Характерные черты древнегреческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, реферат

Описание

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, приобретя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания

Работа состоит из  1 файл

Характерные черты древнегреческой культуры.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)


Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права, конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные черты древнегреческой культуры

(реферат)

 

 

  

                           

Исполнил: студент группы 0925

Назарова М.Н.

Проверил: ст. преподаватель кафедры Аносова Т.В.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012


Введение.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, приобретя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «греческое чудо», на котором так настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечества», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Европейская цивилизация действительно уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, — это Запад, это Европа», — писал А. Герцен.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор — все различно в каждой из областей Греции», — пишет исследователь греческой культуры В. М. Полевой[1].

Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры и этапы ее развития?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение греческой культуры и ее периодизация.

    Создатели одной из самых  блестящих  культур мира, греки всегда  гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится  под защитой богов.

  В настоящее время считается, что история  Древней Греции начинается  примерно на рубеже III  тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно  распространяются  бронзовые орудия труда. На рубеже  III-II тыс. до н.э.  на островах появляются   настоящие города, с этого времени центром  цивилизации становится  остров Крит, культуру которого иногда  называют  Минойской по имени Миноса, - легендарного царя острова.

Древние греки создали культуру, названную  в последующие века «греческим чудом».  Коротко, в ее развитии  можно выделить  три периода: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

Архаика (VIII – VI вв. до н.э.) – время  многочисленных  перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои  владения не только  на побережье  Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые  греческие города-государства-полисы, распространяется общегреческая  письменность, созданная на основе  финикийской   в  IX веке до н.э., появляются первые  исторические труды  и географические описания, рождается  лирическая  поэзия, театр, начинают  сооружаться храмы.

   Классика (V-IV вв. до н.э.) - пора высшего  расцвета  греческой  культуры, период утверждения  античной демократии. Длившаяся  почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие  города, утвердила  греков  в их патриотических чувствах  и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением  этого самосознания становится  не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений  искусства, прославивших  человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное  совершенство  полисного человека.

   Эллинизм (конец  IV-I вв. до н.э.) - завершает развитие  греческой  культуры. Александр Македонский завоевал  в своих походах  (334-324 до н.э.) огромные территории от берегов  Малой Азии до Индии, от Черного моря до  аравийских пустынь. Но управлять такой державой  греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто  жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы  Македонского  образовали  отдельные монархии, среди которых  в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.

   В это же время пространство  греческого мира расширилось, новые  торговые пути привели  к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли  и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных  цивилизаций. Встреча двух культур  вызвала бурный рост  естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к  формированию   новых  представлений  о месте  человека в мире и возникновению  новых философских  теорий. Более подробно рассмотрим эти этапы в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития культуры Древней Греции.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять[2]:

1) Крито-микенский период (III-II вв. до н.э.) На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Уже в 3-м тыс. до н.э. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему «дворцовой экономики», сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, «морские сюжеты». Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI-VIII вв. до н.э.) характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля. Также характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – «Илиада» и «Одиссея», относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. «Илиада» описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. «Одиссея» - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII –XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из

До нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными  строительными материалами  были  дерево и необожженный кирпич, монументальная  скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко  искусство  этого периода проявилось  в керамических вазах, расписанных  геометрическим  орнаментом, а также  в терракотовых  и бронзовых статуэтках.

Гомеровский период  был бесписьменным. В целом  гомеровский  период  был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда  вызрели предпосылки  стремительного подъема  греческого  общества  в архаическую  и классическую  эпоху.

3) Архаический период (VII –VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс. жителей), Афины (25 тыс. жителей), Милет (30 тыс. жителей). Начинается время возникновения городов-государств (полисов), создаются институты демократии и настает время бурного развития искусства. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.). Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта,  Аргос, Фивы.

В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

Для греческой религии характерен  политеизм.  Богом света  и поэзии был Аполлон, которого обычно  сопровождали девять  муз- покровительниц  искусств и наук. Богиней  красоты была  Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного мастерства - Гефест, войны - Арес. Каждая отрасль хозяйственной  деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес - торговле и т.д.

Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры