Источники и механизмы культурной динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание

Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.
Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.

Содержание

Введение
1. Социокультурный процесс и культурная динамика
2. Типы культурных изменений
3. Источники и факторы культурной динамики
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

культурология.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

7. Социальное и историческое  самовоспроизводство культурных систем и форм (межпоколенная трансляция социокультурного опыта, селектированных норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия, актов познания, ориентирования, интерпретирования и т.п., осуществляемая в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания, образования, корректирующего регулирования и иных форм социального коммуницирования; трансляция системы образов коллективной идентичности в виде комплекса традиций, обрядов, ритуалов, нормативных параметров образов жизни и картин мира, поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества; воспроизводство форм социальной организации и регуляции в виде социальных институтов и конвенциональных норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия, языков обмена информацией и т.п.).

8. Изменчивость культурных  явлений (постепенная трансформация утилитарных и социально-регулятивных функции, уровня социальной актуальности, формальных черт и семантических значений культурных форм как по ходу времени их функционирования в социальной практике, так и в процессе их пространств. распространения; развитие и модернизация культурных форм в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности, углубления функциональной специализированности; эволюция культурных систем по пути усложнения их организации и структуры, повышения устойчивости и функциональной универсальности, социально-интегративных возможностей и адаптивной пластичности, а также, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня функциональной специализированности форм, структурной и организационной сложности, устойчивости и универсальности систем и т.п. вплоть до их элиминации).

 

 

 

 

 

2. Типы культурных изменений

 

1. Фазовый (этапный) тип  культурной динамики во многом  совпадает с так называемой  «исторической периодизацией». Каждому  этапу соответствует свой доминирующий  тип социальных отношений: а)  доиндустриальное общество (межличностный  тип отношений); б) индустриальное  общество (товарно-денежные отношения); в) постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие  массовое общество).

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций  и мод; смена центров активной  культурной деятельности. Это сфера  истории искусства, культуры, литературы, оды и т. д.). Всю историю западноевропейской  культуры можно представить как  историческую смену стилей (особенно  четко это можно проследить  на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко,  рококо, неоклассицизм, романтизм,  реализм, модернизм (импрессионизм,  постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм  и т. д.), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к  обогащению и дифференциации  культуры или отношений между  разными ее элементами, что означает  формирование новых жанров и  видов искусства в результате  творческого процесса или внешних  влияний.

4. Культурный застой: консервация  общей системы ценностей; догматизация  религии, идеологии; канонизация  художественной жизни; отторжение  нововведений и заимствований,  что приводит к длительной  стагнации общества в целом.  При этом не следует путать  устойчивость обычаев, норм и  стилей с застоем, так как  она подразумевает сохранение  самобытности данного общества.

Застой — характерная  черта устойчивых малых этнических культур, служит механизмом самосохранения в процессе взаимодействия с другими  более «мощными» цивилизациями. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций  древности (фараонский Египет и др.), цивилизацию доколумбовой Америки  и т. д.

5. Изменения, ведущие к  ослаблению дифференциации, упрощению  культурной жизни, что и определяется  как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются  этнографами, попавшими в орбиты  сильных культур. Упадок имеет  место и в различных сферах  высокой культуры — в том  случае, когда ослабевает духовная  значимость тех или иных направлений  и жанров, а в обществе получают  признание другие варианты художественного  осмысления мира. Примером упадка  культуры является тенденция  примитивизации и архаизации  жизни (проявляется в структурах  преступного мира, в образе жизни  и организации вооруженных отрядов  и банд, в местах лишения свободы  и т. д.).

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва  между старыми духовными структурами  и институтами и формированием  новых. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества.

Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре. В  качестве варианта цикличности следует  рассматривать инверсию (маятниковые  изменения), которая проявляется  в условиях отсутствия устойчивого  ядра, «золотой середины» в культуре.

6. Трансформация культуры  — интенсивный процесс обновления  в обществе. Новые элементы вводятся  через переосмысление исторического  наследия, придание нового смысла  традициям через заимствование  извне. Однако заимствованные  элементы подвергаются качественному  изменению, в результате чего  происходит синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Источники и факторы культурной динамики

 

1) Инновация как изобретение  или выработка новых идей, образов,  моделей или принципов действия. Носителями инноваций могут быть  творческие личности (пророки, гении,  ученые и т. д.); группы; иностранцы  и т. д.

Всякая инновация сталкивается с вопросом соединения с социокультурной  средой, с проблемой общезначимости. Все изменения должны вызревать  внутри общества. Именно социальная детерминация определяет судьбу открытий и изобретений. Показательный пример дает история  книгопечатания в Западной Европе. И.Гуттенберг начал печатать книги  в середине XV в. Но культурная среда  была настолько готова к восприятию этого факта, что уже в 1500 г. В 26 городах Европы было основано почти 1100 типографий, которые выпустили  около 40 тысяч изданий книг общим  тиражом 10-12 миллионов экземпляров. Хотя в России первая книга была напечатана Иваном Федоровым с небольшим  опозданием (1564 г.), этот факт не повлек за собой прорыва в стране, широкое  книгопечатание было отложено на полтора  столетия, а сам он подвергся гонениям.

  2) Культурное наследие — сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт.

Следует различать понятия  культурного наследия, самобытности, традиции.

Самобытность — существенное и постоянное проявление тех компонентов  культурного достояния данного  общества, которые оказываются функционально  необходимыми на новых этапах его  существования. Самобытность выражается в ценностях, нормах, обычаях, общественных институтах и т. д. Интерес к самобытности породил множество попыток исследования «национального характера», «российского менталитета» и т. п.

Культурное наследие выполняет  функцию культурного достояния  общества, поддерживает стабильность и постоянство общественной регуляции.

  3) Диффузия как распространение культуры.

Если традиция — это  передача культуры через поколение  и время, то диффузия — ее распространение  в социальном или географическом пространстве. Диффузия подразумевает  заимствование элементов другой культуры; аккультурацию (термин пришел из антропологии), которой могут  быть подвержены индивиды, группы, районы, нации, страны. Она может носить прямой (через влияние интеллигенции  или иммигрантов на принявшую  их социальную среду) или же косвенный  характер (через воздействие СМИ, потребление, образование и т. д.)

Факторы, влияющие на культурную диффузию:

— степень интенсивности  контактов;

— условия контакта (насильственный, добровольный);

— состояние и степень  дифференциации общества, что определяет его готовность к усвоению нововведений. Важно наличие групп, готовых  стать носителями нововведений.

4) Синтез — содержательный  сдвиг в результате соединения  разнородных элементов. Синтез  имеет место в том случае, если  социокультурная система осваивает  достижения иных обществ в  тех сферах, которые оказываются  недостаточно развитыми в ней  самой, но при этом сохраняет  присущую ей исходную основу, позволяющую говорить о ее  определенности и самобытности, способности поддержания целостности  и устойчивости.

В качестве наиболее удобного образца осуществления плодотворного  соединения собственных национальных и модернизирующих компонентов  обычно приводят Японию и ряд других малых стран Восточной и Юго-Восточной  Азии: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.).

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и  права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно «культурным» проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует и в практически-действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т.е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

Важная сторона культурной жизни — плюрализм культур, который раскрывается через анализ проблематики самобытности и взаимодействия культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Эти уровни складываются в ходе адаптации общества к условиям среды, внутреннего общения и взаимодействия между разными народами.

Культуре присуща собственная  внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо с материальным производством (и формационными факторами) или политической борьбой (и классовыми импульсами). Эта динамика связана с особыми для культурного процесса закономерностями, находящими специфическое выражение в облике и судьбах каждой культуры.

В современном мире происходят процессы складывания и распространения  общемировой культуры, связанной  с современной индустрией культуры и информатикой. Тем не менее сохраняются  этнические и национальные характеристики, сложившиеся в ходе исторического развития, которые накладываются на политические процессы и приводят к усилению националистических движений. Важной проблемой для культурологии стало формирование действенных принципов межкультурного взаимопонимания.

В настоящее время необходимо найти такие способы адаптации культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными. Более сложным по результатам и последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутренней дифференциации. Распространение в какой-либо культуре удобных для работы орудий труда, современных технологий, новых оценочных критериев повседневного поведения людей, взятых из инокультурного опыта, не может быть признано позитивным или негативным, пока не станет ясно, какое именно воздействие оказали те или иные заимствования на глубинные качества культурной жизни данного народа.

Новые предметы и явления  культурной практики должны быть оценены  не сами по себе, но лишь с позиций  того, насколько они помогли данной культуре адаптироваться к изменениям внешнего мира, развить ее творческие потенции. В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др.

Сложность и во многих случаях  неочевидность изменений в культуре делает различные подходы к изучению культурной динамики равновероятностными и взаимодополняющими по отношению друг к другу. Широкий аналитический диапазон в изучении культурной динамики позволяет говорить о многообразии позиций в понимании характера ее процессов.

Информация о работе Источники и механизмы культурной динамики