Биография и сочинения Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:31, реферат

Описание

В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма.

Содержание

Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и политических взглядов мыслителя………………………………………………3

Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12
2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13

2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”

Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции.

3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.
Представление о лучшей форме общественного устройства: коммюнотарный (персоналистический) социализм.
3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.46 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  Введение  

Глава 1. Биография и сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских и   политических взглядов мыслителя………………………………………………3   

Глава 2.Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в дореволюционный период…………………………………………………………………………….12

    2.1. Становление взглядов мыслителя: сочетание марксизма с неокантианством…………………………………………………………………13 

   2.2. Взгляды Бердяева на государство и право в период увлечения идеями “нового религиозного сознания”  

Глава 3 Взгляды Н.А. Бердяева на государство и право в период эмиграции. 

   3.1. Дуализм Царства Духа и Царства Кесаря, его обострение в современном техногенном мире; человек и общество; соотношение свободы и справедливости, личность и государство, ограничение государственной власти неотъемлемыми правами человека; оценка роли права; феномен государственной власти; демократия, социализм, коммунизм.

Представление о лучшей форме общественного  устройства: коммюнотарный   (персоналистический) социализм.

    3.2. Русская идея: история и перспективы русского государства.

Заключение

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Введение  
 

   В последнее время, когда значительно усилились негативные тенденции в российском обществе, происходит потеря ориентиров, целей к которым должно двигаться общество и Российское государство, в определенных кругах возрастает интерес к русской философии, русской политической мысли и юриспруденции прошлого. Период поверхностного изучения наследия русских философов прошел. Для первых лет перестройки было характерно некритическое отношение к любой русской философии со стороны свободолюбиво настроенной общественности и интеллигенции, лишь бы эта философия вступала в противоречие со считавшейся еще недавно незыблемой доктриной марксизма-ленинизма. Этой философией, часто путем прямого подлога и вырывания фраз из контекста, пытались обосновать навязывание России принципов “дикого капитализма”. Однако в последние годы появился ряд серьезных работ по истории русской политической мысли дореволюционного периода и политической мысли философов русской эмиграции. Оказалось, что большинство из них совсем не считают демократию западного типа и капитализм лучшими достижениями человечества, а наоборот говорят об их отрицательных сторонах, при этом признавая некоторую правду даже за идеями социалистическими. Именно их наследие может очень помочь нам сформировать ту самую “русскую идею”, над которой сейчас бьются ведущие политические центры и различные специальные институты, хотя в принципе ничего не могут придумать (не считать же национальной идеей стремление к цели, о которой недавно высказался Герман Греф, руководитель главного штаба В.Путина по выработке национальной идеи, а именно: “Россия через 10 лет должна стать как современная Бразилия” ). Необходимо все же нечто более весомое и целостное, что обосновывало бы цель и смысл существования российского народа и Российского государства. И многое из того, что могло бы войти в национальную идею России 21 века специально изобретать и придумывать не нужно. Многое лежит на поверхности. Стоит лишь открыть книгу одного из русских философов или политических мыслителей, таких как философы Иван Ильин и Сергей Булгаков или любого другого. 

Безусловно  одной из самых заметных фигур  в области философской и политической мысли русского культурного ренессанса начала XX века, а затем и русской  эмиграции, является Николай Александрович  Бердяев. Среди других русских мыслителей того периода он стоит несколько  особняком, и со многими даже расходится радикально, однако его философские  и политические взгляды представляют большой интерес, учитывая его большую популярность на западе (например, в последнем издании английской энциклопедии Britannica 2000 года ему посвящена самая большая статья из четырех русских философов, которые там упоминаются ). После конца эпохи господства диалектического материализма и единомыслия в политико-правовых вопросах работы Н.А. Бердяева стали известны и в России. Они пользуются достаточно большой популярностью и расходятся немалыми тиражами. 

Рассмотрим  теперь политико-правовые взгляды Бердяева. Изложение начнем с биографии  мыслителя.  

Глава 1. Биография и  сочинения Н.А. Бердяева. Эволюция философских  и политических взглядов мыслителя.  

Николай Александрович Бердяев родился 6(18) марта 1874 года в Киеве. 

По своему происхождению принадлежал к  миру аристократическому. Со стороны  отца происходил из военной семьи. Все  его предки были генералами, георгиевскими  кавалерами (дед, Бердяев М.Н., был  атаманом Войска Донского, прадед –  Н.М. Бердяев – малороссийским губернатором). Мать Бердяева была по происхождению  полуфранцуженка, ее род вел свое начало из графского рода Шузель и  от потомков французских королей. Родители принадлежали не просто к дворянскому  обществу, а к светскому обществу, имели обширные связи при дворе. В доме Бердяевых говорили главным  образом по-французски. Бердяев часто  бывал за границей, в частности, в  Польше и Франции, где гостил у  своих родственников, принадлежавших к высшему свету этих стран. Аристократическая  атмосфера детства наложила, по признанию  самого Бердяева, большой отпечаток  на его душевную формацию. Однако сам  Бердяев относился к такой  атмосфере отрицательно, уже в  детстве он испытывал неловкость от того, что его считали “аристократом”, общению с лицами своего круга  он предпочитал общение с лицами недворянского происхождения “Я не любил светское аристократическое  общество и с известного момента, это превратилось в глубокое отталкивание и жажду полного разрыва. Я  никогда не любил элиты, претендующей на аристократизм … В аристократическом  обществе я не видел настоящего аристократизма, а видел чванство, презрение к  низшим, замкнутость” писал впоследствии Бердяев. Несколько забегая вперед, стоит сказать, что впоследствии это отвращение к аристократии “чина, положения” а не духа, вылилось у  Бердяева в практически полное отрицание  всякого чина (в том числе и  чина революционного), положения, всякой оценки человека исходящей из его  происхождения, места в обществе и других формальных критериев. Человека Бердяев готов оценивать только исходя из его личных качеств (не отрицая, что на формирование личности влияют родовые признаки, окружающая обстановка и другие факторы).   

Биография Бердяева достаточно интересна. Через  его судьбу прошли практически все  значительные события русской и  мировой истории начала и первой половины XX века. Во многих событиях он принимал активное участие. Рассмотрим биографию Бердяева подробнее и  выделим основные направления его  философской и политической мысли  на различных этапах становления  его личности, особое внимание в  настоящей курсовой работе уделим взглядам мыслителя, сформировавшимся в относительно поздний период его творчества (20-40-е  годы XX века, когда его взгляды  на государство отличаются наибольшей полнотой и представляют наибольший интерес). Перейдем снова к биографии  

В 1888 году отец Бердяева, желая, чтобы сын продолжил  семейную традицию, отдает его в  Киевский кадетский корпус. Однако атмосфера этого военного учебного заведения оказывается чуждой Бердяеву. Его не интересует то, чем увлечены сокурсники. Ему не интересны преподаваемые  дисциплины. Он с завистью смотрит  на студентов Киевского университета, потому что “они занимаются интеллектуальными  вопросами, а не маршировкой”. Здесь  важно отметить, что еще до поступления  в кадетский корпус Бердяев увлекается философией. В 14 лет он уже читает “Критику чистого разума” Канта, “Философию духа” Гегеля, произведения Шопенгауэра. Учится в корпусе Бердяев  весьма посредственно. Причиной этого  стало то, что он не мог пассивно заучить никакого предмета, не найдя  в нем смысла, а если он такой  смысл находил, то начинал развивать  свои мысли по этому поводу, тогда  как в корпусе требовалось  отвечать по заранее утвержденным программам. Тем не менее, Бердяев заканчивает  это учебное заведение и в 1894 году поступает в Киевский университет  на естественный факультет а через  год переводится на юридический  факультет, на котором и обучается  до исключения из университета. Тот  факт, что Бердяев в течении  трех лет изучал юридические дисциплины, достаточно показателен и говорит  о том, что у него было достаточно времени и возможностей для подробного изучения проблем государства и  права, и он является не только философом  но и в какой-то степени юристом.  

Во время  учебы у Бердяева происходит духовный кризис. Он начинает все более удаляться  от “мира аристократического”, его  симпатиями пользуются социалистические идеи. Выход из мира аристократического в мир революционный философ  расценивает как основной факт своей  биографии. Бердяев входит в общение  с группой студентов, близких  к марксизму (к этой группе, в частности, принадлежал А. Луначарский). Однако марксистом, в подлинном смысле этого  слова, Бердяев никогда не был. Объясняя впоследствии причины своего сближения  с марксистами, Николай Александрович  писал: “Марксизм обозначал совершенно новую формацию, он был кризисом русской интеллигенции… марксистское течение стояло на гораздо более  высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интелигенции”1. Однако Бердяев стал не просто марксистом, а критическим марксистом, что  дало ему возможность остаться идеалистом в философии. Бердяев принял скорее этическую сторону марксизма, признал критику капитализма, данную Марксом. Кроме того, у Бердяева была потребность осуществить свои идеи на практике, он не хотел оставаться отвлеченным мыслителем. Как бы то ни было, Бердяев активно включается в революционную деятельность. Он читает доклады в марксистских кружках, в своих заграничных поездках встречается с лидерами социал-демократии (например, с Плехановым), провозит из-за границы нелегальную литературу. Кончается все это тем, что Бердяева в 1898 году арестовывают по первому в России большому социал-демократическому делу (всего было арестовано более 150 человек) и исключают из университета. Бердяева обвиняют в “стремлении к ниспровержению государства, собственности церкви и семьи” и вместе с большой группой революционеров ссылают на три года в Вологодскую губернию.  

Во время  ссылки выходит первая статья Бердяева “Ф.А. Ланге и критическая философия  в ее отношении к социализму”. Статья печатается по-немецки в марксистском журнале “Neue Zeit”, редактируемом  Карлом Каутским. В письме Бердяеву Каутский очень высоко оценивает  статью. Вскоре выходит и первая книга - “Субъективизм и индивидуализм  в общественной философии”. Уже  в это время Бердяев все  больше отдаляется от марксизма к  “идеализму и спиритуализму”, находя в этом поддержку у П. Струве, написавшего  к книге большое предисловие. Книга широко обсуждается в марксистских кружках. Бердяев становится одним  из главных выразителей течения, которое о. С.Булгаков позже назовет  “от марксизма к идеализму”. Однако марксистские мотивы в книге  все еще очень сильны. Взгляды  Бердяева в этот период находятся  “в стадии эволюции”. Большое влияние  на Бердяева после ссылки оказывают  беседы с Л.Шестовым в Киеве. После  возвращения в Петербург Бердяев  продолжает активно печататься. Выходят  две его статьи, которые “способствовали  дурной репутации” Бердяева в марксистских кругах. Это статья “Борьба за идеализм”, напечатанная в “Мире божьем”  и особенно статья “Этическая проблема в свете философского идеализма”, вошедшая в знаменитый сборник “Проблемы  идеализма”. В этой статье ощущается  сильное влияние Ницше, а так  же Ибсена. В статье намечается персонализм  Бердяева. 

Желая принять какое-либо участие в  освободительном движении, Бердяев  примыкает к Союзу освобождения, с инициаторами которого у него были идейные и личные связи. Участвует  в двух съездах этой организации. Ведет от имени этой организации  переговоры с социал-демократами (например, с Мартовым). Однако от предложения  вступить в кадетскую партию отказывается, считая ее буржуазной. Бердяев не чувствует  своей близости ни с марксистскими  ни с либеральными кругами. В это  время происходит его сближение  с C.Булгаковым, у которого “тогда уже  был решительный поворот к  христианству и православию”. 

В 1904 году Бердяев совместно с Булгаковым, основывает журнал “Вопросы жизни”, в  котором выразился кризис миросозерцания интеллигенции того времени, движение к христианству и “новому религиозному сознанию”. В журнале активно сотрудничают такие известные философы и писатели “серебряного века”, как Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, Вяч. И. Иванов, А.Белый, А.А. Блок, Л.Шестов. Бердяев погружается в “очень напряженную и сгущенную атмосферу русского культурного ренессанса начала ХХ века”. 

Революцию 1905 года Бердяев приветствовал и  считал ее неизбежной, однако характер, который она приняла и ее моральные  последствия вызвали в Бердяеве “духовную реакцию”. “После этой не вполне удавшейся революции, в сущности, кончился и героический период в  истории русской интеллигенции…началось настоящее моральное разложение”1- писал впоследствии Бердяев. После  революции выходит сборник “Вехи”, продолживший направление, наметившееся в “Проблемах идеализма”, в нем  философы и политики еще более  радикально критикуют марксизм с  идеалистических либерально-консервативных позиций, размышляют о путях России в послереволюционный период. Бердяев  публикует в сборнике открытое письмо к архиепископу Антонию. 

В определенный момент происходит сближение Бердяева с Мережковским. Бердяев становится одним из основных идеологов доктрины “Нового религиозного сознания”, однако в основанное Мережковским течение  Бердяев добавляет много нового. В 1907 году выходит его книга “Новое религиозное сознание и общественность”, в которой большое место уделено  государственно-правовой проблематике. С позиций новой доктрины рассматриваются  государство, лучшей формой общественного  устройства признается теократия (которую  Бердяев понимает весьма своеобразно), имеются главы об анархизме и  социализме. Тогда же выходит книга  “Духовный кризис интеллигенции”. О воззрениях Бердяева в этот период мы еще поговорим подробнее, отметим  лишь, что большое влияние на мысли, изложенные в указанных книгах, оказали  произведения Ф.М. Достоевского, В.C. Соловьева (а через него и Платона), Д.С. Мережковского, Т.Гоббса. 

По инициативе Бердяева в 1908 году в Петербурге основывается религиозно-философское общество, которое  “сделалось центром религиозно философской  мысли и духовных исканий”. 

Первая  серьезная работа Бердяева в области  философии - “Философия свободы” - выходит  в 1909 году. В ней философ решительно порывает с западноевропейской рационалистической традицией. Тема свободы всегда была основной в творчестве Бердяева, и  его самого называли то пленником  свободы (в черносотенных журналах того времени), то апостолом свободы (А.Ф. Лосев). В своей работе Бердяев  утверждает примат свободы над бытием. Свобода вкоренена в ничто, она  ничем не определяема, находится  вне казуальных связей бытия (терминологически более точно философия свободы  изложена в более поздней работе Бердяева “Философия свободного духа”, но основные мысли содержатся уже  в рассматриваемой работе). Свобода  не есть познанная необходимость (как  полагал Кант), это скорее творческое нежелание знать необходимость. Подлинное познание свободы возможно только в акте откровения. Лишь в акте веры познается реальность. Наиболее важные истины открываются не индивидуальному, а соборному сознанию. Соборность Бердяев противопоставляет коллективизму, в котором личность теряется и нивелируется. В соборности личность наиболее полно раскрывается во взаимодействии с другими личностями. Соборное отношение к сознанию ведет к “космической церковной гносеологии”. Человечество соборно отпало от Бога и соборно должно к нему вернуться. 

Информация о работе Биография и сочинения Н.А. Бердяева