Функционалзм в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:55, реферат

Описание

Время Я: 20 век, время особенное, изменение во всё, а в частности изменеие самих людей и их мироощущения, Это время когда всё встаёт с ног на голову женщины изменяют костюм на более удобный. Коко Шанель даёт женщинам делает революцию в костюме женщины делая её более удобной и менее зависимой от вкуса мужчин. В искусстве появляется усталость от классики и возникает авангард с принципиально новыми формами (а в частности чёрн квадрат). И жилища теряют свою индивидуальность, в них присутствует массовость и тиражируемость, они возвышаются над землёй на многие метры, что экономит прост

Работа состоит из  1 файл

Доклад Функционализм в архитектуре.docx

— 25.72 Кб (Скачать документ)

Время Я: 20 век, время особенное, изменение во всё, а в частности изменеие самих людей и их мироощущения,  Это время когда    всё встаёт с ног на голову  женщины изменяют костюм на более удобный. Коко Шанель даёт женщинам делает революцию в костюме женщины делая её более удобной и менее зависимой от вкуса мужчин. В искусстве появляется усталость от классики и возникает авангард с принципиально новыми формами (а в частности чёрн квадрат). И жилища теряют свою индивидуальность, в них присутствует массовость и тиражируемость, они возвышаются над землёй на многие метры, что экономит пространство. Видимо  человечество видело что количество людей на земле увеличивалось и стало экономить пространство, занимая воздух(воздушное пространство)  Скоро будем в воздухе жить))))

Функцион-м в культуре

Появление функционализма как  способа изучения культур связывают  с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Особенностью функционального  подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей.  

Каждая "атомарная клеточка" культуры исследуется не в качестве случайного или ненужного образованияили пережитка, а как выполняющая определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования.

 

Функцион-м в архитектуре

 

 Башня Олимпийского стадиона в Хельсинки, 1934-38)

 

Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд).  

 Школа «Баухауз»  :

Для того чтобы нам было более понятно возникновение  функционализма в архитектуре обратимся  к школе Баухауз, от куда берёт начало это направление. Ба́ухаус (— Высшая школа строительства и художественного конструирования, — учебное заведение, существовавшее в Германии с начало 20 века, которое дало и соответствующее направление в архитектуре.

 

В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала  техническим реалиям, и, отказавшись от орнаментики, архитекторы переломили многовековую традицию. ----

Баухауз - это— ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-1960-х гг. наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).

Баухауз ещё называют интернациональным стилем. Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: («чем меньше — тем больше»).

 

В послевоенное время типичным воплощением идеалов интернационального стиля были геометрически отточенные небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Ле Корбюзье эволюционировал в сторону более скульптурного подхода к архитектуре, при котором подчёркивалась грубая структура бетона (так называемый «брутализм»). Интернациональный стиль проник в архитектурно консервативные страны, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии и Оскар Нимейер в Бразилии. Отдали дань эстетике этого направления и такие индивидуалистические мастера «органической архитектуры», как Фрэнк Ллойд Райт и Алвар Аалто.

(Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13), Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927), Дом радио в Кёнигсберге (Ханс Хопп, 1927), Баухаус в Дассау (Гропиус, 1929), Штаб-квартира ООН (коллектив авторов, 1950), Сигрэм-билдинг (Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон, 1958).----)

 

---

А теперь перейдём к самому функц-му:

Философия стиля функционализма — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Функционализм требует строгого соответствия зданий их функциям (производственным и бытовым процессам). Во многом именно благодаря функционализму появились приёмы и нормы планировки жилых комплексов, стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице.

 

 

 Систему идей американского "протофункционализма" конца 19 в. завершил архитектор Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили непосредственные продолжения; лишь Ф. Л. Райт развивал на их основе теорию органической архитектуры.

 

Выдвинутая  американцем Салливеном формула "форму определяет функция" в середине 1920-х гг. не принята в США, нобыла подхвачена западно-европейскими архитекторами, сторонниками рационализма, сведя его к первичности утилитарного по отношению к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно — архитекторами, связанными с "Баухаузом" в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования жизненной среды связывались с социальной утопией "жизнестроительства", создания материальных форм, которые могли бы способствовать "разумному преобразованию" капиталистического общества.

 

На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Функции при этом анализировались на основе методов научной организации труда, в духе тейлоризма. Принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций (их определяли так: "жить, работать, отдыхать, передвигаться") был перенесён и в область градостроительства. Рассудочные методы архитектурного творчества были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 1920-х гг. в области муниципального жилищного строительства (Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер).

 

Ф. утвердился во всех странах Западной Европы, а также в США и Японии. Однако наряду с распространением вширь он терял черты творческого метода, преобразуясь в некий "международный стиль", оперировавший внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремлённость направления, приверженцы и стали называть его "Ф." (швейцарский теоретик архитектуры З. Гидион внедрил этот термин как характеризующий всё "нетрадиционное" зодчество 1920—30-х гг.).

 

Основные черты

 

«Пять признаков функционализма» Ле Корбюзье.:

  • Использование лапидарных , т е лаконичных и четких прямоугольных форм.
  • Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.
  • «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
  • Расположение окон вдоль по фасаду: окно – один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого, сплошные горизонтальные полосы — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
  • Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.

 

 

критика функционализма

 

. Критики концепции функционализма  характеризуют её негативную  составляющую следующим набором  эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».


 Разочарование Критика Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм и приёмов, возникших в конкретных условиях Германии и Франции, вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода к архитектуре. Архитекторы Финляндии (А. Аалто и др.), Швеции (С. Маркелиус и др.) уже в 1930-е гг., опираясь на метод Ф., стали разрабатывать приёмы, отвечающие национальной специфике своих стран. Это положило начало развитию региональных архитектурных школ, развивавшихся в рамках Ф-ма., "международный стиль" стал распадаться.

После 2-й мировой войны 1939—45 влияние  архитектуры Ф-ма возродилось при восстановлении разрушенных городов, однако единство "международного стиля" распалось окончательно. Против основной доктрины Ф. выступил один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер Роэ,

 


Функционализм и другие стили

В отличие от конструктивизма  функционализм лишен монолитности. При детальном рассмотрении дом  распадается на отдельные блоки.

В отличие от сталинского  ампира функционализм лишен помпезности  и претенциозности. Дома напоминают не дворцы, а ульи с квартирами-сотами.

В отличие от неоготики  — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.

В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фабрика Фагус (Гропиус, 1911-13), Рабочий посёлок Вайсенхоф (Ауд, 1927), Дом радио в Кёнигсберге (Ханс Хопп, 1927), Баухаус в Дассау (Гропиус, 1929), Штаб-квартира ООН (коллектив авторов, 1950), Сигрэм-билдинг (Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон, 1958).


 

 

 

 

Архитектор Ле Корбюзье Вилла Савой в Пуасене

Ле Корбюзье воплотил свои пять принципов современной архитектуры в вилле Савой (фото) (1928-1930). Заказчик, владелец страховой компании Пьер Савой, не ограничивал архитектора в средствах. Вилла Савой была построена в Пуасене (Пуасси) среди сельского пейзажа на тонких бетонных сваях. Террасы на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, ракурсы, открывающиеся и меняющиеся при перемещении по дому, неожиданные виды в просветах между частями здания – все эти приемы, основанные на принципе «пространство во времени», применил Ле Корбюзье в этом знаменитом проекте.

Первый этаж предназначен для гаража и помещений для  обслуживающего персонала. От внешнего пространства этаж отделяет стеклянная стена, имеющая форму полуэлипса. Отсюда можно подняться на второй этаж и на крышу по пандусу или винтовой лестнице. Жилую комнату и террасу просторной гостиной второго этажа разделяет подвижная стеклянная стена. Там же находятся три спальни, кухня и ванные комнаты. Открытая терраса на крыше скрывается за бетонной волнообразной стеной.

Для определения размеров дома и его элементов архитектор применил изобретенную им модульную  систему – модулор – систему дополнительных пропорций, основанных на принципе «золотого сечения». Здание оказало огромное влияние на развитие следущего поколения архитекторов.

В этом здании, как и в  других постройках, Ле Корбюзье решал свои архитектурные идеи с помощью железобетона, развивая принципы О.Перре и Т. Гарнье. По мнению Зигфрида Гидиона Ле Корбюзье умел, как никто другой, превращать железобетонный каркас в средство архитектурной выразительности.

В 1965 году вилла была взята  под охрану государства, как памятник архитектуры.

 


Информация о работе Функционалзм в архитектуре