие "цивилизация" использовалось в значении "буржуазная" искусственная  вежливость и утонченность манер, нивелировка  личностных особенностей, тогда как  понятие "культура" обозначало продукт  интеллектуальной, художественной или  духовной деятельности, в котором  отражалась творческая сила человека.

Однако по мере развития исторической науки в Германии туда все более  проникают идеи прогрессизма, что, в свою очередь, повлияло на формирование "классической концепции" культуры, которая оказалась как бы наложением двух упомянутых выше понимании культуры. Суть ее сводилась к следующему: культура представляет собой процесс развития и облагораживания человеческих способностей, процесс, способствующий восприятию произведений науки и искусства, а также связанный с прогрессивным характером современной эпохи. В трудах германских историков, в отличие от германских литераторов-романтиков, понятие "цивилизация" также постепенно приобретает положительное значение в качестве цели развития общества и все более сливается с новым пониманием культуры.

Именно в этом значении слово "культура" чаще всего употребляется в обыденной речи и по сей день. Но оно не является научным. Изучая этнологическое и, в частности, историко-этнологическое толкование понятия "культура", будем все дальше и дальше отходить от этого значения.

3. Культура - типология определений

Начнем с общеизвестного. Понятие "культура" многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя  фразами. Кроме того, сложно назвать  другое такое слово, которое имело  бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания "культура поведения", "физическая культура", "культура общения" и т.д.

И не случайно с каждым годом  интерес к этому понятию все  возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге "Социодинамика культуры" (1968г.) насчитывает уже 250 определений.

И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича "Прежде всего в том, что культура выражает глубину и  неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем  и разнолик человек, многогранна, многоаспектна  и культура. Каждый исследователь  обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами".

Причем такое положение  характерно, конечно, не только для  термина "культура". Термин "наука", к примеру, тоже имеет очень большое  количество определений. Бывает такое, что некоторых раздражает неясность, нестабильность, и отсутствие четкой системы, в которой должен быть ясно виден предмет и объект исследования. Но это все лишь оттого, что нам  легче запомнить данное, наклеить ярлык, нежели понять, осознать, что  культура, она как жизнь, существует лишь потому, что она разная, неповторимая.

Информация о работе История культурологии