Искусство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание

В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. А история античного искусства включает в себя несколько этапов.

Содержание

Введение
Глава 1. Эгейское (Крито - Микенское) искусство (ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.)
1.1 Крит
1.2 Микены
Глава 2. Гомеровский период (ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.)
Глава 3. Архаический период (7 в. до н.э. - нач. 5. в. до н.э)
Глава 4. Классический период (5 в. до н.э. -сер.4. в. до н.э.)
4.1 Ранняя классика. Строгий стиль (1-я пол. V в. до н.э.)
4.2 Высокая классика (2 -я пол. V в. до н.э.)
4.3 Поздняя классика (IV в. до н.э.)
Глава 5. Эллинистический период (сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.)
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Скульпторы, использовали как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица, так называемую

 

"архаическую улыбку"5.

Несмотря на скудость средств психологической выразительности, художники умели вместе с тем  достигать богатства эмоционального строя образов с помощью тонкой моделировки цельных объёмов, виртуозной пластической трактовки драпировок, отличающихся то сдержанным и строгим, то прихотливым линейным ритмом складок.

Архитектурные детали и  скульптурные украшения храмов были ярко раскрашены, что придавало зданиям нарядно-праздничный вид. Богатая раскраска усиливала реализм и выразительность изображений, манила и веселила взор, делала образ ещё более понятным и близким. Однако эту окраску утратила почти вся дошедшая до нас античная мраморная скульптура.

Но и бронзовые изваяния не дошли до нас в первоначальном виде. Бронзовые статуи богов и  героев ярко сверкали на солнце золотистым светом металла. И подобно мраморным  статуям, они были многоцветны: с  глазами из стекла или самоцветов, с красной медной пластиной на губах, часто приоткрытых над серебряной чеканной пластиной, изображающей зубы, и со многими другими инкрустациями иного цвета, чем бронза. Почти всё это утрачено, кроме бронзы, но и она сама потеряла свой первоначальный солнечный блеск.

Живопись

Цвет в греческой  пластике ясно указывает на связь  её с живописью. Живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой. По литературным источникам известно, что монументальная живопись процветала в Древней Греции уже в VII веке до н. э.

Отблеском её являются разве  что три большие метопы, украшенные росписями, а не рельефами, с изображением мифологических сцен. Это ещё весьма наивные композиции, исполненные, однако, подлинного динамизма и хорошо вписывавшиеся  в архитектурную композицию храма.

Керамика

В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих  ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла  и мёда; объёмистые кратеры с широким  горлом - для вина смешанного с водой, обычного напитка греков; изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья; высокие удлинённые лекифы - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.

Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую  эпоху. В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, бессюжетный орнамент теряет своё былое значение, и человеку начинают уделять основное внимание, а его образ начинает приобретать всё более реальные черты. 

Чернофигурная роспись  сугубо декоративна. Рисунок наводится чёрным лаком на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объёмно, часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль. Детали прорабатывались резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивалось в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывалась обычно лаком, который придавал ей металлический блеск.

В конце VI века до н. э. чернофигурная  роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают "прорывать" поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений.

Глава 4. Классический период (5 в. до н.э. -сер.4 в. до н.э.)

4.1 Ранняя классика. Строгий стиль (1-я пол. V в. до н.э.)

Искусство этого времени  пронизано напряжёнными поисками реалистического  изображения человека, обобщающих типических образов и правдивой передачи движения. Нарастает стремление к гармоничной соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за его основное достоинство. Искусство обращается к сценам реальной жизни.

В архитектуре ранней классики наибольшее распространение  получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Художественные произведения первой половины V века до н.э. чётки, энергичны и напряжённы. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии.

Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, причём красоты не только внешней, но и внутренней. Впервые человек выступает не как одна из составных частей космоса, равная всем прочим, а как божественный хозяин и господин природы, прежде всего своей собственной, т.е. своих чувств и желаний.

Один из самых пленительных образов в мировом искусстве - всемирно известный "Возничий".

От последних отзвуков архаической условности освободился  в своём творчестве скульптор  Мирон. Его бронзовая статуя "Дискобол" дошедшая до нашего времени только в мраморных копиях, оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства.

В вазописи возникло новое понимание пространства, постоянными элементами композиции становились многоплановость и глубинность. Наряду с краснофигурной техникой в V веке получают широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которую лаком наносился рисунок.

 

4.2 Высокая классика (2 -я пол. V в. до н.э.)

Архитектура и  скульптура

Афинский Акрополь с  его храмами Парфеноном и Эрехтейоном  и зданиями Пропилей был воздвигнут во славу Афины, покровительницы  Афин, которые были центром её культа. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля зиждется не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном - при безупречной уравновешенности всех частей.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг  знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях  дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акрополя, военное могущество и славу своего города.

А направо, за площадью, - Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, под сенью которого некогда возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не Афины-воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Он и стал центром композиции Акрополя. В архитектурном облике Парфенона, как в человеческом теле, нет прямых линий и правильных плоскостей. Высшую точку развития греческой классики знаменует фриззоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины фигуры богов6.

Живопись

С развитием реализма в греческом искусстве дальнейшему  развитию живописи проложили дорогу два достижения: открытие линейной перспективы и обогащение живописных приёмов светотенью.

4.3 Поздняя классика (IV в. до н.э.)

Характер поздней классики определяется развитием реалистических тенденций. Главной задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н.э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека.

Развитие архитектуры  протекает неравномерно, Афины ещё  долго продолжали оставаться центром  культурной и художественной жизни, но государство уже не могло предпринимать  строительство в прежних масштабах.

Самым крупным строительством конца V века до н.э. было возведение Эрехтейона, храма Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе. В его формах нашли выражение настроения и идеи общества периода Пелопонесской войны. Он являет собой изящнейший шедевр ионического стиля. С трёх сторон храм имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стороне. Шесть стройных мраморных девушек в пеплосах - знаменитые кариатиды - выполняют роль колонн в его южном портике. Капители, покоящиеся у них на головах, напоминают корзины, в которой жрицы несли священные предметы культа.

Сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений.

Впервые уделяется большое  внимание строительству зрелищных  сооружений - театров, которые устраивались обычно под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей - театрон, обрамлявший полукруглую орхестру - площадку, на которой выступал хор.

 

Глава 5. Эллинистический период (сер. 4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.)

Характер художественного  творчества эпохи эллинизма резко  изменился по сравнению с классическим периодом. На смену обобщённому образу героя-гражданина полиса приходят, с одной стороны, изображение обожествлённой и героизированной личности монарха, а с другой - индивидуализированный образ личности, либо находящейся в трагическом конфликте с окружающей средой, либо эгоистической, любыми средствами добивающейся своей цели, либо образ с преувеличенным героическим началом. Возникает интерес к социальным мотивам, лирически-интимным и будничным аспектам индивидуальности.

Развитие частной жизни, распространение роскоши в быту знати вызвали подъём жилищной архитектуры. Дома, имеющие в центре двор с перистилем, увеличиваются в размерах, украшаются мозаикой, росписями, скульптурой.

Зодчие эллинизма не создали архитектурных образов, по глубине подобных Парфенону, но превзошли  классических мастеров в создании огромных строительных комплексов. В формах архитектуры нашло яркое выражение эллинское чувство безграничных просторов.

В связи с расцветом  архитектуры в эпоху эллинизма  широкое распространение получили фрески и мозаики, которыми украшали дома и общественные здания. Мозаика украшала часто не только стены, но и полы. В живописи и мозаиках эллинистические мастера предпочитали необычные, возбуждающие, тревожащие сюжеты и темы.

Эллинистические правители  и их вельможи, богатые люди желали украсить свои дворцы, сады и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в эпоху классики и могущества Александра Македонского. Развивается декоративная скульптура. Получив многочисленные заказы, мастера эпохи эллинизм уже не утруждали себя поисками новых форм, а стремились лишь смастерить статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа.

Однако в 1820 году на острове  Милос (в Эгейском море) была найдена  статуя Афродиты, известная ныне как "Венера Милосская". Автором её был ваятель по имени Александр или Агесенд: в надписи сохранились не все буквы. В этой статуе всё так стройно и гармонично, в сильном, спокойном и прекрасном теле воплощён высокий идеал классической эпохи, а классически прекрасное лицо полно внутренней страстности под стать эллинистической эпохе.

Искусство портрета очень  распространено в эллинистическом  мире. Портреты всё более индивидуализируются, но вместе с тем, если перед нами высший представитель власти, то подчёркивается его превосходство, исключительность занимаемого им положения.

Такие грандиозные скульптурные группы, как "Лаокоон с сыновьями" и "Фарнезский бык" вызывали восхищение многих поколений просвещённых представителей европейской культуры.

Однако "Ника Самофракийская", изваянная в более ранний период эллинизма, - одна из вершин искусства. Статуя эта стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмахе могучих крыльев Ника-Победа неудержимо несётся вперёд, рассекая ветер, под которым колышется её облачение7.

Именно в эллинистическом мире впервые появились камеи - рельефно вырезанные самоцветы. Они не имели никакого практического применения. Ими украшались, ими любовались - и только. Однако для их создания требовались редкие камни и кропотливейший труд.

Маленькими шедеврами, навеянными гением Праксителя, были терракоты - статуэтки из обожжённой глины, которые воспроизводят характерные типы, выхваченные из самых разных слоёв населения: нарядных молодых женщин, детей, музыкантов, акробатов, кулачных бойцов, рыбаков, струх, негров, пигмеев, ремесленников, слуг, рабов. Это было самое дешёвое производство, так как статуэтки выделывались в формах и производились в огромном количестве как в самой Греции, так и в греческих городах Малой Азии, в Александрии, в Северном Причерноморье.

 

 

Заключение

Античное искусство заложило основы для дальнейшего развития науки и искусства: в искусстве был указан путь к реализму, а в науке - к материалистическому мировоззрению.

Информация о работе Искусство Древней Греции