Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание

Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь

возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного

знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная

культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в

разных сферах общественной жизни.

Содержание

. Введение

2.1. Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ

2.2. Культура и цивилизация

2.3. Культура как способ социализации личности

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Цивилизация как форма человесескиз сообществ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

«Тульский государственный университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра: «Истории и культурологи» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольно-курсовая работа по культурологи на

тему:

«Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                         к.и.н. Вепришева Т.А. 

                                                                       Выполнил:

Студент группы 660561

                                                                                Молодцов И.А. 
 
 
 
 
 
 
 

ТУЛА-2007 
 

План:

1. Введение

2.1.  Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ

2.2. Культура и цивилизация

2.3. Культура как способ социализации личности

3. Заключение

4. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

                           Культура и цивилизация

    В  истории  человечества   существовало   множество   культур   -

самобытных,  не  похожих  одна  на  другую...  На  Земле  одновременно

соседствуют самые разные культуры. Как они  возникли? Какова их судьба?

Способны  ли они воспринимать друг друга?

    В прошлом веке ученые считали,  что можно говорить только  об одной

культуре, которая олицетворяет  конкретные  стадии  единого  духовного

процесса.  Какие-то  культуры  выглядят  странными,   патриархальными,

потому   что   они   действительно   отражают   древнее   самосознание

человечества, другие, напротив, уже существенно  продвинулись  в  своем

развитии, приобрели современный облик.

    Тогда  же  возникла  иная  мысль:  эти  культуры  на  самом  деле

различны, самобытны, и даже вообще  не  имеют  друг  с  другом  ничего

общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения  привели к тому,  что  родилась

культурология - наука о множественности культур, об  их  уникальности,

несхожести,

    Сегодня  она  может  помочь  нам  понять,  что  любое  социальное

изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры,  как  результат

появления новых ценностных ориентации, как  итог действия разнообразных

социокультурных закономерностей.

    Размышляя об эмоциональных образах  в живописи или  о  воздействии

музыки  на  духовный  мир  человека,  о  тайных  символах  пирамид  или

загадках  современной культуры,  о  глубинной  взаимосвязи  гармонии  и

хаоса в мифах или произведениях  постмодернизма, о греческой скульптуре

или лирике возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской

и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития

и функционирования культур  —  прошлых  и  современных,  осмыслить  их

истоки,  судьбы.  Многие  произведения  искусства  оказываются   более

прозрачными, когда их истолкование сопряжено  с целостным  размышлением

о культуре.

    Актуальность   культурологии   обусловлена   в   первую   очередь

возрастающей  ролью всего гуманитарного знания. Значение  гуманитарного

знания  безусловно велико. Оно многолико и  многообразно.  Гуманитарная

культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно  присутствует  в

разных  сферах общественной жизни.

    Богатство культуры, накопленное   человечеством  за  многие  века,

неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном

наследии  древнего  мира,  социально-философской  мысли  Индии,  Китая,

Греции  и Рима можно отыскать глубокие размышления  о человеке, о смысле

жизни, о высших ценностях, роли  философии,  морали,  права,  религии,

искусства, педагогики и риторики в жизни  людей.  Древний  мир  оставил

нам великолепные  исторические  памятники,  интересные  философские  и

исторические  труды,   произведения   искусства,   мифы   и   легенды,

скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света» и пр.

    Цивилизация и культура – понятия  тесно связанные друг с другом. В

настоящее время в определённый уровень  развития общества или общество,

достигшее культурологии, и других гуманитарных науках под цивилизацией

чаще  всего   понимают  определённого   этапа   в   своем   развитии.

Подразумевается, что в  первобытную  эпоху  истории  человечества  все

народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые  позже

получили  название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет  назад  в

некоторых регионах Земли возникли  цивилизации,  то  есть  объединения

людей, общество на качественно-новых принципах  организации и общения.

    В  условиях  цивилизации   достигается  высокий  уровень   развития

культуры, создаются величайшие ценности  и  духовной,  и  материальной

культуры. Проблеме соотношения культуры и  цивилизации посвящено немало

серьезнейших  работ  известных  теоретиков  культуры.  Многие  из  них

связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже  всего

человечества.

    Понятие «цивилизация» многозначно.  Термин «цивилизация» произошёл

от латинского слова,  означавшего  «гражданский».  Можно  указать,  по

крайней мере, три основных  значения  этого  слова.  В  первом  случае

рождается традиционная культурфилософская проблематика,  восходящая  к

немецким  романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не

воспринимаются  как  синонимы.  Органика  культуры  противопоставляется

мертвящему  техницизму цивилизации. Второе значение слова  предполагает

движение  мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма  -

плюрализм  отдельных   разрозненных   цивилизаций.   В   этом   случае

подвергается   пересмотру   восходящее    к    христианству    видение

общечеловеческой  перспективы.

    Для выработки более или  менее точного определения цивилизации

необходимо  в свою очередь изучение  крупных  социальных  и  культурных

феноменов, существующих в виде  целостностей,  т.е.  макроисторическое

исследование.  Н.Данилевский  называет   такие   феномены   культурно-

историческими типами, О.Шпенглер — развитыми  культурами,  А.Тойнби  —

цивилизациями, П.Сорокин — метакультурами.

    Все эти социальные и культурные  суперсистемы не  совпадают   ни  с

нацией, ни с государством, ни с  какой-либо  социальной  группой.  Они

выходят за пределы географических или расовых границ. Однако,  подобно

глубинным течениям, они определяют шире  -  цивилизационной  схемы.  И

каждый  по-своему  прав.  Ибо  нет  современной  науки  без  учета   и

обоснования статуса наблюдателя.

    О.Шпенглерв своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание

цивилизации. Для  Шпенглера  цивилизация  -  это  такой  тип  развития

общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап

закостенелости  общества, этап оскуднения  творчества,  этап  духовного

опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит

цивилизация.

    В рамках этой концепции получается,  во-первых,  что  цивилизация

означает  омертвление культуры, а во-вторых, что цивилизация –  переход

не к  лучшему, а к худшему состоянию общества.

    Концепция Шпенглера стала широко  известной, правда с  ней   больше

полемизировали, чем соглашались. Например, великий  гуманист  А.Швейцер

оценил  теорию Шпенглера как попытку  узаконить право  на  существование

цивилизации, свободной от нравственных норм, цивилизации, свободной от

гуманистических    духовных    принципов.    По    мнению    Швейцера,

распространение в обществе идеи о неизбежности бездушной  механической

цивилизации способно только внести в  общество  пессимизм  и ослабить

роль  моральных факторов культуры. Н.Бердяев  назвал  ошибкой  Шпенглера

то, что  тот придал «чисто хронологический  смысл словам  цивилизация  и

культура  и увидел в них смену эпох». С точки зрения Бердяева, в  эпоху

цивилизации существует культура, как и  в  эпоху  культуры  существует

цивилизация.

    Следует  заметить,  что   Бердяев  и  Швейцер  считали   различение

культуры  и цивилизации  достаточно  условным.  Оба  великих  мыслителя

указывали,   что   французские   исследователи   предпочитают    слово

«цивилизация»   («civilisation»),   а   немецкое   слово    «культура»

(«Hochkultur»,  т.е.  «высокая  культура»),  для   обозначения  примерно

Информация о работе Цивилизация как организационная форма человеческих сообществ