Цивилизация и культура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание

Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…3
Античная мифология и религия…………………………………..…….. 4
Географические условия формирования греческой цивилизации……11
Связь материальных оснований существования греческих полисов и культуры Эллады………………………………………………………………..12
Специфика исторического развития древнегреческой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………21

Работа состоит из  1 файл

цивилизация и культура древней греции.doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

    Ранняя  римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с  религиозными представлениями населения  Древнего Рима. Для религии этого  времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».

    Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое.  
 

  1. Географические  условия формирования греческой цивилизации

    Природные и климатические условия, географическое положение территории всегда оказывали  влияние на образ жизни народов  и пути формирования общественного развития и в итоге – на своеобразие возникавших в различных регионах цивилизаций. Взаимодействие человека с окружающей средой является одной из важнейших частей цивилизационного развития, в результате которого происходит как складывание отличительных социопсихологических черт характера у всего этноса, так и создание определенной картины мира у конкретных его представителей. Кроме того, любое общество в рамках цивилизации всегда стремилось по возможности гармонизировать свои отношения с природной средой, что непосредственно оказывает влияние на формы хозяйствования и их результаты, а опосредованно – на все аспекты жизни, от культуры до политики. Особенно сильным оказывается воздействие географических условий на первоначальном этапе формирования цивилизации.

    Важнейшую роль в становлении древнегреческой  цивилизации сыграло море. Средиземное  море, которое омывает материки с  различными географическими условиями  и пестрым этническим составом населения, вообще сыграло важную роль в истории человечества. Средиземноморье было одним из регионов, где зародились и расцвели многие древние цивилизации. Это зона с мягким субтропическим климатом, благоприятным для занятия сельским хозяйством. Прибрежные воды, где осуществлялось каботажное плавание, создавали наилучшие условия для контактов между средиземноморскими народами, что способствовало их быстрому культурному развитию.

    Особенно  благоприятными условиями отличается Эгейское море, омывающее на западе Балканский полуостров, а на востоке – Малую Азию. Береговая линия Эгейского моря изрезана многочисленными бухтами и заливами, а море усыпано расположенными близко друг к другу островами. Во всей Греции нет точки на суше, которая бы отстояла от морского побережья далее чем на 90 километров, а в открытом море нет точки суши, удаленной от другой суши далее чем на 60 километров. Это позволяло уже в древности мореходам на небольших суденышках отправляться в плавание через море: передвигаясь от острова к острову, они не теряли из виду спасительную сушу. Эгейское море стало своеобразным мостом, по которому культура древневосточных цивилизаций пришла к народам Европы. 

  1. Связь материальных оснований  существования греческих  полисов и культуры Эллады
 

    В Греции сформировалась особая разновидность общежития - полис, город-государство. Условия общения породили потребность в общепринятых и обязательных нормах поведения, а, следовательно, в механизмах власти и поддержания правопорядка.

    Полисы - миниатюрны. В них были представлены в виде небольших групп едва ли не все возможные социально-политические силы (народ, чернь, нищие бездельники, ремесленники, торговцы, спекулянты, политическая элита, аристократия, военные, инородцы, рабы, слуги). При желании можно было иметь личное знакомство со всеми знаменитыми людьми. Сократ, Платон и Аристотель могли просто "указывать пальцем" на важные социокультурные феномены, которые сегодня приходится с большим трудом и с помощью сложные теоретических построений буквально "отцеживать" и "отсеивать" из хаотического потока современной культуры. Для творчества и созидания культуры необходим особый духовный климат, эмоциональный настрой, сочетающий в себе элементы социального оптимизма, патриотизма, участия, личной свободы, конкурентности, честолюбия, любви и вражды.

    Доминирующий  настрой античной культуры принято  называть "агональным". Агон - греческое  слово, означавшее состязание. Состязательность была органически свойственна греческому характеру. Любовь к честной борьбе, "игре по правилам" пронизывала  частную и публичную жизнь. Неудивительно, что именно Греция стала родиной Олимпийского движения. Во время проведения олимпийских игр прекращались военные и политические распри, откладывались суды и приведение в исполнение смертных приговоров. Никто из спортсменов-олимпиоников не искал выгоды в спорте. Слава спортсмена была результатом столь же бескорыстного и самоотверженного подвига, как слава воина, защитившего родной город, слава философа, создавшего философскую школу или оратора.

    Агональный  дух честной игры преобладал в политике, философии, образовании, искусстве. Греческие боги и всенародно почитаемые герои тоже состязаются: покровительствуют враждующим городам, помогают своим любимцам, ставят преграды тем, кого хотят погубить. Боги не всесильны: и для них есть "общий закон" - Рок, благодаря которому, в конце концов, устанавливается "должное" равновесие во всем.

    Греческая культура не была выделена из массива  общественной и природной жизни. Культурное, социальное, биологическое, равно как историческое и повседневное, личное и общественное в ней сливались. Иногда обозначают греческое понимание культуры словом "пайдейя". Его, однако, следует переводить как образованность, воспитанность, мудрость, страсть к науке и философии, но оно никоим образом не относится к труду, быту, хозяйствованию, техническим умениям, личной гигиене, сексу, семейным отношениям, политике - всему тому, что мы привычно относим к культуре. Пайдейя - это мудрая жизнь. Понятия "материальной культуры", "экономической культуры", "культуры труда" чужды греческому уму. Мы понимаем культуру, прежде всего, как нечто искусственное, внеприродное, созданное человеком. Для грека весь мир - как природный, так и человеческий, создан по единому плану, одним и тем же Великим Мастером. Греки не разделяли культуру и общество, не ощущали "отчуждения", связанного с объективацией продуктов творчества.  

    Можно сказать, что они были слиты со своей культурой, тогда как для  нас культура предстоит в виде особого мира, отличного от других миров: природного, материально-вещного и социально-человеческого. Само понятие творчества - как активно-созидательной деятельности сознания - в греческом языке отсутствует. Творец - это тот, кто подражает богам, природе, раз навсегда установленному порядку вещей. Художник и драматург не обладают каким-то особым даром, но просто лучше других видят божественные архетипы - идеальные прообразы вещей и в соответствии с ними лепят, рисуют и мыслят. Горький когда-то сказал, что "Зевса создал народ, а Фидий только высек его из мрамора". Народная фантазия естественно переливалась у греков в мифологию и религию. Творец культуры в греческом понимании больше всего похож на ремесленника. Он имеет в уме идеальную форму предмета и воплощает ее в камне, дереве или глине. Но это касается отдельных вещей. Космос же, как целое, хотя и мыслится как произведение гениального ремесленника, считается все-таки несотворенным. Космос не создан никем из богов и никем из людей. Он существует вечно и управляется множеством вневременных сущностей, наделяющих действительность содержанием и смыслом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Специфика исторического  развития древнегреческой  цивилизации 

    Такое уникальное историческое явление, как  Древнегреческая цивилизация, не возникло с первой же попытки. Появлению столь  совершенной социальной организации и форм культуры предшествовал длительный период поисков. Рождение греческого чуда - цивилизации древних греков приближали последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий кикладская и троянская культуры, а также минойская и микенская цивилизации.

    В III тыс. до н.э. на северо-западном побережье  Малой Азии у входа в Геллеспонт возник значительный центр протогородской культуры Троя (Гиссарлык). Расцвет  троянской культуры ознаменовался  постройкой цитаделей с домом  правителя (мегароном). Троянское искусство достигло высокого художественного уровня. Среди изделий троянских мастеров есть настоящие шедевры боевые топоры из нефрита и лазурита, ритуальные сосуды из золота, диадемы, ожерелья и другие украшения из драгоценных металлов. Однако за свою более чем полутора тысячелетнюю историю Троя не обрела своей ясно выраженной культурной индивидуальности, не создала своей письменности и в конечном итоге не смогла превратиться в настоящую цивилизацию. Троянская культура погибла либо от землетрясения, либо от набегов ахейских пиратов.

    В III тыс. до н.э. на островах Кикладского  архипелага возникла удивительная и  своеобразная культура, получившая название кикладская. Несмотря на исключительное богатство островов естественными  залежами строительного камня (известняка, мрамора), кикладцы не создавали больших архитектурных сооружений. Они жили в убогих домах, небольшими поселениями, располагавшимися на вершинах укрепленных самой природой обрывистых холмов. Кикладцы преуспели в кораблестроении и мореплавании, а средства к существованию добывали с помощью рыбной ловли, межплеменного обмена и пиратства. Развитие мореплавания и морской торговли стимулировало развитие ремесла (металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву, кости, ткачество, гончарные промыслы). Кикладские металлурги одними из первых освоили технику выплавки и обработки бронзы. Бронзовые кинжалы, наконечники копий, различные инструменты не уступают лучшим восточным образцам. Строгое изящество отличает кикладскую керамику с орнаментом бегущей спирали. Особой технической изощренности и художественного совершенства кикладские мастера достигли в изделиях из камня. Из зеленоватого и черного стеатита, голубоватого мрамора изготовлялись лопатки, ступки и пестики для растирания красок, коробочки для косметики, кубки на высоких ножках, вазы. Вершина искусства кикладских камнерезов знаменитые мраморные идолы, ставшие символом кикладской культуры. Кикладские мастера производят впечатление аристократов духа, утонченных эстетов, предшественников великих греческих скульпторов, предвосхитивших гармоническую ясность и уравновешенность их творений. Кикладская культура относится к числу несостоявшихся цивилизаций. Ее конец был внезапным и загадочным. Между 2300-2200 гг. до н.э. происходит резкий демографический спад, возможно, в результате эпидемии, и кикладская культура умерла своей естественной смертью.

    На  рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит началось становление первой великой  европейской цивилизации. Английский археолог Артур Эванс, обнаруживший эту цивилизацию, дал ей название минойской по имени мифического критского царя Миноса могущественного владыки Крита. Находящийся на окраине Эгейского бассейна, Крит оптимально удален от опасных очагов агрессии, имел достаточно большую территорию и богатые природные ресурсы. Он был одним из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, идеально приспособленным для торговых и иных контактов с цивилизациями Востока. Минойцев можно считать первыми европейцами, которые прорубили окно в большой мир цивилизации Востока. Они изобрели парусное судно и осуществляли плавания к берегам Кипра, Сирии и Египта. У народов Востока обитатели Крита заимствовали многое, но не просто копируя, а творчески перерабатывая и переосмысливая, как, например, строительство дворцов. Дворцы на Крите, как и дворцовые комплексы Передней Азии, совмещали в едином комплексе функции святилища, административного центра, общегосударственной житницы, торгово-ремесленного центра. Каждый дворец был центром широко разветвленной хозяйственной системы.

    Дворцовая цивилизация Крита охватывает примерно 600 лет (2000-1500 гг. до н.э.) Об эпохе старых дворцов практически ничего не известно. Вероятно, к этому времени на Крите  уже существовала развитая земледельческая  культура, были освоены земли, пригодные  для сельскохозяйственных работ. Население острова занималось также скотоводством, ремеслом. На рубеже III-II тыс. до н.э. на Крите появились первые раннегосударственные образования с центрами-дворцами. Вероятно, в 1700 г. до н.э. они были разрушены в результате землетрясения, и для минойской культуры вскоре началась эпоха новых дворцов, время блестящего, хотя и кратковременного ее расцвета (1700-1500 гг. до н.э.). До наших дней дошли остатки дворцов Кносса, Феста, Маллии, Като-Закро с их широкими лестницами, просторными мощеными дворами, парадными апартаментами, обширными кладовыми, ремесленными мастерскими, водопроводом, канализацией. Дворцы Крита со всех сторон были облеплены домами горожан. Под их началом различные социальные группы жили в относительной гармонии.

    В начале периода новых дворцов  Крит был объединен под властью  царей Кносса, представляя собой  довольно большое централизованное государство, которое начало широкую  территориальную экспансию (период минойской талассократии). Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос начал объединительный процесс, построил флот, уничтожил пиратство и установил свое господство в Эгейском море. Поэтому Критскую цивилизацию и называют минойской. Критское общество имело теократическую форму правления, когда в руках правителя объединялись функции царя и верховного жреца. Институт священной царской власти был тесно связан с дворцом-храмом. Минойцы знали письменность, в форме линейного слогового письма А, которое до сих пор не расшифровано.

Информация о работе Цивилизация и культура Древней Греции