Барокко, как художественный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, реферат

Описание

Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.

Содержание

1. Барокко как художественный стиль……………………………….3
2. История………………………………………………………………4
3. Черты барокко……………………………………………………….4
4. Эпоха барокко……………………………………………………….5
5. Человек эпохи барокко……………………………………………...7
6. Барокко в живописи…………………………………………………8
7. Барокко в архитектуре……………………………………………..11
8. Барочная мода……………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Барокко как художественный стиль..docx

— 1.41 Мб (Скачать документ)

Стиль барокко получает распространение  в Испании, Германии, Бельгии (тогда  Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко  выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь  стиль вообще развития не получил, и  памятники барокко считались  памятниками классицизма. Иногда употребляют  термин «барочный классицизм» применительно  к французскому и английскому  вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский  дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской  Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые  черты классицизма. Характерной  чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский  парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в  Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

В Великом княжестве Литовском  получили распространение стили  сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Барокко в скульптуре

Рис. 7. Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста

 

                            

Рис. 8. Папа Иннокентий XII. Собор святого Петра в Риме

 

Рис. 9. Барочные гномы в Хофгартене Аугсбурга

Скульптура - неотъемлемая часть  стиля барокко. Величайшим скульптором  и признанным архитектором 17 века был  итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его  скульптур – мифологические сцены  похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного  превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз  святой Терезы» в одной из римских  церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля  барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия  их делали со стеклянными глазами  и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барочная  мода

Мода эпохи барокко  соответствует во Франции периоду  правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При  дворе царили строгий этикет, сложный  церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах  быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы  носили также и в России некоторые  аристократы, хотя не повсеместно.

Рис. 10. Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом  мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил  высокие каблуки.

Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это — тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Это — полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, — в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.

Женское платье было, в отличие  от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к  низу, сзади носили шлейф. Полный женский  костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы(они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуют куафюра.

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход еще при Людовике XIII, который был  лыс. Теперь они стали намного  пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые  с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующем XVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились  мушки, лица и парики пудрили для  белизны, а черная мушка создавала  контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и  женщины, носили трости. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду еще в предыдущую эпоху. Еще раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Русское искусство барокко.

2. История искусства зарубежных стран.

3. Интернет-ресурсы

 


Информация о работе Барокко, как художественный стиль