Досуговедение.понятие и роль досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:19, сочинение

Описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности [2, с. 8]. Одним из вариантов преодоления таких негативных процессов является организация досуговой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

сочинение.doc

— 16.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом  негативных процессов, наметившихся в  сфере духовной жизни – утратой  духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности [2, с. 8]. Одним из вариантов преодоления таких негативных процессов является организация досуговой деятельности. 

Досуг – возможность  человека заниматься в свободное  время разнообразной деятельностью  по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).  

Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и  т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество  обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.  

Детский досуг  осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3, с. 5]. Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.  

Грамотная организация  досуговой занятости и просвещения  средствами культуры и искусства  рассматривается сегодня как  альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления. 

Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических  особенностей, готовы воспринимать все  новое и непознанное, не задумываясь  о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. 

Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения [1, с. 45]. 

Особую актуальность вопросы организации досуговой  занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей  становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей  отдых не носит организованный характер.  

Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает  огромное влияние на все сферы  жизнедеятельности человека. Культуре досуга необходимо учить, начиная с  детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.


Информация о работе Досуговедение.понятие и роль досуга