Архаическая пора доклассического периода, Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, реферат

Описание

Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, сос сбором винограда, с лодочной греблей. В Древнем Риме, несомненно, бытовали также заговоры и заклинания; имеются сведения, далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о религиозных гимнах, связанных с практикой жизни.

Работа состоит из  1 файл

Архаический период.docx

— 17.40 Кб (Скачать документ)
 

Архаическая пора доклассического периода, Рим

Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, сос сбором винограда, с лодочной греблей. В Древнем Риме, несомненно, бытовали также заговоры и заклинания; имеются сведения, далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о религиозных гимнах, связанных с практикой жизни. К последним надо отнести гимн Арвальских братьев, т. е. особого рода жрецов земледелия и салиев-скакунов, жрецов бога войны Марса. Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали большой социальной значимостью, т. к. или ими пользовались не только во время пиров или отдыха, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие. Имеются все основания думать, что эти фесценнины далеко не всегда обладали невинным и шутейным характером, но часто доходили до выражения социально-политического протеста.  
 
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры, нечто вроде наших импровизированных сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемий были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением пользовались а Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший их кампанского города Атеклы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго. Существенной особенностью этого фарса являлось выступление в нем четырех сатирически подаваемых типов: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и хвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Дюссен (псевдоучений, шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и непристойным характером не без наличия политической сатиры. В первой половине 1 в. до н. э. из народного импровизационного театра сатиры превратилась в литературное произведение.  
 
Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была представлена проза, считавшаяся привелегией знати и получавшая фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоеж обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т. д.); юридические памятники, тоже вначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XII таблиц – (451—450 гг. до н. э.) – знаменитый памятник первого публичного законодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственные договоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) или торговые договоры (например, между Римом и Карфагеном IV в. до н. э.); памятники частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве.  
 
Наконец, древняя римская словесность была богата разнородными пословицами и поговорками.  
 
Общая характеристика литературы. Весь этот период отличается тем, что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой. Зачатки письменности в этом периоде отличаются краткостью, деловитостью, отсутствием всякой фантастики. Но не следует думать, что в римской литературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литература не обладала ровно никакой оригинальностью. Если греческое влияние с известного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому, что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношении.

Ранний Рим

В VIII-VI вв. до н.э. родоплеменной строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось  социальное расслоение- Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.) , который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была разделена на 21 трибу (округ) - 4 городских и 17 сельских. Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.

Для социально-экономической  жизни Италии VI-III вв. до н.э. характерно преимущественное развитие сельского хозяйства. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах полбу, ячмень, бобы, репу.

Население занималось виноградарством, разведением олив, скотоводством.

Земля принадлежала либо знатным патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI - III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. - 15 колоний.

В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную  собственность, рабство, уменьшили  ссудный процент до 8 % в год, вместе с тем браки между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер == 0,25 га) . Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину - цивитас, аналогичную греческому полису.

Информация о работе Архаическая пора доклассического периода, Рим