Европейская культура Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание

В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.

Содержание

1.Введение
2.Европейская культура раннего средневековья
3.Европейская культура зрелого и позднего средневековья
4.Заключение
5.Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на рубеже XIII в. уже не монастыри и рыцарские  замки, а города определяли экономическое  и культурное развитие Европы. В XIV–XV вв. в нем усилились демократические тенденции.

Городская среда порождала  и смеховую народную культуру, достигшую  апогея в период позднего средневековья. Ярчайшим выражением особого городского фольклора стали карнавалы –  способ праздничного существования и мышления, расшатывавший сословную структуру феодального общества и отличный от серьезной официальной, направляемой церковью, культуры. Карнавал дарил идею свободы, возможность выйти на какой-то момент из привычного иерархического порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения. Другая черта карнавальной культуры – безудержное веселье, смех, победа жизни.

Образование. Новое отношение  к миру, постепенно складывавшееся в городской среде, не могло не отразиться на интеллектуальной культуре, в которой появлялось все больше светских элементов. В городах были созданы новые формы образования: платные начальные светские школы и университеты. Первый университет в Европе появился в XII в. в Париже на базе школ аббатств св. Женевьевы и св. Виктора.

Школу в городе могли  открыть цех, гильдия, а то и просто частное лицо. Главное внимание здесь  уделялось не церковному вероучению, а грамматике, математике, риторике, естествознанию, праву. И важно то, что обучение в школах велось на родном языке.

Университеты, возникшие  в XII–XIV вв., дали еще больший импульс  распространению образования, лишив  церковь монополии в этой сфере. Деятельность университетов имела  три важных культурных следствия. Во-первых, она породила профессиональное сословие ученых, которые получили также право на преподавание истин Откровения. В итоге наряду с церковной и светской властью появилась власть интеллектуалов, воздействие которой на духовную культуру и социальную жизнь все более усили- „алось. Во-вторых, университетское братство утверждало формы светской культуры и новый смысл понятия «благородство», заключающийся в аристократизме ума и поведения. В-третьих, в рамках средневековых университетов вместе с формированием установки на рациональное постижение теологической премудрости появлялись зачатки научных знаний.

Литература. Литература зрелого и позднего средневековья  отражала творчество различных социальных слоев общества и народностей  и потому была чрезвычайно многообразна.

Большое распространение  по-прежнему имела церковная религиозно-дидактическая (жития святых, притчи, проповеди) и назидательная (example – поучительные примеры, занимательные истории) литература. Особое место в церковной литературе занимал жанр видений – истории об общении человека, в том числе и простого мирянина, с потусторонними силами.

Еще в X в. во Франции начала складываться поэтическая традиция жонглеров – бродячих певцов-музыкантов, знакомых как с традициями латинской  литературы, так и с героическим  эпосом. На XI–XIII вв. приходится расцвет  рыцарской лирической поэзии, воспевавшей могучую нравственную силу любви и воинские подвиги. Наибольшую роль в ее становлении сыграли южнофранцузские трубадуры, в стихах которых уживались традиции народной и античной поэзии. Огромной популярностью пользовались рыцарские романы – большие поэтические произведения на национальных языках, навеянные чаще всего народными героическими эпосами. Центральное место в них занимали внутренние переживания рыцаря, а также его подвиги во славу любви, чести и духовного совершенствования (цикл романов о короле Артуре – «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале» Кретьена де Труа и др.). Пользовался популярностью в литературе того времени рыцарский героический эпос, повествовавший о событиях далекого прошлого («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»), любовная лирика («Тристан и Изольда», поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров). Осуществлялись своеобразная интерпретация древней эпической поэзии и переработка языческих мифов («Песнь о Нибелунгах», цикл исландских саг). Одним из самых известных примеров городского фольклора является «Роман о Лисе», в котором мир рассматривается с позиций изворотливого, находчивого горожанина. Французская городская литература дала жанр фаблио – небольших нравоучительных стихотворных новелл с элементами сатиры и игровой эротики. Элементы фольклора содержали немецкие шванки – назидательные поэтические произведения, противопоставлявшие трудолюбивого крестьянина, сметливого простолюдина паразитирующему феодалу, глупому, чванливому священнику или чиновнику. Своеобразным продуктом университетской среды стала поэзия вагантов – бродячих школяров, которые прославляли в своих стихах вольную студенческую жизнь, полную простых радостей, наслаждений, любовных приключений и высмеивали ханжество церкви и аскетические запреты.

Архитектура и изобразительное  искусство. В период зрелого средневековья  появились два ведущих стиля, отразившие изменения в ценностных ориентациях средневекового человека, – романский и готический. Господствующим видом искусства в этот период являлась архитектура.

В средневековой культуре XI–XII вв. сложился романский стиль. Он унаследовал формы древнеримской  и раннехристианской архитектуры. Для романской пластики характерны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, экспрессивность поз и жестов священных персонажей.

Романские культовые  сооружения представляли архитектонический  монументальный стиль в архитектуре. Здесь формировались основные приемы скульптурных и живописных изображений, нормы и правила построения художественных образов, заданные церковной эстетикой. Светское романское искусство развивалось в замках феодалов, которые отвечали одновременно требованиям обороны, жилья и представительства как в планировке, так и в привязке к местности (крепость Каркасон в Провансе, XII–XIII вв.).

В монастырских комплексах ведущая роль принадлежала храму. Он имел форму базилики, т.е. приобрел вид  католического креста, создаваемого пересечением продольных и поперечных нефов (последние назывались трансепты). Планировка и внешний облик тяжеловесного романского храма были рассчитаны на привлечение большого количества людей разных сословий (базилика аббатства Клюни в Бургундии, 1088–1107; собор в Вормсе, 1171–1234).

Скульптура в простых  по своей конструкции романских  храмах находилась как внутри, так и снаружи – на фасаде в обрамлении портала. Важнейшие темы, часто включавшиеся в романский рельеф, – Апокалипсис и Христос во славе. Пластика в храмах была не самоцелью, а только частью общего художественного решения. Скромно представленная скульптура и изображения, выполненные в технике рельефа, черпали сюжеты из Библии (главный портал церкви Сен-Мадлен в Везеле, ок. 1120 г.).

Романское изобразительное  искусство было подчинено архитектуре. Живописные изображения, создававшиеся  преимущественно в технике фрески, представляли собой выразительные цветовые композиции, иконописные сюжеты, придававшие интерьеру внушительную торжественность. Изредка культовые темы в живописи дополнялись фольклорными мотивами (фрески церкви Сен Савен Гартам, Франция).

Со второй половины XII в. в искусстве средневековой  Европы началось становление готического  стиля. Термин «готика» появился в эпоху  Возрождения и происходит от наименования племени «готы», островерхие жилища которых напоминали крутые скаты  готических соборов. Период готики оказался более сложным, а сам стиль стал изысканным и декоративным в сравнении с романским. Он определялся главным образом культурой городов, постройки которых утрачивали оборонительное значение. Развивалось светское строительство (ратуши, крытые рынки, госпитали, жилые дома). Под воздействием нового мировосприятия формировались основные особенности готического искусства. Оно вплотную приблизилось к человеку. В изображениях Христа подчеркиваются человеческие черты, облик «грозного Судьи» сменяется образом «страдающего рога». Готический человек находился в эмоционально напряженных отношениях с воображаемой сферой. В культуре того времени проснулся интерес к красоте реального мира, земным чувствам и переживаниям.

Главным конструктивным новшеством готической архитектуры явились стрельчатая арка (две обращенные друг к другу под острым углом дуги) и стрельчатый свод на нервюрах (соединение каменных ребер распорами). Они увеличивали высоту грандиозного сооружения и позволяли перекрывать пространства любого плана.

Для распределения давления бокового распора на мощные опорные  столбы – контрфорсы – тяжесть  свода переносилась на столбы с помощью  аркбутанов – прочных полуарок, которые одновременно связывали  другие части каркасной конструкции. Благодаря этому стены собора перестали выполнять функцию опоры и теперь могли быть тонкими, даже «сквозными» (отсюда – огромные цветные окна и арочные проемы). Готика отказывалась от тяжеловесности, предпочитала великое разнообразие деталей, которые не разрушали целостного единства монументальных сооружений. В просторном готическом соборе, заполненном мягким льющимся сквозь витражи светом, прихожанин переставал ориентироваться в привычном пространстве и словно переносился в мир потусторонних образов. Такое не раз испытывали люди, переступавшие порог величественного раннеготического собора Парижской Богоматери (начало строительства – 1163).

В разных государствах готический стиль имел свои яркие особенности, связанные с зарождением национальных художественных школ. Самые крупные из них – французская, немецкая и английская.

Развитие пластики в  эпоху готики было неразрывно связано  с зодчеством. Скульптура усиливала  эмоциональное восприятие архитектуры, содействовала изобразительному воплощению не только религиозных чувств и верований, но и обоготворенной человеком природы.

Главенствующая роль здесь принадлежала круглой пластике и рельефу. Готическая скульптура –  неотъемлемая часть собора. Она включалась в архитектурную композицию и  разнообразила ее облик. Статуи всегда сохраняли связь со стеной, вписывались в многочисленные конфигурации сложной конструкции собора, подчеркивая вертикальный ритм архитектурного целого. Славятся своей скульптурой соборы Шартрский (1135– 1155), Реймский (начало строительства – 1210), Амьенский (начало строительства – 1218), в которых насчитывается до двух тысяч фигур.

Значительная роль в  художественном решении готического  собора отводилась цветовому и световому  построению. Эту задачу выполняли  вит- Ражи, заполнявшие оконные пространства. Их огромные площади позволяли показывать в величественных образах значимые небесные и земные явления, прославлять божественные персонажи, воспроизводя фрагменты христианской картины мира. Наиболее знамениты витражи Шартрского собора «Богоматерь с младенцем» (середина XII в.) и «Каретник» (начало XIII в.); уникален витраж главной розы на тему «Прославление Богоматери» собора Парижской Богоматери (1220).

Готика предложила новые  принципы синтеза искусств, позволившие  полнее отразить эмоционально обостренное восприятие человеком связи небесного и реального миров, обращение к земному. Она создала необходимые предпосылки для возникновения гуманистической культуры Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

Европейское средневековье  – по-разному интерпретируемая страница в истории развития культуры. В оценке его роли в европейской культуре существует достаточно широкий разброс мнений. Так, гуманисты Возрождения впервые осуществили критическое осмысление предшествовавшего интеллектуального и художественного наследия, выразив ставшее штампом однобокое негативно-пренебрежительное отношение к средневековью. Произошедшая в XX в. переоценка значения средневековой культуры подчеркивает ее особенную роль в деле создания облика нравственного поведения христианина. И сегодня специалисты справедливо отмечают в этой культуре истоки многих мировоззренческих и интеллектуальных установок, характерных для более поздних эпох, предпосылки для обновления способов познания и эстетического преображения мира. Культура европейского средневековья выработала и закрепила многие ценности, смыслы, формы жизни и творчества, которые нашли свое перевоплощение в последующие столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список использованных источников

 
1. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс,  Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное  пособие. Под редакцией А.А. Радугина – М.: 2001.

3. Драч Г.В., Матяш Т.П.  Культурология. Краткий тематический  словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – М.: Экоперспектива 2010.

5. Берестовская Д. С. Культурология: Учебное Пособие/Д.С. Берестовская – Симферополь, 2003.




Информация о работе Европейская культура Средневековья