Буддизм: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:57, реферат

Описание

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….3
1. Возникновение и развитие буддизма…………………………...………….…...4-9
1.1. Первые шаги будущей мировой религии………………………..……5-8
1.2. Национальные формы Буддизма…………………………………..…..…8-9
2. Учение Будды……………………………………………………………………………….…10-17
2.1. Вселенная и ее устройство…………………………………………..……...11-12
2.2. Дхарма – закон, истина, путь……………………………………………..…12-13
2.3. Четыре благородные истины…………………………………..……….….13-16
2.4. Буддизм – религия без божества………………………………………...16-17
3. Буддизм на западе………………………………………………………………….….…..18-19
Заключение……………………………………………………………………………………..20-21
Список литературы……………………………………………………………..…………..22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культорологии.docx

— 41.59 Кб (Скачать документ)

 

  1. УЧЕНИЕ БУДДЫ 

 Как  и другие религии, буддизм обещает  людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм  не видит смысла в стремлении к  вечной жизни на небесах, поскольку  вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий —  это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

  Буддизм  учит, что сущность человека неизменна;  под влиянием его поступков  меняется лишь бытие человека  и восприятие мира. Поступая плохо,  он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает  радость и умиротворённость.

Таков закон  кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.  Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра — “колесо жизни” (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер намарупы — физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) — зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют  свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы  оставлять как можно меньше кармических  следов. Это значит, что его поведение  не должно зависеть от желаний и  привязанности к объектам желаний.

   Высшую цель религиозной жизни  буддизм видит в освобождении  от кармы и выходе из круга сансары— нирваной.  Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

   2.1. ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО

   Мир сансары для буддистов  — это непрерывный поток рождений, смертей и новых рождений, возникновения,  разрушения и нового возникновения.  В него вовлечено всё живое  и неживое на всех уровнях  существования. Как же представляли  себе буддисты устройство мира?

 В  отличие от других мировых  религий количество миров в  буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что  их больше, чем капель в океане  или песчинок в Ганге. В каждом  из миров есть свои суша, океан,  воздух, множество небес, где обитают  боги, и ступеней ада, населённых  демонами, духами злых предков  — претами и др. В центре  мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой. Ещё выше, в воздушных дворцах, находятся небеса трёх сфер. Боги, люди и прочие существа, которые действуют исключительно ради удовлетворения собственных желаний, живут в камадхату — “сфере желания”, разделённой на 11 уровней. В сфере рупадхату — “мира формы” — на 1б уровнях расположены 1б небес Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней помещается арупадхату — “мир не формы”, включающий четыре высших неба Брахмы. Все боги, населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда их заслуги исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в следующих воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком другом.

Однако, согласно самой древней космологической  схеме, существуют три главных уровня — мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов (девалока) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым подвергается человек. Влияние Мары распространяется на землю и множество подземных адских областей.

Миры  не вечны. Каждый из них возникает, развивается  и разрушается в течение одной  махакалъпы; её продолжительность —  миллиарды земных лет. Она в свою очередь делится на четыре периода (калъпы). По окончании махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те существа, которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на небеса Абхассара. Когда на земле вновь создаются условия для жизни, они рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами.

2.2.    ДХАРМА — ЗАКОН, ИСТИНА, ПУТЬ

   Важнейшим для буддистов является  понятие дхармы — оно олицетворяет  учение Будды, высшую истину, которую  он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

 Будда,  как никто иной, понимал, что  люди от рождения не похожи  друг на друга, и нельзя к  ним подходить с одной и  той же меркой: одним Дхарму  нужно долго растолковывать, другие  поймут её на лету, третьим  потребуется привести множество  примеров, четвёртых придётся учить  йоге и т.п. Не существует  единого, универсального свода  буддийского вероучения, пригодного  для всех. Нет универсальной формулы  Дхармы на все случаи жизни;  есть Дхарма, изложенная с учётом  индивидуальных особенностей каждой  группы верующих. Поэтому буддийское  учение может быть выражено  высоким учёным стилем и простой  народной речью, в стихах и  в прозе, изображено на священной  диаграмме (мандоле) и на красочной  картине. 

   Разные цели преследуют и буддийские  проповеди. Высшей целью всегда  остаётся нирвана, но достичь  её трудно — это под силу  лишь самым упорным и одарённым.  Для простых людей, не способных  на значительные духовные усилия  в нынешнем своём состоянии,  промежуточным этапом может стать  воплощение в лучших условиях  или возрождение на небесах  какого-нибудь будды, с помощью  которого они в дальнейшем  достигнут нирваны. 

  2.3.  ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ.

   Проповедь своего учения Будда  начал с “четырёх благородных истин”: о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: “А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, — страдание; разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание.  А вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трёх видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

  А  вот, бхикшу, благая истина о  том, что страдание может быть  уничтожено. Это уничтожение жажды  и полное уничтожение страсти,  отказ от них, отречение от  них, освобождение от них, отвращение  от них. 

Согласно  первой истине, всё существование  человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты  его жизни в конечном итоге  приводят к страданию, поскольку  они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.  Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

 О  том, как достичь этого, говорит  четвёртая истина, указывающая восьмеричный  благородный путь: “Этот благой  восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”.

   Таким образом, восьмеричный путь  включает три основных упражнения  в нравственности, созерцании и  мудрости: культуру поведения (правильные  мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

 Культура  поведения — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй; а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

  Культура  медитации — это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего  умиротворения, отстранённости от  мира и обузданию страстей.

 Культура  мудрости — знание четырёх  благородных истин. 

 Из всех четырёх благородных истин именно восьмеричный благородный путь составляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать Буддой. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом.

   Другими важными положениями  учения Будды являются три  характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитъя) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитья самутпада).

 В  мире нет ничего вечного —  всякое существование имеет начало  и конец, а раз так, то  не может быть и неизменной  души. Человек состоит из пяти  скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх разрушается.

 2.4.   БУДДИЗМ — РЕЛИГИЯ БЕЗ БОЖЕСТВА

   Если христианство неразрывно  связано с верой в Христа, а  ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни  не играет особенно важной  роли во многих направлениях  буддизма. С точки зрения буддистов, как уже говорилось, Будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других Будд, например Амитабху, Вайрочану или Будду будущего — Майтрейю, а в странах Юго-Восточной Азии Будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Ади-Будде — Изначальном Будде, воплотившем сущность всех Будд.

 Различия  между отдельными направлениями  буддизма в их отношении к  Будде так велики, что порой  трудно поверить, как столь противоположные  учения могли произойти из  одного источника. Например, в  японском буддизме соседствуют амидаизм — культ Будды Амиды (соответствует Амитабхе), в котором единственной религиозной заслугой признаётся многократное повторение имени данного Будды, и дзэн-буддизм, где культ любого Будды считается бессмысленным, а главное внимание уделяется практике медитации, т.е. углублённому созерцанию природы вещей. В целом же вера в богов и сверхъестественные силы, хотя и существует, но не играет в буддизме такой роли, как в других религиях. Вера (шраддха) в большинстве буддийских учений считается лишь самым предварительным условием вступления на буддийский путь. Для того чтобы идти по нему, нужны более серьёзные духовные усилия, и прежде всего — медитация.

 Но  сколь бы ни были велики  различия между школами и направлениями  буддизма — все они являются  формами одной и той же религии,  которую проповедовал Будда Шакья-муни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ

   Пожалуй, ни одна из восточных  религий не вызывала у европейцев  таких сложных и противоречивых  чувств, как буддизм. И это вполне  понятно — буддизм как бы  бросал вызов всем основным  ценностям христианской европейской  цивилизации. В нём отсутствовало  представление о боге-творце и  вседержителе вселенной, он отказался  от понятия души, не было в  нём и религиозной организации,  подобной христианской церкви. А  главное, вместо райского блаженства  и спасения он предлагал верующим  нирвану, принимающуюся за полное  небытие, ничто. Неудивительно,  что человеку Запада, воспитанному  в христианских традициях, такая  религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение  от самого понятия религии,  образцом которой считалось, естественно,  христианство.

“Единственная, но зато огромная услуга, которую может  оказать буддизм, — писал известный  буддолог XIX в. и убеждённый христианин Бартолами Сент-Иллер, — состоит  в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё более  ценить неоценимое достоинство нашей  веры”.

 Однако для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной христианству, но столь же распространённой и почитаемой в мире, стали важным орудием критики западной культуры, западной системы ценностей и самого христианства.

Информация о работе Буддизм: прошлое и настоящее