Интернационализация высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Повышение роли образования в современном мире объясняется мировыми тенденциями экономического и общественного развития, которые должно учитывать государство, формируя свою образовательную политику особенно в условиях создания общеевропейского образовательного пространства. Поэтому является весьма актуальным сравнительный анализ образовательной политики в России и странах Западной Европы, рассмотрение процесса формирования и развития образовательной политики в западноевропейской традиции, а также особенностей российской образовательной политики, изучение опыта осуществления образовательной политики в Европе и России на современном этапе.

Содержание

Введение
Содержание
I. Образовательная политика в России и Западной Европе: историко-методологические основания проблемы.
1Л .Формирование и развитие образовательной политики в западноевропейской традиции.
1.2. Особенности формирования и развития российской образовательной политики.
1.3. Сравнительный анализ историко-методологических оснований образовательной политики в Западной Европе и России.
II. Опыт осуществления образовательной политики в России и странах Западной Европы: сравнительный анализ
2.1. Основные направления образовательной политики в странах Западной Европы и Болонский процесс.
2.2. Формирование и реализация образовательной политики в Российской Федерации в конце XX - начале XXI веков.
2.3. Сравнительный анализ образовательной политики стран Западной Европы и России в условиях создания общеевропейского образ

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 60.21 Кб (Скачать документ)

Континентальная модель характеризуется  доминированием государства в вопросах управления и финансирования национальных систем образования. Важнейшей современной  тенденцией является сближение двух основных типов систем в плане  определения оптимального соотношения  участия государства и общественных структур в организации, управлении и финансировании национальных систем.

4. Роль образования на  советском этапе развития страны  определялась социальными и политическими  задачами, которые стояли перед  социалистическим государством. Широкая  поддержка со стороны общественности  проводимой образовательной политики, с одной стороны, и высокая  ответственность и активная роль государства в этой сфере, с другой стороны, привели к глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образовательная политика в Советском Союзе строилась на следующих принципах: равноправие граждан в области образования; всеобщая грамотность населения; обязательное бесплатное образование (начальное, всеобщее основное, всеобщее полное); создание многоуровневой системы образования; бесплатное образование всех уровней. Опыт Советского Союза в области формирования образовательной политики является уникальным и не имеет аналогов в мире.

5. Сравнительный анализ  образовательной политики, проводимой  в Великобритании, ФРГ, Франции  и России можно провести на  основе трех базовых критериев:  приоритеты в области образования;  направляющая и регулирующая  деятельность государства в сфере  образования; цели и динамика  реформирования национальных систем  образования.

В области приоритетов  образовательной политики сравнительный  анализ показывает, что для России и западноевропейских стран общим  является: провозглашение области образования  приоритетной на современном этапе  развития общества; ведущая роль общечеловеческих ценностей, уважение прав и свобод человека; учёт, защита и сохранение национальных традиций; создание системы качества образования; системный подход и  последовательность образовательной  политики.

Различия в этой области  связаны с тем, что для Европы целью является создание конкурентоспособной  системы образования, привлекательной  для иностранных студентов и способствующей дальнейшему укреплению и развитию европейской интеграции. Для России важно преодоление социально-экономического и духовного кризиса, восстановление статуса России как великой державы в сфере образования и науки.

В плане направляющей и  регулирующей деятельности государства  в сфере образования общим  для этих стран является то, что  направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования  осуществляется для достижения конкретных стратегических целей и решения  задач общегосударственного или  глобального значения.

Различия в этой области  связаны с определением степени  участия государства в процессе управления образовательными системами  и ресурсного обеспечения, регулируемого  и регламентируемого политикой  государства в области образования.

В плане целей и динамики реформирования национальных систем образования  общим для этих стран является создание нового механизма в интересах  развития всей системы образования  применительно к условиям: перехода к постиндустриальному обществу; значительное расширение масштабов  межкультурного взаимодействия; возникновение  и рост глобальных проблем; рост конкуренции  на рынке образовательных услуг, структурные изменения в сфере  занятости, определяющие постоянную потребность  в повышении профессиональной квалификации.

Различия в основном связаны  со спецификой современных политических процессов в Европе и России. В  основе реформирования систем образования стран Западной Европы лежат этапы политической и экономической интеграции. Интеграция требовала от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности современного и будущего мира.

Процесс реформирования образования  в России связан с распадом СССР и появлением России на международной арене в качестве суверенного государства, в котором начались процессы становления рыночной экономики. В 90-е гг. XX в. была проделана значительная работа по разработке политики в сфере образования Российской Федерации. Однако реформирование часто осуществлялось посредством переноса тех или иных западных образовательных моделей на российскую почву без учёта её исторических и национальных традиций. В целом в этот период продолжалась стагнация образовательной системы. Этап концептуального осмысления образовательной политики начался в 2000 г., когда был взят курс на комплексную и глубокую модернизацию отечественного образования, продолжающийся в настоящее время.

Научная новизна исследования заключается в том, что это  одна из немногих работ компаративного характера, в которой проведено  комплексное исследование основных тенденций формирования и реализации образовательной политики в России и странах Западной Европы в условиях создания общеевропейского образовательного пространства: - выявлены историко-методологические основания образовательной политики в российской и западноевропейской традициях, проведен их сравнительный анализ, позволивший установить общее и особенное в развитии этих традиций;

- раскрыто влияние социокультурных  особенностей стран Западной  Европы и России на формирование  и развитие образовательной политики  государств;

- выявлены особенности  основных современных образовательных  моделей: англосаксонской и континентальной,  раскрыты основные современные  тенденции их реформирования, важнейшей  из которых является сближение  типов образовательных систем;

- проведен сравнительный  анализ образовательной политики  Великобритании, ФРГ, Франции и  России на современном этапе,  выявлено общее и особенное  в такой политике по трем  критериям: приоритеты образования,  направляющая и регулирующая  деятельность государства в сфере  образования, цели и динамика  реформирования национальных систем  образования.

Научно-практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в научной, педагогической и прикладной деятельности. В сфере науки их можно использовать в дальнейшем изучении обозначенной и сходных  с ними проблем. В педагогической области результаты исследования можно  использовать при чтении курсов лекций по проблемам образования. В сфере  практической политики результаты исследования можно использовать для обоснования  политики реформирования системы высшего  образования с учётом политических интересов России в условиях вхождения  в общеевропейское образовательное  пространство.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось  на заседании кафедры государственной  политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в апреле 2007г. и было рекомендовано к защите. Основные положения и выводы исследования отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация  состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Заключение: 

Заключение

Вступление человечества в третье тысячелетие отмечено колоссальными  достижениями социального прогресса. В немалой мере они обусловлены  качественными изменениями в  национальных образовательных системах. Вторая половина XX и начало XXI столетий стали периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования  в мире и растущего осознания  его жизненно важной роли в обеспечении  безопасности и устойчивого социального  развития государств, повышении уровня и качества жизни населения. Важной особенностью образовательной политики в странах Западной Европы и России стало создание зоны общего образовательного пространства. К решению гармонизировать национальные системы образования пришли страны с разными социокультрными условиями, образовательными традициями, экономическим развитием, опытом государственного управления и рыночных отношений в образовании, что делает этот процесс достаточно непростым и противоречивым. Каждой стране приходится решать свои сложные задачи, создавая такую систему образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала бы потребности и интересы общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в международную систему образования. Процесс этот ещё не завершён, поэтому данные сравнительного анализа исторического опыта и современных тенденций формирования и реализации образовательной политики стран Западной Европы и России можно считать очередным этапом исследования, которое позволяет сделать ряд выводов.

В области приоритетов  образовательной политики для России и ведущих европейских стран  можно выявить общее и особенное. Общим является провозглашение области  образования приоритетной на современном  этапе развития общества. Очевиден тот факт, что в XXI веке лидировать в экономической, социальной и других сферах будет та страна, которая фундаментом своего роста сделает первенство в образовательных системах и технологиях. В этих условиях политика стран в области образования направляется на создание такой системы образования, которая способствовала бы максимальному развитию интеллектуального и духовного потенциала личности и народа в целом.

И в России и в Западной Европе признана ведущая роль общечеловеческих ценностей, необходимость уважения прав и свобод человека в сфере  образования. Неоспоримо важным является учёт, защита и сохранение особенностей национальных систем образования и  своеобразия образовательных традиций. Важным и необходимым для стран  является внедрение в вузах системы  качества образования, что позволит повысить эффективность их деятельности, обеспечит рост качества образовательных  услуг, будет способствовать повышению  конкурентоспособности вузов на международной арене. Кроме того, на современном этапе имеет значение не только это: качество образования  является важной составляющей повышения  качества жизни. Системный подход и  последовательность образовательной  политики также является общим для  стран, выбранных для сравнительного анализа.

К особенностям и различиям  можно отнести то, что образовательная  политика стран Западной Европы в  целом и главном направлена на создание конкурентоспособной системы  образования, привлекательной для  иностранных студентов и способствующей дальнейшему укреплению и развитию европейской интеграции. Для России на современном этапе такая цель не является первостепенной. Для неё  важно преодоление социально-экономического и духовного кризиса, восстановление статуса России как великой державы в сфере образования и науки, модернизация системы образования при сохранении её достижений, национального своеобразия и ценностных ориентиров.

В сфере иаправляюгцей и регулируюгцей деятельности государства в образовании так же есть и общее и особенное. К общему для этих стран отнесём то, что направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования осуществляется для достижения конкретных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Несмотря на то, что социокультурные особенности развития образовательных систем России и западноевропейских стран значительно различались, внимание государства к проблемам развития образования с древних времён и до наших дней является общей характеристикой для России и западноевропейских стран. Структура, формы и содержание образования изменялись с учётом требований времени и интересов государства, в общественном сознании жили взгляды на просвещение как на средство обновления и улучшения жизни, сохранения и передачи культурных ценностей, а государством, в свою очередь, образование использовалось в достижении политических целей: обеспечении политической и социальной стабильности, развитии и трансформации политических систем, развитии институтов гражданского общества, обеспечении национальной безопасности.

В качестве различий отметим  разную степень участия государства  в процессе управления образовательными системами и ресурсного обеспечения, регулируемого и регламентируемого  политикой самого государства в  области образования. Для образовательных  систем англосаксонской модели характерна максимально допустимая централизация  административных и распорядительных функций в государственных органах  управления образованием, а для образовательных  систем континентальной модели, напротив, - наблюдается тенденция их децентрализации  и привлечению к управлению образованием и финансированию различных общественных институтов. В целом в странах  Западной Европы наблюдается стремление к большей централизации, точнее - определению оптимального соотношения  участия государства и общественных структур в управлении образованием. России, напротив, всё больше проявляется  тенденция к децентрализации: расширение автономии местных властей, увеличение ответственности организаторов  образования. Для стран Западной Европы характерна тенденция постепенного сближения двух основных типов систем образования (англосаксонской и  континентальной) в плане определения  оптимального соотношения участия  государства и общественных структур в организации, управлении и финансировании общенациональной системы образования. Несмотря на господство в западной науке теорий и концепций, связанных  с поддержанием автоматизма свободного рынка при ограничении государственного вмешательства в экономическую  и социальную сферы, роль государства в организации системы образования остаётся весьма значительной. В России на современном этапе наблюдается процесс сокращения государственного присутствия в образовании. В ведении государства остаются вопросы управления, контроля, стандартизации образования. Вместе с тем в стране идёт поиск модели системы образования, основанной на балансе рыночных отношений и государственного присутствия.

В сфере целей и динамики реформирования национальных систем образования  общим для этих стран является создание нового механизма в интересах  развития всей системы образования  применительно к условиям: перехода к постиндустриальному обществу; значительное расширение масштабов  межкультурного взаимодействия; возникновение  и рост глобальных проблем, которые  могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества; рост конкуренции на рынке образовательных услуг, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке. Различия в основном связаны со спецификой современных политических процессов в Европе и России. Основные тенденции образовательной политики западноевропейских стран складывались на общем фоне усиливающейся экономической и социальной европейской интеграции, динамика процесса реформирования представлена этапами Болонского процесса.

Информация о работе Интернационализация высшего образования