Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:34, реферат

Описание

В начале X века Германия окончательно оформилась как самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.

Работа состоит из  1 файл

Рыцарство.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

 

РЫЦАРСТВО 

РЫЦАРСТВО  -  средневековый социальный институт в странах Западной Европы, служивший выделению феодальной знати из прочих слоев общества. Рыцарство зародилось во Франции, затем, после нормандского завоевания Англии, укоренилось на Британских островах и достигло расцвета к 12 в. Первоначально рыцарями являлись все члены военной дружины крупного феодала (сюзерена), получившие от него в пользование («держание») земельные владения. Позже рыцарское достоинство стало отличительным знаком класса, отдельным от понятия «держания»: оно не передавалось по наследству, а присваивалось сюзереном или другим рыцарем тогда, когда соискатель этого заслуживал. Однако простолюдину было очень непросто войти в этот верхний класс – и не только из-за низкого происхождения, но и в силу отсутствия профессиональных навыков обращения с оружием, какими был обязан владеть всякий рыцарь, а также по причине громадной по тем временам стоимости рыцарского снаряжения.

Прежде чем  принять посвящение в рыцари, юноша  знатного происхождения должен был  пройти обучение, главным образом  в области военного дела. С 7–8 лет  он состоял пажом в замке знатного родственника или сюзерена отца и  обучался хорошим манерам, прислуживая  за столом господину и госпоже. Одновременно он приобретал навыки обращения с  оружием и охоты. В возрасте 15–16 лет подросток становился оруженосцем  и получал право сопровождать своего господина в бою. Если оруженосец делом доказывал свою пригодность, господин или другой рыцарь посвящал его в рыцари. При посвящении коленопреклоненному  юноше наносился символический  удар рукой или мечом (плашмя) по плечу или шее, после чего его  облачали в рыцарские доспехи. Позже  церковь добавила к церемонии  ряд религиозных элементов: так, например, вошло в обычай бдение у алтаря накануне посвящения. Церковь старалась также внедрить представление, что в основе рыцарского духа лежит вера и пылкая преданность христианству.

 

Рыцарство в средневековой  Германии.

 

Средневековая Германия представляла собой большое  количество практически независимых  государств, лишь номинально объединенных под властью Императора. Первым германским императором на Западе был Карл Великий, коронованный в 800 голу. Карл правил главным  образом в Западной и Центральной  Европе. После смерти Карла Великого, его огромную империю поделили между  собой наследники. К 1300 году границы  Империи постепенно сместились на восток. Император Фридрих I «Барбаросса» прибавил к названию своей империи слово  «Священная». Однако всерьез считать  империей то разношерстное политическое формирование, значило бы погрешить  против истины. На западных окраинах Империи  находились герцогства и государства, где центральная власть почти  не ощущалась. Соседи - французские  короли и герцоги Бургундские - постоянно  грабили приграничные районы, прежде всего Люксембург и Брабант. На севере Голштиния граничила с Данией - постоянным конкурентом за торговлю на Балтике. На востоке Империя граничила с Баварией. Австрией и Бранденбургом. Эта граница находилась под постоянным давлением со стороны славян. Немецкие правители но необходимости были сильными и могущественными людьми. Так как расширение территории удобнее всею было вести на восток, император оказывал поддержку Тевтонскому ордену, действовавшему в XIII на территории Пруссии. Ливонии и других прибалтийских государств. Тем временем, в 1305 году Богемия потеряла славянского короля и стала управляться королями из династии Люксембургов. Другие славянские королевства (например. Моравия), были поглощены Империей. Северные районы Италии также были объявлены германской территорией. Отношения между императором и Папой римским находились далеко от идеала. После смерти Фридриха позиции немцев в Италии постепенно ухудшались, хотя «римские короли» продолжали короноваться в Риме. По сравнению с другими европейскими монархами, императоры Священной Римской Империи были довольно слабыми фигурами, несмотря на номинальное владение огромными территориями. Вассалами императора были люди, получившие лен непосредственно от короны. Среди вассалов было несколько герцогов, обычно располагавших собственными армиями, несколько сотен графов и других дворян, например бургграфов, владевших некоторыми городами. И свою очередь вассалы императора призывали собственных вассалов. К 1300 году на территории. Империи находилось около 10000 замков. часто владельцами замков были обычные рыцари. Феодалы веди друг с другом междоусобные войны (Fehde). отличая их от имперских кампаний (Krieg). в которых участвовал император или герцог. После того, как в 1378 году на престол был выбран Венцеслав, центральная власть ослабла еще больше. Вассалы делили свои имения между наследниками, что обострило междоусобицу. Рыцари и города формировали оборонительные союзы, повсеместно происходили восстания крестьян, а в Богемии начали свою войну гуситы. В XV веке крупные феодалы смогли пополнить свои арсеналы артиллерией. В то же время не столь богатые дворяне не могли себе этого позволить. Число замков стало сокращаться. Власть сосредоточилась в руках трех династий: Виттедьсбахов, Люксембургов и Габсбургов. Именно борьба между ними и определила ход средневековой истории в Германии.

 

Культура  рыцарства

 

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы. Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сама стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий. 

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем. 
 
Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой. 
 
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь долженбыл происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах  существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря. 
 
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению. Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг.  Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия. 
 
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого. "Если здесь война, я здесь остаюсь", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей. Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла. При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов. Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". 
 
Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

 
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден. 

Традиция рыцарских  турниров

И после посвящения в рыцари повседневная жизнь воина  представляла собой непрерывный  тренинг физических и воинских достоинств. Охота и турнир являлись своеобразными  культурными субститутами сражений, способствовавшими приращению соответствующих  навыков и самоутверждению рыцаря в собственных глазах и глазах окружающих. Турниры также способствовали совершенствованию воинского искусства  рыцаря, не говоря уже о том, что  создавали благоприятную возможность  блеснуть личной отвагой, быть замеченными  и помимо всего прочего добиться материального вознаграждения, подтверждающего  рыцарскую доблесть. Изначально это  были полувоенные поединки. В них  четко прослеживались основные цели такого состязания: самоутверждение  воина и захват добычи. Схватка  велась, как правило, оружием, не отличавшимся от боевого, причем допускались практически  любые виды вооружения, вплоть до луков  и арбалетов. Господствовала массовая схватка. Побежденный лишался всего вооружения и коня в пользу победителя. Нередко побежденный на турнире становился пленником своего удачливого соперника и, как в условиях настоящей феодальной войны, обязан был заплатить выкуп.  

Рыцарь и женщина. Культ Прекрасной Дамы

В рыцарской среде формируется культ Прекрасной Дамы, составляющий самую сердцевину так называемой куртуазной любви, под которой понимается новая форма отношений между мужчиной и женщиной.

Куртуазная любовь носила социально-знаковый характер, символизировала  престиж мужчины в рыцарском  сообществе. Впоследствии неписаный  кодекс чести закрепит в качестве обязательного условия – рыцарь не рыцарь, если он не имеет дамы сердца. К XII веку во Франции сложился обычай майората, согласно которому наследственный надел, феод доставался одному, преимущественно  старшему сыну. Остальные благородные  члены семьи мужского пола обречены были остаться неженатыми. Конечно, они  не были ущемленными в половой  сфере. Простолюдинки, будь то служанки, девушки окрестных деревень или  проститутки, были готовы одарить молодого благородного рыцаря своим вниманием. Но, само собой разумеется, успех  у них не поднимал престиж рыцаря в глазах общества. Иное дело знатная  дама. Достоин зависти и восхищения был тот, кто сумел добиться внимания дамы. Нелишне заметить, что ею нередко  становилась жена дядюшки, брата  или сеньора. Чаще всего именно эти  женщины были для молодых юношей объектом мечтаний, поскольку их школой нередко был двор сеньора их отца или дяди по материнской линии.

все участники данной культурной игры каждый на свой лад были заинтересованы в ней. Добиваясь внимания дамы, рыцарь имел шанс получить не только знаки признания со стороны благородной, а возможно и красивой женщины, но и самоутвердиться в глазах общества. Даме ухаживания пусть небогатого, но молодого и благородного рыцаря приносили свои дивиденды. Удовлетворялось ее женское самолюбие (не следует забывать, что нередко муж был старше ее, а сам брак заключался не по велению сердец, а для укрепления линьяжа), равно как и статусные амбиции. Муж должен был ценить внимание к собственной супруге – столь притягательная для других благородных мужей особа принадлежала именно ему, этим повышалась его самооценка, равно как и оценка его окружающими.

 
Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии". "Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал. 
 
Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности. Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

 

«Миннезанг»

 

Миннезан (средневековое немецкое minnesang) — термин, введенный немецкими учеными в XVIII в. для обозначения немецкой средневековой рыцарской лирики как специфического явления стиля, противополагаемого бюргерскому стилю позднейшего мейстерзанга (см.).       Значение термина М. не вполне точно отграничено: он применяется то для обозначения светской рыцарской лирики в целом, сливающейся в своих истоках с любовной (латинской и немецкой) поэзией вагантов (см.) и шпильманским шпрухом, а в своем дальнейшем развитии — с антикрестьянской «поэзией деревни» (hofische Dorfpoesie), то для обозначения в пределах этой рыцарской продукции совершенно определенного художественного стиля, характеризуемого как стиль куртуазной литературы (см.) и несомненно слагавшегося под сильным влиянием лит-ой продукции того же типа рыцарства более передовых стран — Прованса, Франции и Фламандии. Эта неопределенность термина создает благоприятную почву для нескончаемого спора о романских истоках М., отрицание или признание к-рых буржуазными историками немецкой средневековой литературы довольно четко отражает эпохи большего или меньшего нарастания национал-шовинистических тенденций.       По существу спор об истоках М. — спор формалистический, основанный на идеалистическом понимании литературы как выражения «народного духа». В действительности в развитии рыцарского миннезанга (в широком значении этого термина) мы имеем ряд существенных изменений стиля одной и той же прослойки господствующего класса на разных этапах развития одной и той же общественно-исторической формации феодализма. Уже первые памятники М., восходящие к последней четверти XII в., свидетельствуют о завершении процесса слияния министериалов и свободного дворянства в общую массу привилегированного рыцарского сословия; при известной эклектичности стиля этой ранней литературной продукции, использующей формы более древней боевой песни шпильманского шпруха, строфической лирики вагантов и через ее посредство хоровой плясовой «народной песни», уже и эти первые памятники М. немыслимы вне специфической социальной практики рыцарства: в основе всей продукции раннего М. лежит противопоставление и превознесение рыцарства над крестьянством, сублимация феодальных отношений как отношений служения и любви рыцаря-министериала к знатной даме, рыцарское «высокомерие» (hohvart). Таковы уже песни наиболее ранних и псевдонародных миннезингеров — Кюренбергера, Мейнлоха, Регенсбурга, Дитмара, — формально независимых от романской куртуазной лирики.       Рост классового самосознания рыцарства, укрепление его международных связей способствуют углублению и спецификации М., использующего уже имеющиеся достижения в аналогичной классовой продукции других стран (Прованса и Франции непосредственно и через Фламандию). Так создается в XIII в. М. (в узком значении слова) — продукт самодовлеющей классовой культуры, яркий образец искусства чисто формального, все элементы к-рого (начиная от фикции любовного переживания и временной ситуации) уже заранее предустановлены и сводят мастерство поэта к их виртуозному компонированию, к богатству текстуально-музыкальных форм, к изысканности тонико-силлабического стиха и точной рифмы. О тематике классического М., представленного произведениями Гейнриха фон Морунген, Фридриха ф. Хузен, Рудольфа ф. Фенис, Вольфрама ф. Эшенбах, Рейнмара Старого, Вальтера ф. дер Фогельвейде и мн. др., см. «Куртуазная литература».       Из практики все того же класса, но на другом этапе его развития объясняется и быстрый упадок изысканного М. в XIII же в. В момент обострения классовой борьбы самодовлеющий и замкнутый в узкий круг куртуазной тематики творческий метод классического М. оказывается недостаточно актуальным: он сменяется, с одной стороны, использованием форм шпильманского шпруха для создания политической сатиры (см. «Вальтер фон дер Фогельвейде»), с другой, — созданием антикрестьянской (позднее и антибюргерской) поэзии в антитетическом оформлении народной хоровой и плясовой песни (Winterlied и Reigen Нитгарта ф. Рювенталя, его подражателей, колыбельные и рабочие песни Готтфрида ф. Нифен).       Однако старые формы классического М. оказываются достаточно устойчивыми, ибо они не только доживают в эпигонской рыцарской лирике до XV в. («последние миннезингеры» — Гуго де Монфор, 1357—1423, и Осв. ф. Волькенштейн, 1369—1445), но, спускаясь в иные общественные группы, выступающие в XIII—XIV вв., — в поэзию бюргерства, приобретают существенно иное мировоззренческое значение и используются творческим методом мейстерзанга (см.).

 

 Заключение.

     В второй половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению методов войны и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важную роль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.

     Однако  в течение многих столетий рыцарство  было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».


Информация о работе Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»