Феномен мелодики в музыке позднего романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:24, доклад

Описание

Предлагаемая диссертация посвящена позднеромантической мелодике. Стиль позднего романтизма сложился в результате длительного развития европейской музыки XIX века, но своими корнями он уходит еще дальше - в эпоху барокко, с которой «через голову» классицизма обнаруживает определенные типологические связи. Это не означает, что поздний романтизм воскрешал эстетику барокко. Речь идет о некоторых: особенностях природы мелодического мышления, которые время от времени возрождаются, приобретая значение важнейшего стилевого индекса.

Работа состоит из  1 файл

Феномен мелодики в музыке позднего романтизма.docx

— 31.19 Кб (Скачать документ)

 

В качестве важнейших избраны  аналитический н сравнительный  методы Движение мысли от имманентных  свойств отдельных позднеромантических мелодических высказываний к обобщениям на основе единых стилевых закономерностей эпохи побуждает всякий раз искать новые ракурсы и подходы Вместе с тем, каждая аналитическая проблема, каждый аналитический вывод подкрепляются соответствующими теоретическими положениями

 

В изучении позднеромантического мелоса немаловажное значение имеет и системный подход, позволяющий скоординировать имеющиеся методы и выявить в мелодике позднего романтизма признаки системной целостности

 

Сложность проблематики обусловила необходимость обращения к смежным  наукам На формирование концепции исследования оказали значительное воздействие идеи, изложенные в работах по философии, эстетике, культурологии, литерагуроведешно, лингвистике, семиотике, психологин. Мы имеем в виду труды С. Аверинцева, М Бахтина, Л Выготского, Н Гришиной, М Кагана, А Леонтьева, А Лосева, Ю Лотмана, Д Лихачева, 3 Фрейда Важную роль в предлагаемом исследовании сыграли и литературоведческие труды, посвященные романтической эпохе (среди авторов - Н Берковский, Г Гачев, К Гулый, Н Гуляев, А Дмитриев, Н Дьяконова, В Жирмунский, Е Корнилова, ГО Манн, Ал Михайлов, И Неупокоева,

 

С. Тураев и др.). Из музыковедческих работ, определивших исследовательские позиции работы, отметим труды М. Арановского, М. Аркадьева, Б. Асафьева, Э. Курта, Л. Мазеля, В. Цуккермана, В. Холоповой.

 

Вместе с тем, автор  стремится выработать собственные  подходы, основанные, прежде всего, на осмыслении стилевого своеобразия  позднеромантической мелодики, что и стало основным содержанием данной диссертации.

 

В качестве музыкального материала  в исследовании задействованы инструментальные сочинения позднеромантической эпохи: это обширный круг симфоний и сонат, квартетов и трио, крупных циклических произведений и миниатюр. Такой выбор обусловлен несколькими причинами.

 

Во-первых, закономерности мелоса в наиболее «чистом» виде проявляются  именно в инструментальной мелодике.

 

Во-вторых, именно инструментальные сочинения во многом сфокусировали  художественные поиски эпохи, в них  ярко проявились основные концепционные и языковые тенденции позднего романтизма. Так, для некоторых авторов (прежде всего для Малера и Брукнера, Чайковского, Брамса) симфония стала ведущим жанром, в наибольшей степени репрезентирующим черты позднеромантического стиля. Для других композиторов (например, Листа, Рахманинова) аналогичную роль играли фортепианные произведения.

 

В-третьих, именно в инструментальном мелосе концентрировались тенденции, впоследствии раскрытые в XX столетии, формировалась база для открытий и дерзаний Прокофьева, Шостаковича, Стравинского.

 

Ограничения связаны и  с отбором творческих фигур. Поздний  музыкальный романтизм представляет собой масштабное явление, объединяющее целый ряд композиторов разных стран. Наиболее яркое воплощение позднеромантические тенденции получили в творчестве немецких композиторов, но сказались и в музыке России, Франции, Венгрии, Норвегии и проч.

 

В процессе исследования, безусловно, был затронут весь спектр музыкальной  кулыуры позднего романтизма Однако в качестве основных персоналий былн избраны композиторы, сочинения которых в наибольшей степени репрезентировали стилевые тенденции эпохи: Вагнер6, Брамс, Брукнер, Малер, Чайковский, Рахманинов, Франк, Григ

 

В ограничении нуждался и  сам мелодический материал. В качестве критерия ограничения нами избраны  факторы целостности, законченности  мелодического высказывания Анализируются мелодии, составляющие отдельный раздел, партию, тему сонаты или симфонии, пьесы, фантазии, увертюры Это не означает, что за границами исследования оказываются разработочные разделы, связки и другие фрагменты, где целостное высказывание становится предметом развития, дробления, варьирования, могивного вычленения и тд Данные эпизоды рассматриваются не только в специальных главах, посвященных типам развертывания позднеромантической мелодики, но учитываются и в выяснении характерных особенностей интонационного строя эпохи. В поле исследовательского внимания остается все произведение - его композиция, драматургия, логика развития «интонационной фабулы» (И Барсова') Именно такой ракурс придает, на наш взгляд, анализу отдельных составляющих черт мелодики перспективу н достоверность, так как значение многих элементов мелоса во многих случаях выясняется лишь в соотношении со смысловой целостностью сочинения.

 

Говоря о научной новизне  исследования, отметим, прежде всего, целостный  стилевой подход. На основе применения комплексной методологии впервые  предпринята попытка обобщить закономерности позднеромантической мелодики, ее специфические типологические признаки и сущностные свойства, характерные для конкретного исторического периода Заметим, что чаще мелодика изучалась в рамках индивидуального стиля отдельного композитора. В данном же случае рассматриваются наиболее общие признаки мелодики целой стилевой эпохи Помимо обязательных, уже давно закрепившихся в

 

6 Материалам послужили  симфонические фрагменты из поздних  опер Вагнера 

 

исследовательской литературе параметров анализа (звуковысотная линия, ритм, ладовая сторона, синтаксис), помимо жанрово-стилевого ракурса, с сопутствующими историческими параллелями, и традиционного изучения составляющих мелодии и ее имманентных музыкально-языковых закономерностей, внимание будет обращено на особенности музыкальной речи -ее монологический или диалогический склад, на интонационную лексику, взаимоотношение мелодической темы с формой, на семантику высказывания, а также на взаимодействие с эпическим, лирическим или драматическим родами поэтики, на опосредованное влияние литературной речи — поэзии и прозы, ораторского искусства.

 

Практическая ценность исследования определяется расширением проблемного  поля, связанного с мелодикой вообще. Результаты работы могут быть применены  в дальнейших исследованиях мелодики различных эпох. Кроме того, предложенные материалы могут быть включены в  курсы анализа музыкальных произведений, истории русской и зарубежной музыки, а также стать основой  для разработки факультативного  курса «Мелодика».

 

Апробация научных идей проходила  на конференциях в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Якутске, Сургуте. Материал использовался в учебном процессе в Уральской консерватории (в  комплексном курсе теории музыки, курсах истории музыки), а также  в других ВУЗах России (Якутск, Челябинск). Результаты исследования отражены в  ряде публикаций в центральных и  местных издательствах.

 

Своеобразие позднеромантического мелоса обусловило следующую структуру работы; Введение, 3 раздела, объединяющих восемь глав, Заключение, нотное приложение и иллюстрации.

 


Информация о работе Феномен мелодики в музыке позднего романтизма