Информационное общество и информационная культура: современные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, контрольная работа

Описание

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной.
В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.
Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.docx

— 27.96 Кб (Скачать документ)

АНО ВПО «Омский экономический институт»

Кафедра истории и философии 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

Тема: «Информационное общество и информационная культура: современные тенденции развития» 
 
 
 
 
 

                Факультет управления

                Выполнила студентка

                гр. зиЭУ1-33

                Щукина  Анастасия Михайловна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск 2011

     Информационное  общество и информационная культура: современные  тенденции развития

     Еще недавно никто не представлял, что  человечество окажется на пороге новой  эры в развитии цивилизации —  информационной.

     В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.

     Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники  и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

     Информационное общество — общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

     Например, по мнению А.И. Ракитова1 общество считается информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг.

     В последнее время появилась новая  категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни  и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

     Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому  уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой  технологии работы с информацией, когда  решения подготавливаются и принимаются  на основе коллективного знания. Таким  образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с  информацией.

     Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

     Будучи  важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

     Информационная  культура проявляется в следующем:

    - в  конкретных навыках по использования  различных технических устройств  - от телефона до персонального  компьютера и компьютерных сетей;

    - в  способности использовать в своей  работе компьютерную информационную  технологию;

    - в  умении извлекать информацию  из различных источников - от периодической  печати до электронных коммуникаций;

    - в  умении представлять информацию  в понятном виде и эффективно  ее использовать;

    - в  знании аналитических методов  обработки информации;

    - в  умении работать с различными  видами информации.

     В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой  с детства, сначала с помощью  электронных игрушек, а затем  привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений  социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

     Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному  пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую  роль в формировании информационной культуры играет образование, которое  должно формировать нового специалиста  информационного сообщества. У этого  специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

     В информационном обществе центр тяжести  приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить  информатизации образования как  направления, связанного с приобретением  и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности.

     Информационная  культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике. Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане можно согласиться с А.И.Ракитовым, который пишет, что «информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность».

     Однако, понимая информационную культуру как  часть общей культуры, следует  иметь в виду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации.

     В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения – принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности.

     Вместе  с появлением новой формы культуры возникают и новые стимулы  информационного общества. В доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

      В информационном обществе необходимо найти  общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека.

      Стимулирующими  деятельность человека усилителями  могут быть:

      - гарантии повышения общественного  статуса;

      - возможность получения элитного  образования;

      - общественная известность.

      - специальная организация социально-экономического  пространства.

     В основе цивилизации  индустриального  общества лежали шесть  принципов:

     1) синхронизация; 

     2) специализация; 

     3) стандартизация;

     4) концентрация;

     5) максимизация;

     6) централизация. 

     Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими  особенности информационного общества:

     1) Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.

     Главными  видами социальной деятельности становятся  те, которые связаны с производством  информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.

     2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.

     К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость  в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

     Кто быстрее может переключиться  с одной работы на другую? - Тот, кто  не является узким специалистом, но обладает хорошим фундаментальным  образованием. Поэтому характерной  чертой рынка рабочей силы в информационном обществе становится ее деспециализация и высокий образовательный уровень.

Информация о работе Информационное общество и информационная культура: современные тенденции развития