Функции культур и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 04:23, контрольная работа

Описание

Актуальность темы. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Взаимодействие культуры и общества
2 Социальные функции культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Функции культуры.docx

— 40.11 Кб (Скачать документ)

Однако, вместе с тем культурная эволюция рождает новые угрозы для человечества. Рост технической вооруженности, создание мощных средств воздействия на окружающую среду, орудий уничтожения и убийства в огромной степени усиливают  опасности, подстерегающие человечество с этой стороны. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю, духовную жизнь.

Уменьшая  свою зависимость от сил природы, человек попадает в зависимость  от сил культуры. Поэтому будущее  человечества целиком и полностью  определяется тем, как и в каком  направлении будет оно развивать  свою культуру.

Немало  важна коммуникативная функция культуры, так как культура формирует условия и средства человеческого общения. Отдельная личность способна быть носителем и творцом культуры лишь постольку, поскольку она находиться в социально-культурной среде. Культура творится людьми сообща, совместными усилиями. Предметы культуры могут быть продуктами индивидуальной деятельности, они могут составлять собственность отдельных индивидов, но культура как таковая есть общественное достояние.

Культура  является условием и результатом  общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются  подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения  – знаковые системы, языки. Результат  – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и  развивать культуру: в общении  они научились пользоваться знаковыми  системами, фиксировать в них  свои мысли и усваивать зафиксированные  мысли других людей. Культура – это  поле для человеческого общения. Она связывает и объединяет людей.

Развитие  форм и способов коммуникации –  важнейший аспект культурной истории  человечества7.

Человеческая  коммуникация, связь, общение развивались  исторически. В период, когда не существовала членораздельная речь, люди общались при помощи языка жестов. Появление  речи обеспечило человеку передачи разнообразной  информации, для которой с возникновением письменности не оказалось препятствий  в пространстве и времени. Благодаря  письменности становиться возможным общение потомков с далекими предками. Новый этап коммуникации начинается с появления специальных средств связи, из которых сегодня наиболее эффективными является телевидение и Интернет. Компьютерные сети позволяют сделать доступным в любой момент любой источник информации.

Парадоксальный  эффект развития современных средств  массовой коммуникации заключается  в том, что, расширяя круг общения  человека, они усугубляют его одиночество; но это односторонне общение одновременно культурно и психологически обогащает, развивает людей, повышает их способность  к взаимопониманию и сопереживанию.

Усиление  коммуникативных возможностей приводит к известному стиранию ее национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации.

Сущность  интегративной функции культуры заключается в том, что культура объединяет народы, социальные группы, государства. Этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой истории учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных “империй”, малые этносы и народы сохранились и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере.

Таким образом, культура может выступать как  фактор дифференциации и разграничения  между сравнительно небольшими, а  порой и весьма значительными человеческими группами, что не исключает, однако, и процессов их взаимообогащения. Кроме того, именно эти процессы международного обмена обеспечивают взаимосвязь между культурами разных эпох и народов, способствуя их слиянию в мировую цивилизацию.

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение  людей. У них формируется чувство  принадлежности к одной культурной группе.

Сохранение  культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает  связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации  и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Единство культуры является важным условием крепости государства.

Культурные  различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие  социальные группы и сообщества.

Взаимоотношения между этими группами складываются неоднозначно и сложно. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной их противостояния и вражды, хотя само различие культур не обязательно  порождает напряженность и конфликтность  отношений между ними.

Интегративная функция культуры сейчас направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, и на осознание единства всего человечества.

Также важная функция социализации культуры. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать  полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и  жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся  в нем форм жизни.

Благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному  опыту и продолжают следовать  зафиксированным в этом опыте  образцам поведения.

Функция социализации связана с выполнением  одной задачи: сделать из первобытной  человеческой особи разумного общественного  человека.

Культура  является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Каждый  человек оказывается погруженным  в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои идеалы, представления, правила жизни, способы  действия.

Культура  по-разному регламентирует и гендерные  социальные роли взрослых мужчин и  женщин.

Культурный  контекст определяет как формы деятельности, с которыми связана занимаемая личностью  в обществе позиция, так и принятые в данной социальной среде формы  отдыха, развлечений, психической разрядки.

Культура  многолика. Неудачи, связанные с  отклонениями от социально одобряемых форм поведения, так и существование  негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.

Оценочная функция выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся выяснить что является благом (Сократ: “Что есть благо?). На протяжении всей истории человечества многие мыслители классифицировали все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их полезности или вредности для выражения будущих поколений.

В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, по мере накопления опыта многие ценности пересматриваются, появляются новые, обогащающие уже  сложившуюся традицию.

У разных народов на разных этапах понятия  о добре и зле и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют некоторое общечеловеческое начало, которое постепенно расширяется. Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем, между племенами дикарей и правовым государством.

При общей  оценке культурного прогресса нельзя сказать, что человек всегда правильно  определяет полезность или вредность  вещей и явлений. Опираясь на устоявшиеся  традиции, он движется к высотам  культуры с победами и поражениями. В духовной же жизни человека происходит постоянная борьба между охранительной  традицией и обогащающим ее новаторством.

Нормативная функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности, труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межличностных отношениях.

Главная задача нормативной функции –  поддерживать социальное равновесие в  том или ином обществе, а также  между отдельными группами людей  в интересах выживания человеческого  рода или любой его части.

Нормативная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали. Они изменяются в ход истории, однако по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и усиления контактов и взаимообменов между народами растет осознание каждой личностью своей индивидуальности и одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимообогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали.

Следующим уровнем, на котором осуществляется нормативная функция культуры, являются права. Если нормы морали содержаться  главным образом в религиозных  текстах и документах, то нормы  права, основываясь на нормах морали и конкретизируя их, излагаются в  конституциях и законах. При этом они обретают не только нравственную, но уже и юридическую силу.

Неотъемлемой  частью культуры, где проявляется  ее нормативная функция, выступают  обычаи и обряды.

Помимо  норм морали, права и обычаев, нормативная  функция проявляется в нормах поведения на работе, в быту, в  общении с другими людьми, в  отношении к природе. К этому же уровню относятся и правила воспитания, этикета, личной гигиены и т.п.

Таким образом, культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Культура  и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности  людей.

Если  понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать  как качественную сторону этого  взаимодействия, взаимоотношений между  людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура – это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.

Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами  жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций

Культура  обеспечивает приспособление к среде. Усваивая культурные навыки, биологический  индивид становится человеческим существом, на основе общей культуры происходит отождествление индивидом себя с той или иной общностью.

Культура  объясняет мир и придает смысл  человеческому существованию, обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок, культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе, на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.

Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ирхин Ю.В. Социология культуры : учебник / Ю.В. Ирхин – М. : Экзамен, 2006. – 525 с.

2. Матецкая А.В. Социология культуры / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 260 с.

3. Минюшев Ф.И. Социология культуры : учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2004. – 272 с.

4. Михайлова Л.И. Социология культуры : учеб. пособоие. – 4-е изд., доп. – М. : Издательстко-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 396 с.

5. Никитич Л. А. Культурология : учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана. – 2005 г. – 351 с.

6. Столяренко В.Е.  Культурология : учеб. пособие В.Е.  Столяренко, Л.Д. Столяренко –  4-е изд. перераб. и доп. – М. : Юрайт. – 167 с.

1 Ирхин Ю.В. Социология культуры : учебник / Ю.В. Ирхин – М. : Экзамен, 2006. – 525 с.

2 Минюшев Ф.И. Социология культуры : учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2004. – 272 с.

3 Никитич Л. А. Культурология : учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана. – 2005 г. – 351 с. 

4 Минюшев Ф.И. Социология культуры : учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2004. – с. 86.

5 Никитич Л. А. Культурология : учеб. пособие. – М. : Юнити-Дана. – 2005 г. – с. 125.

6 Ирхин Ю.В. Социология культуры : учебник / Ю.В. Ирхин – М. : Экзамен, 2006. – с. 26.

7 Михайлова Л.И. Социология культуры : учеб. пособоие. – 4-е изд., доп. – М. : Издательстко-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – с. 125.


Информация о работе Функции культур и их характеристики