Древние индийские цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в раскрытии культурных особенностей древних цивилизаций Индии.
Для достижения данной цели потребуется решить следующие задачи:
- изучить литературу по данному вопросу;
- дать общую характеристику каждой рассматриваеимой
цивилизации;

Содержание

Введение
I. Ранние цивилизации древней Индии
1. Первые города – государства
2. Тайна Мохенджо – Даро
- Занятия жителей Хараппы
- Хараппская цивилизация
- Религия Хараппы
3. Веддийская цивилизация
4. Цивилизация между Гангом и Гималаями
5. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
6. Цивилизация Дравидов
II. Особенности и достижения древнеиндийских цивилизаций
Заключение

Работа состоит из  1 файл

проба.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

     Ученые  провели детальное изучение изображений на хараппских печатях, и это позволило выявить определенные космографические и мифологические представления хараппанцев. Показательно, что многие из этих представлений имеют прямые аналогии с религиозными воззрениями индуизма.

     При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о  культе богини-матери.

     

 
Женское божество, борющееся  с двумя тиграми  и стоящее над  слоном. Вверху - колесо - солярный символ. (Хараппа.) 

     Многие  соображения относительно религии  жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.

     Религия Хараппы. Исследователи считают, что в главных центрах цивилизации существовали культовые сооружения, так называемые алтари. Они представляли собой своеобразные углубления в стене или земле, размер которых составляет 75x75см. Ямы выложены обоженным кирпичом, там часто обнаруживают золу, древесный уголь, кости животных, спекшуюся тэрракоту – следы жертвоприношений. Рядом располагались площадки со стоками, предназначенными для омовения. За алтарем сразу находилась стена, люди располагались с западной стороны лицом к востоку, как это имеет место в современной культовой традиции. М. Уилером обнаружен целый храмовый комплекс в Мохенджо-Даро. А экспедиция Дж. Маршалла обнаружила бюст мужчины, который именуют «жрецом». Крупные храмовые комплексы и алтари стали создаваться индоариями только в послеведийскую эпоху, считается, что происходило это под влиянием хараппцев.

     Для хараппской цивилизации характерен политеизм, культ животных, о чем свидетельствуют многочисленные изображения животных на печатях. В качестве наиболее встречаемых выступают бык, слон, тигр, носорог. Имеются и скульптуры отдельных животных, это тотемный пережиток культа животных, который был характерен для драведийских племен до недавнего времени.

     Поклонялись хараппцы также антропозооморфным  божествам. Так, на царской печати из Мохенджо-Даро изображен многоликий бог, рогатое божество, сидящее на троне. На рогах буйвола насчитывается 12 колец. По гипотезе российского исследователя Я.В. Васильева, это годовые кольца и связаны с двенадцатилетним календарным циклом. Четыре стороны света символизируют носорог, буйвол, слон и тигр. На одной из печатей около головы божества имеется 2 выступа, которые, по мнению ученых, являются еще двумя ликами этого прото-Шивы (изображается трехликим). Считается, что сходство этого рогатого божества и индуистского Шивы значительно.

     Существует  и культ спутницы этого божества. В индуистской традиции она известна под именами Парвати, Дурга. На печатях она изображается иногда как смиренная властительница, иногда как свирепая «рогатая богиня».

     Воздействие хараппской цивилизации отразилось и на индоарийской традиции изображение богов в «человеческом облике», а также на представлениях, связанных с аскетизмом. У индоарийцев аскетические традиции первоначально отсутствовали, их наличие является воздействием Хараппы. К протоиндийской цивилизации относится и такой распространенный позднее культ, как культ богини-матери. Он получил развитие в индуизме в виде поклонения верховным богиням.

     Широкое распространение получили и чисто  зооморфные персонажи, так называемые тризавры, тетразавры, дузавры. Тризавр  имел голову и ноги хищника, рога –  тура, заднюю часть - носорога. Дузавр являлся воплощением единорога и тура. Тетразавр изображался с головой тура, хоботом слона, задняя часть заимствована у тигра, хвост имел вид змеи.

     Существовал также культ дерева. Имеются изображения  божеств в развилке дерева. Головной убор у богини – из листьев дерева. В дравидийских районах Индии распространяется поклонение деревьям во время брачной церемонии и инициации. Поклонение деревьям, растениям найдет позднее проявление и в индуизме. Из деревьев изображались только два вида – ашваттха и пиппала, которые уже в ведийской и индуистской традиции выступали как образ мирового дерева. В хараппской религии исследователи видят истоки индуизма и характеризуют ее как протоиндуизм.

     Проникавшие в долину Инда племена, судя по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были племена, обитавшие в Белуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами Ирана. Некоторые группы племен не отличались от хараппцев в этническом отношении и проживали в непосредственной близости от хараппских центров.

     Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской  языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень  развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более  того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами).

     Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита  относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства.

     Результаты  археологических раскопок свидетельствуют, что угасание культуры проходило длительный период, и растянулось приблизительно на 800-900 лет. К тому же на севере этот процесс проходил более интенсивно, чем на юге. В качестве причин гибели этой культуры, кроме индоарийского нашествия, называют также несколько, связанных с природно-климатическими явлениями и социально-политическим условиями. Так, существует версия, что в результате засоления почв или тектонических толчков произошло изменение русла р. Инд, а это в свою очередь могло поспособствовать наводнению, либо засухе и наступлению пустыни. В то же время не исключается возможность распространения эпидемии (малярии), уничтожившей значительное количество населения хараппской цивилизации. Существует также вероятность и глубокого внутреннего кризиса, охватившего цивилизацию. Сторонники этой гипотезы указывают на ухудшение качества керамики, упадок, наметившийся в торговле, общественном строительстве.

     Возможно, что в это тяжелое время  в хараппские города начинают проникать группы индоарийских племен, довершивших падение крупных городов. По всей видимости, проникновение индоариев в Хараппу не является решающим фактором, приведшим к упадку ее культуры. 

3. Ведийская цивилизация

 

     После гибели Хараппской цивилизации понадобилось почти тысячелетие, чтобы в долине Ганга возникла новая цивилизация с эффективным земледелием, развитой металлургией, с новым языком, литературой и религией. Это тысячелетие называют Темными веками. Если о Хараппской  цивилизации можно составить представление на основании богатого археологического материала, то о Темных веках можно судить только по литературным памятникам. Это древнейшие индийские религиозные сочинения, которые включают сборники религиозных гимнов, толкований священных текстов, описаний ритуалов, жертвенных и магических формул, объединенных одним наименованием Веда (знание). Читать и изучать «Веды» могли мужчины только первых трех варн. В Европе они становятся известными в середине XIX в.

     Этот  памятник состоит из четырех сборников - «самхит». Первая самхита, носящая название «Ригведы», содержит 1028 гимнов богам. Вторая – «Самаведа» - повторяет содержание «Ригведы», но гимны располагаются в порядке имеющим ритуальный смысл. Третья – «Яджурведа», представляет собой сборник изречений. Четвертая – «Атхарваведа» - содержит около 700 заговоров и заклинаний.

       Первую половину I тысячелетия до  н.э., к которой относятся Веды, ученые называю Ведийской эпохой

     Примерно  около 1800 г. до н.э. в долине Инда появились  новые полукочевые племена, которые  называли себя ариями. Они говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Их предшественники жили в степях Евразии между современными Южной Россией и Западной Турцией. Какая-то часть этой группы племен постепенно мигрировала в южно-восточном направлении и, пройдя через Иранское нагорье, достигла восточных пределов долины Инда. Когда арии, двигаясь по горным тропам, проникли на полуостров Индостан, первыми, кого они встретили на своем пути, были хараппцы, обитавшие в долине Инда. И хотя просачивание арийских племен в Индостан было медленным и постепенным, несомненно, их взаимоотношения с хараппцами оставались довольно конфликтными. Однако арии вряд ли покорили хараппцев. Скорее произошло поглощение пришельцев, но они сумели передать коренному населению Индии свой язык.

     В результате миграций и взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долины Ганга. Здесь и раньше существовали редкие поселения охотников и земледельцев, но с середины II по середину I тысячелетия до н.э. области Гангской долины буквально преобразились. Начала развиваться металлургия железа, что позволило быстрее осваивать новые территории и превращать лесные районы в пригодные для земледелия и скотоводства.

     Основной  отраслью хозяйства населения Ведийской  цивилизации было земледелие. Кочевые  скотоводческие племена арийцев, постепенно заселяя долину Ганга, расширяли площадь пахотных земель. Районы труднопроходимых джунглей быстро превращались в пригодные для земледелия и скотоводства. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в том числе ячмень пшеницу, бобовые. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили, как основу своего военного превосходства.

     Первоначально племена Ведийской цивилизации  не имели таких крупных городов, как у хараппцев. Но постепенно их небольшие поселения превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Роль денег играли коровы, а также наиболее употребительные золотые шейные украшения нишка.

     Одновременно  шли процессы общественного расслоения и появления рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи под бдительным надзором главы семейства. Их использовали на самых тяжелых работах. Рабы рассматривались, как часть имущества, и количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца.

     Уникальная  особенность Ведийской цивилизации  состоит в оформлении социального  расслоения свободных в виде деления  общества на варны, сословия, имевшие кастовый характер. Сословные различия были почти во всех странах древности, но лишь в Индии, благодаря прочности общины и пережиткам родового строя, они приняли законченный характер. Варновая система возникла в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Она делила все общество на четыре сословия. Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя гуру, брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом. Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны. Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой шудрам, которые считались неравноправными членами общества и коим было предписано находиться в услужении первых трех варн. Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев, и имели свой символический цвет черный. Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением. Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми из разных варн считались незаконными. Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные). Обряд проводился для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев 11 лет, вайшью - 12 лет. Предполагалось, что жизнь дважды рожденных делится на четыре периода: обучение, сознательная семейная жизнь, лесное отшельничество и жизнь бродячего аскета.

Информация о работе Древние индийские цивилизации