Городская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы

Содержание

Введение........................................................................................................
1. Зарождение городской культуры. Её суть………………………….....
2. Городская литература……………………………………………………..
3. Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства……
4. Задание……………………………………………………………………...
Заключение...................................................................................................
Список используемой литературы………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 152.76 Кб (Скачать документ)

Городская новеллистика -- литература здравого смысла, ей решительно чужды эфемерные куртуазные идеалы, культ служения даме. Напротив, женщины здесь обычно выступают в качестве отрицательных персонажей: они болтливы, любопытны, сварливы, лживы; они нарушители семейного мира. Широко был известен рассказ о том, как придумывали казнь отъявленному злодею. Предлагалось многое: живьем сжечь, содрать кожу -- но приговор суда оказался страшнее: преступнику было назначено жить с дурной женой.  

Шванк, фаблио, новеллино содержат один эпизод, получающий свое разрешение в финале и венчающийся моральной сентенцией. В этом отношении структура новеллы совершенно завершена. Но та же самая новелла имеет внутренний импульс к циклизации. Цикл составляет определенный сборник, который, в свою очередь, содержит предпосылки для трансформации в законченную романную композицию.  

Принципы, на основе которых новеллы объединялись в единую книгу, были разными. Простейший из них: наличие краткого пролога, в котором сообщалось о том, что объединяет новеллы. Так построен итальянский сборник "Новеллино" (конец XIII в.). Здесь в прологе объясняется, что общее в книге -- "полузабавное слово", "учтивый и остроумный ответ". Цементирующим началом сборника часто является центральный персонаж; таков знаменитый французский "Роман о Лисе" (XIII в.). Книга состоит из множества отдельных новелл, через которые проходит одна коллизия -- вражда и соперничество лиса Ренара и волка Изенгрина. Подобного же типа и немецкая книга "Поп Амис" (XIII в.). В центре ее ловкий, предприимчивый, деятельный поп Амис, который откровенно потешается над недалекими горожанами, извлекая из их глупости немалую пользу для себя. Из серии рассказов, связанных с именем одного героя, составилась и знаменитая книга "Тиль Эйленшпигель" (XV в.). Наиболее зрелые композиции строились по принципу "романа обрамления". В этих книгах была обрамляющая часть -- ее действующими лицами были рассказчики, и часть основная -- истории, которые излагали эти рассказчики. Такова испанская "Книга примеров графа Луканора и Патронио" (сер. XIV в.). Граф Луканор обращается с вопросами к своему советнику Патронию. В ответ следует моральная сентенция, убедительно подтвержденная красочным рассказом-примером. Житейская мудрость, которую преподносит учитель своему ученику, ясна и понята: "Ум лучше, чем счастье, богатство и знатное происхождение", "истинное могущество нуждается в великих знаниях", "держись здравого смысла"... По принципу "романа обрамления" построена английская книга Джеффри Чосера "Кентерберийские рассказы" (вторая пол. XIV в.). Действующие лица обрамления -- двадцать девять паломников, которые отправляются к святым местам и решают, что каждый должен рассказать по четыре новеллы (две, следуя к месту назначения, и две -- на обратном пути). Задуманная Чосером книга должна была стать объемным произведением, содержащим более сотни новелл. Замысел, однако, не был осуществлен. Чосер написал только двадцать четыре рассказа.  

Городская новеллистика, достигнув в XIII в. высокой зрелости, подготовила появление новеллистики Возрождения. Уже в середине XIV в. новелла нового типа заявила о себе в бессмертном ''Декамероне" Боккаччо.  

Век XIII -- время расцвета городского театра и драмы. Однако становление этих видов искусства было длительным и трудным.  

Античный театр, а вместе с ним и классическая драма прекра¬щают свою жизнь во II--III в.н.э. В своих старых формах эти виды искусства себя исчерпали, от них отвернулся новый зритель. Римский плебс требовал "хлеба и зрелищ". Широко популярными стали цирковые представления, состязания колесниц, бои гладиаторов. Решительно выступая против всякого рода зрелищ, христианская церковь причислила к ним и театр -- "эту школу порока и блуда, где при свете дня вершатся дела ночи".  

Не понятый зрителем, гонимый официальной церковью, античный театр умер: а чтобы родились новый театр и драма, потребовался ряд столетий. Интересно, однако, что колыбелью средневековой драмы стала церковная обрядность. Издавна в состав литургии включались антифоны -- обмен репликами между хором и священником или двумя полухориями. В IX--X вв. в состав бого¬служения входят тропы -- диалогизированные сценки, основанные на материале Священного писания. Затем эти сценки сливаются в более объемные композиции -- рождается литургическая драма.  

Дальнейшее развитие драмы определяется процессами все большей секуляризации. С одной стороны, обмирщается содержа¬ние драмы, с другой -- театральное действо из рук духовных лиц все более переходит к горожанам; драма из церкви выходит на церковный двор, затем за его отроду -- на улицы и площади средневекового рода. Стремясь к общедоступности и учитывая интересы все увеличивающейся аудитории зрителей, драма постепенно отказывается от латыни и переходит на новоформирующиеся европейские языки. К XIII -- XIV вв. завершают свое формирование основные жанровые формы средневековой драмы. К этим жанрам нужно отнести следующие.  

Миракль (чудо) -- это тип драматургической композиции одновременно повествовал о сложности и трудности реальной жизни и выражал святую веру в то, что помощь придет от высших сил. Случится чудо, и все решится благополучно, И действительно, в решающую минуту, когда ситуация, казалось, была безвыходной, в дело вмешивалась дева Мария или один из святых и все приходило к благополучному концу. Классический тип подобной композиции -- миракль Рютбёфа "Чудо о Теофиле" -- рассказ о человеке, продавшем свою душу дьяволу, но затем спасенном Богоматерью. Широко был известен "Миракль о Роберте Дьяволе". Герой миракля, рожденный земной женщиной от дьявола, совершает множество страшных преступлений. Однако наступает час раскаяния. И дева Мария помогает Роберту встать на праведный путь и искупить свою вину. Мистерия (служба, обряд) -- родилась из городских процессий в честь религиозных праздников и представляет собой драматургическую инсценировку, основанную на материале Библии. В мистерии все грандиозно: и проблематика, обнимающая собой судьбы мира и человечества, и объем композиции, и число действующих лиц. Так, "Мистерия Ветхого Завета" содержала 50 тысяч стихов, разыгрывалась в течение нескольких недель и требовала более 240 актеров. А для исполнения ''Мистерии о деяниях апостолов" требовалось около 500 актеров. Мистерии состояли обычно из це¬лой серии отдельных эпизодов, а потому значительная роль принадлежала чтецу: ему надлежало установить связь между отдельными сценами. При постановке мистерии акцент делался на натуральность, поэтому библейские мотивы часто получали вполне житейскую трактовку: на глазах у зрителей сооружался плот Ноя, сам он представал бывалым мореплавателем, его супруга -- сварливой бабенкой. Принять участие в мистерии стремились представители всех сословий города: ювелиры, сапожники, портные, столяры... Для всех них это была отличная возможность продемонстрировать свое мастерство, создать рекламу своим изделиям. Щедро включались в состав мистерии комические сценки, которые придавали театральному действу особую атмосферу карнавальной раскованности.  

В культурной жизни средних веков мистерия сыграла особую роль -- именно она дала мощный импульс для дальнейшего развития театра и становления других драматических жанровых форм. Моралите (нравственный) -- эти пьесы выросли из мистерии, отказавшись от чисто религиозных сюжетов и откровенно комических сцен. Моралите -- нравоучительное произведение, обличающее пороки и прославляющие добродетели. Художественный язык моралите -- аллегория; основные персонажи -- абстрактные понятия: Дружба, Богатство, Достоинство, Ненависть, Ревность и т.д. В основе моралите -- обсуждение моральных проблем, житейски близких и понятных человеку города. О чем говорилось в моралите, свидетельствует уже их название: "Осуждение пиршеств", "Блудный сын".  

Фарс (начинка, рубленое мясо) -- тоже отпочковался от мистерии, на что указывает уже его название. Долгое время комические сценки существовали как вкрапления в "пироге" мистериального действа. Как самостоятельный жанр фарс заявляет о себе только в XIV в. Фарсовый смех, обычно грубоватый и откровенный, широко использует гротеск, клоунаду, каламбур, мимику. Фарс бесстрашно ниспровергает общепринятые моральные нормы, правила поведения. Фарс торжествует над благоразумием, над несвободой. Известна целая серия фарсов, главным героем которых является разорившийся адвокат Патлен, отчаянный плут и мошенник. Любопытен фарс "Чан". Здесь сварливая жена без конца упрекает своего мужа, требуя выполнения то одной, то другой работы по хозяйству. Наконец муж просит составить список своих обязанн¬стей. Но происходит непредвиденное: жена падает в чан, тонет, просит о помощи. Но муж не спешит. Он еще раз знакомится со списком. И затем спокойно заявляет, что подобной обязанности у него нет.  

Судьба средневековой драмы особая. Возникнув сравнительно поздно, она продолжила свою жизнь и тогда, когда европейская литература вступила в иную эпоху. Драма Возрождения, взявшая за основу художественный опыт античной трагедии и комедии, начи¬нает свою жизнь лишь в первой половине XIV в. Однако затем процесс формирования этой драмы идет стремительно: к концу то¬го же XVI в. ренессансная драма достигает своих вершин.

5)http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/stadnikov/gorodskaya-literatura.htm 

 2.1  Зарождение "городской культуры".

         В  этот  период  быстро  развивается  так   называемая   "городская

литература"  ,  для  которой  было  характерно  реалистическое   изображение

городского повседневного быта различных слоев городского населения, а  также

появление сатирических произведений. Представителями городской литературы  в

Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

       Развитие городской литературы свидетельствовало  о  новом  явлении  в

культурной  жизни  западноевропейского  общества  -  городской  культуре   ,

сыгравшей очень большую роль в становлении  западной  цивилизации  в  целом.

Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских  элементов

во всех сферах человеческого бытия.

       Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В  этот  период

она была представлена ,  в  частности,  творчеством  "жонглеров"  ,  которые

выступали  на  городских  площадях  как  актеры,  акробаты,   дрессировщики,

музыканты  и  певцы.  Они  выступали  на  ярмарках,   народных   праздниках,

свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

       Примерно с середины XII века  театральные действия  перемещаются  из-

под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не  на  латыни,

а  на  французском   языке.   В   роли   же   актеров   выступают   уже   не

священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все  более  светскими,

пока  не  превращаются  в  сценки  из  обыденной  городской   жизни,   часто

сдобренными доброй порцией сатиры. В это же  время  развивается  театральное

искусство и в Англии.

       Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об  углублении

процесса развития городской культуры , было создание в  городах  нецерковных

школ  -  это  были  частные  школы,  материально  от  церкви  не  зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся  и  обучать

в них  своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за  обучение.

С  этого   времени  идет  быстрое  распространение   грамотности   в   среде

городского населения.

1)http://www.ref.by/refs/41/39608/1.html 

2.1 Зарождение "городской культуры". 

В этот период быстро развивается так называемая "городская литература" , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре , сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена , в частности, творчеством "жонглеров" , которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры , было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

2)http://referat.kulichki.net/files/page.php?id=30826 
 
 

В этот период быстро развивается так называемая «городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века). 

Информация о работе Городская культура