Архитектура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, реферат

Описание

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие,
значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель
современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил
культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей
славы и памяти потомков.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура Древнего Рима.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ниши, сводчатые перекрытия

возведены настолько смело и красиво, что дом, лишённый всяких украшений,

поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего

помпейского стиля, ешё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фоне

золотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки,

между которыми на хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах в

рамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с

фантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

      Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в

империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой

державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна)

—время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого

пространственного размаха.

      Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные

для торжественных церемоний форумы императоров (Форум Траяна и др.),

стремившихся увековечить себя пышными сооружениями. Строились многоэтажные

дома — они определили облик Рима и других городов империи. До сих пор

поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на

Палатине (I в. н. э.).

      Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима

были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.

Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в

провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными

проводниками римской культуры, идеологии.

      Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак

освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом —

торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,

император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была

границей своего и чужого мира.

      У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была

воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшего

восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным

благородства императором,правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку

воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная по

форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м

ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице.

Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и

ясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские

колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «От

сената и народа римского».

      Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени

усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть

арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории,

исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя.

Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие

углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную

форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями,

изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями,

захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его

светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные

движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное

пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры.

Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены.

Изображённые  внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через

неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы

становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице,

запряжённой четвёркой лошадей.

      В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным

сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.

Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого —

«милость»,божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными

качествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме,

Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились

вдоль дорог за городскими воротами Рима.

      Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки:

Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около

пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены

на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и

выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его

композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для

зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики

развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность

максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной

публики к арене;  спускающиеся воронкой места разделялись согласно

общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым

снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и

коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими

выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают

монолит здания, выложенного из серого травертина.

      Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой

энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и

обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри

Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём

с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые

сформировались у римлян к I в. н. э.

 

      Правлением двух императоров испанцев открывался II век. Они были

провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и

усыновлённый им Адриан (117—138 гг.). При Траяне Римская империя достигла

пика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то,

что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в

римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым,

но не простым воякой, а умным и смелым политиком.

      Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно

увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо

(ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой

архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами.

Он завершается простым карнизом, в центре

которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии —

двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может показаться однообразным

из-за повторяющегося ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от

лат. rusticus — «деревенский», «грубый», «неотёсанный»), т. е. сложен из

грубообработанного камня. Это делает акведук естественным, близким  к

природе, с которой он гармонично сочетается.

      Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна,

возведенный Аполлодором Дамасским (109—113 гг. н. э.).

      Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана,

Нервы,Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее

красивый и внушительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной

сквозной колоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощными

полукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась конная

статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голой

земли, покрытой травой – весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками

из драгоценных пород мрамора.

 

Пантеон в Риме.

                                                               125  г.  н э.

      Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический

образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в

античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного

каменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портик

коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,—

интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно

величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола

(43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна

радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный купол

весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре.

Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине

купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное

пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной

точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности

было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе

символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано

задачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как это

было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся.

Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует

строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический

декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху.

Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и

высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными

окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью

кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными

членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются

кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят

линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия,

кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает

как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой,

внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал

Пантеон посетителям.

      Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитектурного

замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в

масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось

недосягаемым.

      Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре

(ныне Тиволи).

Вилла Андриана в Тиволи.

                                                           125-135 гг. н. э.

      Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в

основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, морской театр и

библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна.

Вилла представляла  собой своеобразный музей: здесь были возведены

архитектурные сооружения, воссоздающие образы прекрасных оригиналов,

которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская

Информация о работе Архитектура Древнего Рима