Искусство действия в пространстве постмодерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание

Основной целью работы является изучить перфоманс как можно детальнее, узнать пути развития в России и на Западе, чем они похожи, а чем различны. Основными задачами является показать, какие направления в искусстве оказали наибольшее влияние на развитие перфоманса, какие направления в последствии их влияния выделились, а также какие группы и представители смогли больше всего повлиять на развитие искусства действия.
Изучением искусства действия занималось не так уж много авторов, и данных о многих или направлениях, к сожалению, нет, но все же можно выделить авторов, которые занимались изучением перфоманса: Роузли Голберг, Е. Кикодзе, Е. Бобринская, Ерофеев А. и многие другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические предпосылки возникновения перфоманса…….5
История возникновения перфоманса …………………………………….5
1.2 Флэшмоб как разновидность перфоманса .……… … …………… …… 9

Глава II Пути развития перфоманса в России и на Западе…………….....12
2.1 Перфоманс на Западе. Основные представители и направления.……......12
2.2 Перфоманс в России. Основные направления и представители………….15
2.3 Группа «Мухомор», их акции……………………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………... 22
Список литературы ………………………………………………………......... 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

В этой главе было рассмотрено, как развивалось искусство действия на Западе, каким образом перфоманс стал переплетаться с другими направлениями в искусстве, и что перенял от них, какие методы, идеи. Можно,сказать  что перфоманс многое вобрал от параллельных ему течений, и от предшествующих, при этом художники искусства действия сумели создать свое уникальное, самостоятельное течение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Перфоманс  в России.

Перфоманс появился в  Советском Союзе в 60-е годы.  Возникают различные группы, которые  устраивают подобные перфомансу акции. Наиболее известна группа «Движение» Л. Нусберга и Ф. Инфан-тэ. Однако первым примером классического перформанса являются работы В. Комара и А. Меламид. Также следом за ними  появилось много различных групп, например:  группа «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухоморы». Также были у нас и теоретики, такие как: И. Кабакова и А. Монастырского стали С. Ануфриев, П. Пепперштейн и Ю. Лейдерман. И все же русский перфоманс  имеет ряд отличительных черт от западного искусства действия. Имеет свои особенности развития.

У нас в России развитие искусства действия шло в определнных географических областях, так существовали школы: Московская, Петербуржская, Новосибирская. Получается, что перфоманс у нас имеет географические рамки, в отличии от западного, где нет определенных географических зон развития искусства действия.

Кроме того, перфоманс  в Советском Союзе относился  к так называемому, неофициальному  искусству. Лишь только в годы «оттепели» произошли изменения, художники получили возможность открыто заявлять о своих творческих интересах. Художник становится полноценным творцом с реальными возможностями создавать что-то новое и интересное. Интересно, что расцвет перфоманса происходит только в 90-х годах, до этого перфоманс не мог получить своего расцвета, так как у нас ещё не было перенасыщения изобразительно искусства. Как писал в своей статье Сергей Кусков: « В настоящее время наблюдается размывание размытость граней между перфомансом и иными видами авангардных практик. Это размывание, смешанность  является закономерностью, осознанным жестом выбора». По его словам становится понятно, что вначале перфоманс сливался практически с другими практиками, и не имел ещё своей индивидуальности и полноценности, которую получил в 90-е годы. К тому же, ритм развития русского искусства был прерывистый, скачкообразный, переживающий резкие и бурные взлеты. Причем каждая фаза равна активному жизненному циклу одного поколения, 15- 20 лет. Затем следует очередной спад, столь же бурный. Сейчас можно выделить два этапа становления этого вида искусства в России, которые четко подчиняются общественному развитию страны.

Периодов  развития отечественного перформанса можно выделить  два. Первый период это минималистический, соц-арт-перформанс, постминималистический перфоманс. Здесь выделяются в основном группы, а не одиночные художники. Появляются исключительно в среде «неофициального» искусства. Второй – «провокативный». Здесь в основном творили одиночные художники, такие как А. Бренер, А. Осмоловский, О. Кулик, А.. При чем перформансы принимали порой дикий, необузданный характер. Главными особенностями  становятся провокативность и вседозволенность, стремление эпатировать. значально в "неофициальном искусстве" шла установка не только на идеологическую конфронтацию, о чем выше уже упоминалось, но и упор делался все же на изобразительное творчество, которое себя в России не исчерпало к этому времени.

Хотелось бы подробнее  остановиться на основных тенденциях развития перфоманса в нашей стране. Первым, как известно, пришел минималистический перформанс. К этому течению можно отнести всего группу «Коллективные действия» и тандем Герловиных. 

Группа художников-концептуалистов «Коллективные действия» была создана в 1976 году и просуществовала тринадцать лет. Состав участников следующий: Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Николай Панитков, Георгий Кизевальтер, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко и Сабина Хэнсген. Они знамениты своими акциями, которые они проводили чаще всего на природе, за городом, или, например, в поле. «Коллективные действия» стали единственной группой, деятельность которых была полностью посвящена перформансу. Заслуга этой группы в том, что они заложили основы минималистического перформанса в России. За тринадцать лет существования ими было выполнено более 60 перформансов, или «поездок за город», как сами художники называли свои перформансы.

Для этой группы перформанс был как создание какого-то эстетического события, и целью этого события становилось создание совместного переживания определенных идей. Перформансы устраивались главным образом на природе, за городом. Зрителей приглашали участвовать в заранее неизвестном им, для чего нужно было проделать некий путь, на электричке и пешком, а затем выполнить странные инструкции, находясь в напряженном ожидании-непонимании. Затем объект восприятия переходил из «зоны не различения» на «демонстрационное знаковое поле». Так, Монастырский А. писал: «Первоначальное переживание участника-зрителя, позванного на акцию, можно определить как состояние ожидания. До начала события на эмпирическом поле это «поле ожидания» наполняется всякого рода предчувствиями и предположениями… Реальное поле может быть коричневым, зеленым, ровным, горбатым и проч., но совершенно ясно, что в этот момент главной его особенностью для человека... переживавшего ожидание, является его «пустота»».7 Особенность этих акций состояла и в том, что замысел оставался неясным до конца, ситуация никогда заранее не прогнозировалась, но ее анализировали и делали свои какие-то выводы. Все их перфомансы существовали в рамках определенного жанра, ими же созданного. Также их перфомансы существовали в пространстве замкнутых  границ.

Все поздние акции  группы скорее направлены на создание документов - фотографий. В действии «Десять появлений» зрители получали инструкции, согласно которым точно по времени должны были либо отойти в глубь леса, либо вернутся обратно. После чего каждому зрителю вручалось фото его «проявления», причем снимки были сделаны заранее с других людей.

Очень похожи по целям и форме перформансы группы «Коллективные действия» с тандемом Риммы и Валерия Герловиных. Их действия предназначались чисто для фотографирования и исключали присутствие зрителя. Так они создавали свой вариант «пустого, нулевого действия». В таких действиях, как «Зеркальная игра», «Деревья», «Сны», фотография служила лишь точкой опоры для дальнейшего сложного ассоциативного умозаключения, заменявшего впечатление. Их действие строилось на игре, как они сами писали: « Наши действия – застывший перфоманс мысли»8. Еще важно отметить, Герловины работали с непосредственностью телесного. Все их действия строятся на пластическом-эстетическом изменении тела, а не предмета или среды.

Существовало также  такое направление как соц-арт перформанс. Представлено это направление было всего двумя художниками. Это были: Александр Комара и Виталий Меламид. Главное отличие перформансов этого тандема была реалистичность действия. Действия этих художников действительно стали игрой, еще не провокационной, но уже и не серьезной, из-за введения языковой условности. В основном Комар и Меламид занимались инсталляциями и проектами. Причем работали они не столько с предметами, сколько со словесными клише, манифестами, с поведенческими моделями. Главной целью для реализации проекта соц-арта послужила советская идеологизированная действительность, ее претензии к авторитетам власти. Все их действия носили характер ярко выраженной провокации.

Например, в пефомансе  под названием:  «Котлеты правда» художники жарили биточки из пропущенной через мясорубку газеты  «правда», создавая при этом необычайно комический эффект серьезностью и фанатизмом в лицах. В другом перформансе, переложенный на ноты текст советского паспорта исполнялся с серьезностью гимна, причем не только в России, но и других странах.

Можно выделить ещё один вид развития перфоманса в России, это так называемый постминималистический перформанс. В этом направлении  работали  художники, для которых основным принципом, организующим действие, был протест против эстетизации. В этот период можно выделить несколько групп. Такими были Группа «Гнездо»- состав: Михаил федоров-Рошаль, Виктор Скерсис и Геннадий Донской. Группа образовалась случайно, после совместного проведения художниками перформанса с названием «Гнездо», где участники высиживали яйца в гнезде на выставке. Другие их перформансы – «Станем ближе на один метр», «Оплодотворение земли», «Забег в сторону Иерусалима» - выдавали установку на доведение до абсурда любой идеологии. Группа очень быстро распалась. Можно также выделить группы «мухоморы». Они устраивали перформансы, нередко - экстремальные, рисовали картинки, писали стихи, которые потом сшивали в самодельные книжки и продавали знакомым по копейке. Их перформансы скорее состояли из одного непрекращающегося действия. Очень близко к ним примыкает группа «Чемпионы мира» - это Гия Абрамишвили, Константин Латышев, Борис Матросов, Андрей Яхнин. Эта руппа стала заменой «мухоморов». Участники этой группы вели себя провакационно: дрались, вскрывали вены, поджигали березовую рощу, окунали головы в горячие щи и баловались с самодельными тротиловыми шашками. Но самым  главным итогом их деятельности стал перформанс, заснятый на любительскую видеокамеру «Тумпо-дель-Пумпо», который демонстрировал стремление молодого поколения к использованию новых технологий, но и появлению нового поведенческого персонажа – «шизофреника», который не разделяет мир на действительность и не действительность, эстетичность и не эстетичность.

Затем настал период второй, «провокативного» перфоманса, где были с основном одиночные художники. Развивался провокативный перфоманс в 90-е годы. В этот период сформировалось два основных принципа художников. Первым было стремление художников окончательно выйти за пределы какого-то определения искусства и об эклектичности их деятельности, а вторым стали причудливые формы и стремление к крайности образного языка, наличие риторики. Основным видом творчества для этого периода было процессуальное искусство, перформансы и акции, которые перестали быть маргинальными, скрытыми. Так, в отечественном искусстве 90-х намечалась тенденция к появлению некой «демократической комуникативности». Также у художников присутствовало стремление к броской новизн, они стремились к развитию, обновлению, созданию нового. Поэтому русское искусство 90-х характеризуется жестокими экспериментами, излишней телесностью. Но сам вид искусства изменился резко и бесповоротно. Перформансы превратились в жесткие действия, в которых присутствовали излишняя телесность, физическая опасность, шизофренизм и абсурдность. Излюбленной темой всех перформансов 90-х становится попытка обозначить грань между «творчеством и жизнью». Художник больше не создает проектов, он не является автором в самом прямом значении этого слова. В 90-е годы понятие автора вообще исчезло, персонаж, который появился в перформансах, говорит и от лица автора, и от лица художника, который стал идиотом; самого же художника больше никто не видел. Он отрекался. Наиболее знаменитые перфомансы этого периода были связаны с такими именами как: Александр Бренер, Анатолии Осмоловской, Олеге Кулик, Авде Тер Оганян. Анатолий Осмоловский больше теоретик, чем перфомансер. С его именем связан самый первый громкий скандал в московской школе процессуального искусства - коллективный перформанс созданной им группы "Э.Т.И.", во время которой телами участников было выложено известное и распространенное матерное слово в самом центре Москвы, на Красной площади. Таким образом, выступление группы Э.Т.И. на Красной Площади стало своеобразной пощечиной не только общественному мнению, но и существовавшей традиции московского концептуализма: художники во время проведения перформанса демонстративно вели себя так, словно до них в актуальном русском искусстве вообще ничего не было.

В этой главе было рассмотрено, как развивался отечественный перфоманс, какие основные тенденции преобладали, что хотели до нести художники до зрителя. Направлений было достаточно много, был тихий перфоманс, где все акции проходили мирно, и не были связаны с политической жизнью, скорее на первом месте было искусство, красота, эстетика. Второй период, который начался в 90-х годах, был весьма сумбурным, буйным, он связан с изменениями во взглядах художников, которые теперь стремились к эпатажу, провокациями. Перфомансы этого периода жестокие, зачастую до ходящие до абсурда, также часто выступали против политического строя, это видно на примерах рассмотренных акций. Кроме того, исчезло понятие авторства работа, автора теперь не было видно нигде, за него говорил персонаж. Какие бы не были изменения, перфоманс был популярен и остается популярным сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Группа «Мухомор», их акции.

Группа «Мухоморы» была создана 24 марта 1978 года и принадлежала к направлению постминималистического перформанса. Название группы пидумал К. Звездочетов.9 Основными участниками  группы были:  Свен Гундлах, Констатин Звездочетов,   Алексей Каменский и братья Сергей и Владимир Мироненко. Началось все с того, что собралась компания и отправилась к Алексею Каменскому, который на помойке нашел огромный холст, метр на два. Применение находке было найдено быстро – за полчаса была нарисована роскошная картина под названием «Охота индейца на орла». Вот тут Константин Звездочетов и произнес историческую фразу: «Я, братцы, мухомор». В официальных документах группы также сообщается, что «первые мухоморские дни прошли в пьяном угаре, матерщине, панк-декламации». Однако доверять этим мифологическим рассказам не стоит. Члены этой группы были юноши из интеллигентных семей, театралы. «Мухоморы» первыми после футуристов превратили свой имидж в настоящий художественный проект. Свои творческие желания часто выливались в акции, связанные с реальным риском для жизни участников.

 Вдохновляясь идеей создания демократического искусства - искусства, не выделенного из жизненного потока - Мухоморы провозгласили, что процесс творчества выше его результатов, не имеет границ, а искусство - это образ жизни, стиль поведения в культуре. Они писали стихи и пьесы, манифесты и прокламации, лозунги и картины, делали рукописные книги, акции и объекты, пародируя при этом все возможные жанры и виды искусства. Информации об участниках этой группы немного, но больше интересны их акции, которые и будут рассмотрены далее.

 Одно из самых  опасных мероприятий была акция  «Расстрел» (официальное название  «Наказание»). Участниками группы был составлен список наказуемых лиц. Этим лицам были разосланы приглашения, чтобы они пришли на вокзал и  следовали до указанного места. Там их ждали инструкторы группы, которые построили, ничего не знающих людей,  и отправили к месту назначения. Когда они оказались на место, им сказали, что они находятся здесь, так как  заслуживают наказания. Дальше с помощью жеребьевки  выбрали одного наказуемого. Это был Хайм Александр - бен Авроом, 19 лет, который был уведен в лес и убит.  Все остальные были отпущены. Ещё одна акция под названием « Метро», которая началась с 6 утра и длилась до пол второго ночи. Участники группы просто провели это время в метро, где они принимали гостей, справляли нужды, целью их акции стало «освоить пространство советского метро как пространство жизни». Они связали свою идею с мифологией: « …советское метро – «самое красивое в мире»  -  само создалось как  некий мир, как часть  того прекрасного будущего, того обещанного «рая на земле», которые  были неотъемлемой  частью советского мифа. Но при всем этом метро - это мир подземный, то есть в мифологическом измерении – адский»10. И получалось, что, проводя время в метро, они были  как бы жителями  подземного царства.  Итак, можно сделать вывод, что для этой группы был важен не только эпатаж, но и выступление против советской идеологии, они хотели развенчать миф о «идеальном государстве».

Информация о работе Искусство действия в пространстве постмодерна