Философия права Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание

Гегелевская философия права продолжает разработку той области философского знания, которая со времен Канта в немецкой классической философии традиционно именовалась "практической философией". Гегель исходит из того, что уже в кантовской философии существовало новое отношение к делению "практической философии", принятому со времен Аристотеля. «Практическая философия» Аристотеля делилась на этику, экономику и политику. В эпоху Канта и Гегеля экономика и политика, трактуемые под философским углом зрения, приобрели форму "философии права", философии государства.

Работа состоит из  1 файл

Д.З основные концепции правопонимания.docx

— 35.14 Кб (Скачать документ)

Представительство граждан  в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных  сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную  власть. Как считал Гегель, высшие государственные  чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя  чиновничью бюрократию, Гегель называл  ее главной опорой государства “в отношении законности”.

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, по словам философа, правит закон, и  монарху остается только добавить к  нему субъективное “я хочу”.

С субъективной стороны государство  является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом  патриотизма и сознанием национального  единства. Основанием такого государства  Гегель считал народный дух в форме  религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство – это шествие  бога в мире; “его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством  и установлению конституционного строя  в Германии путем медленных, постепенных  реформ сверху.

В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в  то же время оправдывает возможность  решения споров международного характера  путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная  оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения  послужили теоретической основой  и дали мощный толчок развитию либеральных  и радикальных концепций, в том  числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

Понятие «право» употребляется  в гегелевской философии права  в следующих основных значениях: I) право как свобода (идея права), II) право как определенная ступень  и форма свободы (особое право), III) право как закон (позитивное право).

I. На ступени объективного  духа, где все развитие определяется  идеей свободы, «свобода» и  «право» выражают единый смысл;  в этом отношении гегелевская  философия права могла бы называться  «философией свободы». Отношения  «свободы» и «права» опосредуются  через диалектику свободной воли.

II. Система права как  царство реализованной свободы  представляет собой иерархию  особых прав (от абстрактных форм  до конкретных). Каждая ступень  самоуглубления идей свободы  и, следовательно, конкретизации  понятия права есть определенное  наличное бытие свободы (свободной  воли), а значит, и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа), они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.

На вершине иерархии «особых  прав» стоит право государства, над которым возвышается лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые  права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право как закон  (позитивное право) является одним  из «особых прав». Гегель пишет:  «То, что есть право в себе, положено в его объективном  наличном бытии, т. е. определено  для сознания мыслью и известно  как то, что есть и признано  правом, как закон, посредством  этого определения право есть  вообще позитивное право3».

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся  в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия  свободной воли. “Система права есть царство реализованной свободы”, – указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.

Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности  и подлинной определенности. Предметом  законодательства могут быть лишь внешние  стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится  в своей конструкции исключить  их противопоставление. Как крупное  недоразумение расценивает он превращение  различия между естественным или  философским правом и позитивным правом в противоположность и  противоречие между ними.

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все  данное в форме закона есть право. Однако в гегелевской философии права речь идет не о противопоставлении права и закона, а лишь о внутреннем различении определений одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права,— подчеркивает он,— является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу4». По своему определению позитивное право как ступень самого понятия права разумно. Закон (по понятию) — это конкретная форма выражения права. Отстаивая такой правовой закон (законы права), Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, антиправовое законодательство, т. е. позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

Специфика философии права  Гегеля проявляет себя не в развертывании  признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую  и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки  различения права и закона.

Поскольку предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное, постольку право и  закон как развитые формообразования объективного духа едины по своей  идеальной природе. Имея дело в философии  права лишь с этой идеальной плоскостью развитого (т.е. соответствующего их понятию) права и закона, Гегель в принципе оставляет вне границ философского анализа все остальные случаи и ситуации соотношения права  и закона как еще не достигшего идеи свободы. Иначе говоря, вне гегелевской философии права остаются центральная тема, излюбленные мотивы и основной пафос прежних естественно правовых доктрин.

Таким образом, можно сделать  вывод, что согласно гегелевской  диалектике понятия права, движению от абстрактных форм права к конкретному  праву государственного целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и  логически преодоленной несвободы  и бесправия, неразумное и неправомерное  проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.

Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. “Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие  свободной воли”.

Понятие права значительно  более широко чем юридическое  понятие о праве, оно охватывает “наличное бытие всех отраслей свободы”. Это есть объективно идеалистическое  понятие права. Разум, дух в области  общественных отношений людей с  точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных  лиц и создает объективный  мир свободы, то есть право.

В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного сознания.

Рассмотрение процесса осуществления  якобы подлинной свободы в  действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.

Понятие о праве в представлении  Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование  во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно  отлично от понятия о праве  данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области  права гласит: “Поступай так, чтобы  твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности”. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих  по себе, независимо от прав и интересов  отдельной личности. Он трактует положительное  право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая  при этом возможности элементов  насилия и тирании в положительном  праве, но считает их для самого права  чем-то случайным, не касающимся природы  права самого по себе, как нечто  разумного, как в себе и для  себя сущей свободы воли.

Понятие о собственности  Гегеля связано с основами его  идеалистического мировоззрения; оно  выражает примат духа над материей. Он рассматривает частную собственность, как абсолютное право свободной  воли отдельного лица на присвоение вещи для него частная собственность  являлась первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем  мире. Так как собственность необходима для выражения внешнего наличного  бытия собственной воли, то каждое лицо должно было бы обладать частной  собственностью. Гегель не делает, однако, отсюда вывода. что каждый гражданин  должен обладать собственностью для  удовлетворения своих потребностей.

Необходимым моментом в осуществлении  разума является, по Гегелю, договор, в  котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы  частной собственности, так как  сам разум, дух делает необходимым. чтобы люди дарили, обменивали, торговали и так далее. Для договора являются, по мнению Гегеля характерными 3 момента:

1)Договор зависит от  произвола особенной воли, воли  отдельного собственника;

2)Достигнутая в договоре  путем соглашения тождественная  воля обоих собственников есть  лишь общая воля, но не в  себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.

3) предметом договора  могут быть лишь только единичные  вещи, ибо только отчуждение их  подчинено голому произволу отдельного  собственника.

Также Гегель отвергает договорную теорию государства. “Привнесение договорного  отношения, также как и отношений  частной собственности, вообще, в  государственное отношение привело  к величайшей путанице в государственном  праве и действительности.”

Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские  суждения о неправе, принуждении. Отношение  права в себе, всеобщей воли к  особенной воле отдельного лица, как  оно выражено в договоре, Гегель рассматривает как отношение  сущности к явлению. Это явление  права, переходит в неправе в  видимость права, то есть нечто объективное  существующее, но не имеющее опоры  в сущности. Это и есть внешнее  существование, которое не соответствует  сущности.

Отрицание видимости, ее исчезновение, показывает власть сущности над видимостью, ее силу, ее действительность. В результате отрицания видимости достигается  единство между сущностью и явлением. Оно превращается в действительность. “Действительность есть ставшее  непосредственным единство сущности и  существования”

Право восстанавливается  и утверждается путем отрицания  неправо.

Неправо есть такая видимость, и через ее исчезновение право  получает определение некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно  обладало лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным, возвратившись из своего отрицания.

Библиографический список

  1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 221с.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.
  4. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПб.: Лань, 2002. – 608с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677с.
  6. Философия истории: Антология. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351с. 
  7. Соколова Н.Л., Философия, 2004.- 389 с.
  8. Торопкин И.А., История политических и правовых учений, - 2005.-500 с.

Информация о работе Философия права Г. Гегеля