Функции культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание

Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам.

Работа состоит из  1 файл

Функции культурологии.docx

— 29.44 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

Институт  менеджмента и бизнеса

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

 

 

 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Культурология»

на тему «Функции культурологии»

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ПМбзс-12-2

                                              Подкорытова О. В. 

                                                                Проверила:  Голованова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Тюмень

2012

 

  1. Особенности функционирования культуры

Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный  и оригинальный вклад в общую  сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями развития каждого народа, потеря культурных завоеваний любого народа является потерей всего человечества, приносит ущерб всем народам.

Все культуры значимы и равноположены, каждая из существующих культур обеспечивает общечеловеческое содержание и способствует сохранению народа и в процессе развития любой культуры можно видеть процессы сближения культур и их обособления, которые так же выступают как тенденции, закономерности функционирования культуры.

Культура является совокупным коллективным достоянием народа. Она  раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование функционирования культуры в обществе показывает, что  ее распространение, хранение, потребление  зависит от особенностей развития народа, существующих в обществе социально-экономических  и политических отношений, от особенностей социальной психологии народа, его  традиций.

Эти особенности оказывают  существенное воздействие на темпы  развития культуры, так как определяют сами цели творчества, формулируют  тот социальный заказ в сфере  духовного производства, который  обеспечивает удовлетворение потребностей потребителей культуры.

 

  1. Функции культуры

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется  через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция. Культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Интегративная и  дезинтегративная функции культуры. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая  функция культуры. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.

Ценностная, или  аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Социальные функции, которые  выполняет культура, позволяют людям  осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

  • социальная интеграция – обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
  • организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
  • обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
  • регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура – непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни человека и  общества. Но относительно числа функций  культуры среди культурологов нет  полного единодушия. Тем не менее все авторы соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

При преобразовании окружающей среды создается новый, искусственный  мир – культура. Другими словами, человек не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания, защищаясь от неблагоприятных условий внешней среды. Человек постепенно становится независимым от природных условий: если другие живые организмы могут обитать только в определенной экологической нише, то человек способен освоить любые природные условия за смет формирования искусственного мира культуры.

Безусловно, полной независимости  от окружающей среды человек достичь  не может, так как форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических  условий зависят тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов. Так, культура горских народов отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни или занимающихся морским промыслом, и т.д. Южные народы используют при приготовлении пищи много пряностей, чтобы задержать ее порчу в жарком климате.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все  большую безопасность и комфорт. Качество жизни постоянно улучшается. Но избавившись от прежних страхов  и опасностей, человек встает лицом  к лицу перед новыми проблемами, которые он создает себе сам.

Знаковая, сигнификативная  функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира. Формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для него не существуют. Дав название предмету или явлению и оценив его как угрожающий, человек одновременно получает необходимую информацию, позволяющую ему действовать, чтобы избежать опасности, поскольку при маркировании угрозы ей не просто дается имя, но она вписывается в иерархию бытия.

Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. При этом культуру можно представить как сложную знаковую систему, обеспечивающую историческую преемственность и передачу социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, а также синхронную передачу информации между людьми, живущими в одно время. Различные знаковые системы помогают человеку не только понять мир, но и фиксируют это понимание, структурируют его. У человечества только один способ сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных знаний – через культуру.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Информация о работе Функции культурологии