Библия как памятник художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 09:14, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение Библии как памятника художественной культуры.
Задачи работы:
- определить особенности Библии как памятника художественной культуры;
- найти отражение библейских сюжетов в творчестве художников.

Содержание

Введение 2
1. Особенности Библии как памятника художественной культуры 3
2. Отражение Библейских сюжетов в художественных произведениях 13
2.1. Библейские сюжеты в искусстве эпохи Возрождения 13
2.2. Иконопись 17
Заключение 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

Библия пам худож культ-2010.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

      По  учению Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т.е. представлял собой  не личное восприятие художником ветхозаветных и евангельских лиц, событий и откровений, а как бы запечатленную духовную истину. Поэтому художник (изограф) должен был следовать приемам иконографии, гарантировавшим верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту Церкви.

      Древнерусские иконописцы использовали устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и Церковью, - канон7.

      К константинопольской школе иконописи, разработавшей общие принципы византийской живописи, относится икона, отличающаяся глубиной человеческих чувств - «Владимирская Богоматерь» (XII в.), находящаяся в Третьяковской галерее и ставшая символом Русской Земли.

      Творения  великих русских иконописцев  Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Прохора с Городца Симона Ушакова и других свидетельствуют, что творческая воля и гений мастера, не порывая с каноном, успешно преодолевали его.

    Созданные неизвестными мастерами Киевской Руси (XI- XIII в.) иконы «Архангел Гавриил. Ангел Златые власы», «Знамение Богородицы», «Святой Георгий» и др., иконы, написанные мастерами Новгородской, Псковской, Тверской школ иконописи («Илья Пророк», «Рождество Богоматери», «Сошествие в ад» и др.), творения великих Андрея Рублева («Троица», «Благовещение», «Преображение», «Апостол Павел» и др.), Феофана Грека («Богоматерь Донская»,  «Богоматерь» из деисусного чина и др.), Дионисия («Распятие», «Митрополит Алексий с житием», «Богоматерь Одигитрия» и др.), иконы XVI- XVII вв., завершающих семивековую историю древнерусской иконописи (П. Чирин «Никита-воин», С. Ушаков «Архангел Михаил», «Троица»), - все это живое, бесценное наследие, отражающее духовные и художественные искания русских иконописцев8.

    Заключение

     Со  времени своего сложения и по сей  день Библии остается одним из самых  мощных стимулов для мирового литературного творчества. На библейские темы написано множество поэм, пьес, романов и рассказов на многих языках мира. На протяжении веков библейские персонажи побуждают творческое воображение и выступают героями литературных произведений самых разнообразных жанров и направлений, от религиозно-нравоучительных повествований и лирики до реалистического исторического романа и произведений модернистов новейшего времени.

     Не  меньшее влияние оказала Библия и на европейскую музыку, сначала  религиозную, а затем и светскую. Библейским темам посвящены мессы, оратории, кантаты, оперы и другие музыкальные произведения.

     До  ХVIII в. Библия была источником вдохновения скульпторов и художников христианских стран. В XIX в. к библейской тематике обратились ведущие еврейские художники Европы и России, а в ХХ в. ее трактовка крупнейшими еврейскими мастерами заслужила признание всего мира. Опубликованная в 1973 г. на английском языке книга Г. Сивана «Библия и цивилизация» содержит подробное обозрение воздействия Библии на религию, этику, законы, социальный строй, литературу, искусство и музыку народов мира.

     Библия, как впрочем, и другие религиозные памятники, по-разному оценивается людьми с разной мировоззренческой ориентацией: одни считают их священными, другие полагают, что это замечательные культурно-исторические памятники, созданные людьми в определенных исторических условиях. В любом случае следует признать, что они сложны, многослойны, многоаспектны, в них содержится огромнейший познавательный материал.

    Список использованной литературы:

  1. Апокрифы  древних христиан. М., 1989.
  2. Бачинин В.В. Введение в христианскую эстетику. СПб, 2005.
  3. Библия. Ветхий Завет. Евангелие.
  4. Библейская энциклопедия. М., 1996. 
  5. Библейские мифы, легенды и притчи. М., 1991.
  6. Буслович Д.С. Библейские, мифологические, исторические и литературные образы в произведениях искусства. СПб, 1995.
  7. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.
  8. Кравченко А.И. Культурология. М., 2007.
  9. Культурология/ Под ред. А.А.Радугина. М., 2009.  
  10. Культурология/ Под ред. А.Н.Марковой. М., 2006. 
  11. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002.
  12. Майкапар А. Новый Завет в искусстве (Очерки иконографии западного искусства). М., 1998.
  13. Рашковский Е.Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст// Вопросы философии. 2006. №. 2. С. 80.
  14. Шеффер Ф. Искусство и Библия. СПб, 1998.
 
 

     

Информация о работе Библия как памятник художественной культуры