Древние цивилизации майя и ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:36, реферат

Описание

Ученые давно и углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - майя, ацтеков и инков. Каждая из них оставила для нас множество исторических свидетельств - в виде архитектурных творений, памятников письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. По этим источникам можно судить об эпохе расцвета этих цивилизаций, об их внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Содержание

1. Загадки древних цивилизаций Америки………………………………2
2. Майя.
- Парадоксы ………………………………………………………..4
- Города …………………………………………………………….6
- Искусство ………………………………………………………...6
- Государственное устройство ……………………………………7
- Экономика и наука ……………………………………………….8
- Религия…………………………………………………………….9
- Закат ……………………………………………............................10
3. Ацтеки.
- Легендарное происхождение…………………………………….12
- Империя…………………………………………………………...13
- Культура…………………………………………………………...13
- Религия ……………………………………………………………14
- Календарь………………………………………………………….15
- Покорение.......………………………………………………….....16

4. Краткое резюме…………………………………………………………..17
5. Список литературы………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Древние цивилизайии майа и ацтеков.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. до н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами  различных размеров и высоты. Внутри они обычно  сооружены из смеси  земли и щебня и облицованы снаружи плитами тесаного камня, скрепленными известковым раствором. На их плоских вершинах стоят каменные здания: небольшие постройки из одной - трех комнат на высоких башнеобразных пирамидах - основаниях (высота некоторых из таких пирамид - башен, как, например, в Тикале, достигла 60 м.). Это, вероятно, храмы. А длинные многокомнатные ансамбли на низких платформах, обрамляющих внутренние открытые дворики, скорее всего резиденции знати или дворцы, поскольку перекрытия этих зданий сделаны обычно в виде ступенчатого свода, стены их очень массивны, а внутренние помещения сравнительно узки и невелики по размерам. Единственным источником света в комнатах служили узкие дверные проемы, поэтому внутри уцелевших храмов и дворцов царят прохлада и полумрак. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч - третий тип основных монументальных построек местных городов. Основной единицей планировки в городах майя были прямоугольные мощеные площади, окруженные монументальными зданиями. Очень часто важнейшие ритуально - административное постройки располагались на естественных или искусственно созданных возвышениях - «акрополях» (Пьедрас-Неграс, Копан, Тикаль и др.). 

Изобразительное искусство

Начало  классического периода в низменных  лесных областях отмечено появлением таких новых черт культуры, как иероглифическая письменность (надписи на рельефах, стелах), календарь, монументальная каменная архитектура со ступенчатым «ложным» сводом, культ ранних стел и алтарей, специфический стиль керамики и терракотовых статуэток, оригинальная настенная живопись.     

В VI-IX вв. майя достигли наивысших успехов  в развитии различных видов неприкладного  искусства, и, прежде всего, в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копака, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чья-пас, Мексика), относящийся к VIII в. н.э., представляют собой историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношения пленных, празднество, танцы и шествия сановников и вельмож.

Благодаря работам американских и российских исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. - стела, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) - это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э. 

Государственное устройство

Каждый  город-государство майя возглавлял хавач-виник, что означает «настоящий человек». Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - «господин», «владыка». Хавач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Хавач-виник назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов - вождей селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости. Основными функциями батабов  было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов, наподобие кальпуллеков ацтеков или курака инков. Как и те, они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп - «глава циновки». Существовал там и целый жреческий клир, однако самое распространенное название жреца ах кин.

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя - прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.

В основании  социальной пирамиды располагались  массы общинников. Они жили вдали  от городских центров, в небольших  поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.  

Экономика и наука

Важную  статью экономики составляли ремесло  и торговля. Ремесло, очевидно, процветало - изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве «обменной монеты» выступали зерна какао и раковины. Города-государства соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными шоссе - вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами сообщения, особенно для торговцев.

Во всей Мезоамерике не было народа, который  достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя - народу необычайных способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-европейцев.

С VI или VII в. в соответствии с решениями  ученого Собора в Шочикалько майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной  длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Невероятно, но факт - этот счет оказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет! Судите сами:

- древний юлианский год - 365,2510 дня;

- современный григорианский год - 365,2425 дня;

- год майя - 365,2420 дня;

- реальная  длительность года по последним данным - 365,2422 дня.

Иными словами, астрономические расчеты  майя были точнее, чем те, которыми мы пользуемся теперь.

Год  майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени  назывались: 20 дней - виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально: «неблагоприятные». Считалось, что в эту пятидневку «умирает год», и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами  записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. Ее можно назвать «Год Первый», с которого начинается счет времени майя. По хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. - год предполагаемого создания Библии… 

Религия

Сегодня, по прошествии веков, наука древних майя совершенно позабыта их потомками, а религия существует в практически первозданном виде и продолжает играть в обществе «майаских» народов большую роль.

В целом, религия майя имела много общего с религией остальных центральноамериканских народов. Так, майя имели пантеон, состоявший из многочисленных богов. Одни боги были благосклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света.

Крестьяне верили в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы его жизни. Земля представлялась им божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью. Солнце называлось - Ах Кип, или Кинич Ахав («Господин лицо», или «Солнечный Глаз»), или Кинич Какмоо («Солнечное лицо Гуака-майа - Огня»). Его символ - четырехлепестковый цветок. Рисунок цветка изображался на лбу у божества; также цветок сопровождал его в иероглифических текстах.

Важное  место по многозначности функций  и по связи с жизненными аспектами  деятельности людей в пантеоне майя занимала богиня Ишчель. Главным образом  она представляла Луну. Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее влияниям на рост растений и здоровье людей. Поэтому богиня Ишчель еще считалась покровительницей медицины.

Представители правящей элиты майя с меньшим  почтением относились к «природным»  божествам, поскольку жизненно от них  не зависели. Значительно большей  популярностью у высших классов пользовался бог какао Эк Чуах. Он изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, поскольку был покровителем торговли.

Небесный  пантеон майя включал и других богов, но основным, можно сказать - центральным божеством всех без исключения слоев общества майя был Ицамана (или Кукулькан). Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. (Для жрецов высокого ранга Хунаб Ку - «единственный бог» - был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких почестей). Что же касается Кукулькана-Ицаманы, то он - таинственный бог-цивилизатор, научивший людей обрабатывать землю, выплавлять металлы, использовать огонь, строить дома, вычислять движение небесных тел, любить и уважать друг друга и даже - беречь природу! Кстати, именно он, по преданию, подарил майя чудо-календарь. Как гласят мифы майя - Кукулькан пришел на их землю неизвестно откуда, в сопровождении нескольких друзей (или слуг), а затем, сотворив массу добрых дел - вновь исчез, пообещав однажды вернуться. Между прочим, подробные описания обстоятельств жизни и внешности Ицаманы указывают на то, что он, скорее всего, являлся реальной исторической личностью…  

Закат

Причина культурного упадка майя - это еще одна тайна истории. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления - землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что «основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системы земледелия». Блом согласился с этим мнением, заявив, что «майя истощили свою землю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своих урожаев». Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о «культурном угасании», но совершенно отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

Выдвигалось также предположение об интеллектуальном и художественном упадке, вызванном проникновением «экзотических» идей извне, чуждых майя религиозных верований, воспринятых правящей элитой, но порицаемых народом, который остался верным прежним божествам и обрядам. Народное недовольство могло вызвать настоящие бунты против правителей. Но идеологические перемены и духовное несогласие масс не порождают социальных беспорядков, если нет материальных условий, благоприятствующих насильственным переменам.

Последний период доиспанской истории майя характеризуется процессом разложения в экономической, политической и культурной сферах. Падение города Чнчен-Ица означало конец интенсивной торговли, которая на протяжении нескольких веков поддерживала связи между народами высокогорий, побережья Мексиканского залива и Центральной Америки.

После XIII в. социально-экономическая структура  майя дала глубокие трещины. Землевладение  в значительной мере изменилось, и  многие общинные земли стали собственностью производителей какао, хлопка, хенекена и других важных культур. Земли в свое пользование получали также торговцы и воины. В отношениях между прежними государствами все чаще стали возникать пограничные конфликты. Войны ускорили распад жизненного уклада, что выразилось в упадке культуры, особенно архитектуры, скульптуры, живописи и керамики.

Этот  процесс завершился народным восстанием в 1441 г., о котором говорится в  исторических источниках. Оно привело  к падению Майяпана и уничтожению  правящей семьи Кокомов.

Информация о работе Древние цивилизации майя и ацтеков