Алмазный фонд СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:02, реферат

Описание

На мой взгляд, тема Алмазного фонда является

одной из самых интересных тем, представленных в курсе

"Московедение". Я давно интересуюсь историей Алмазного

фонда и фирмы Фаберже. Раньше в советской литературе

умалчивалось содержание Алмазного фонда до 1917 года.

Содержание

1. Введение.

2. Современный Алмазный Фонд.

3. История Алмазного Фонда.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

Алмазный фонд СССР

   ПЛАН:

   1. Введение.

   2. Современный  Алмазный Фонд.

   3. История  Алмазного Фонда. 

   ВВЕДЕНИЕ.

   На мой  взгляд, тема Алмазного фонда  является 

одной из самых  интересных тем, представленных в курсе 

"Московедение". Я давно интересуюсь историей Алмазного

фонда и фирмы  Фаберже. Раньше в советской литературе

умалчивалось  содержание Алмазного фонда до 1917 года.

Также почти  не говорилось о ревизии, проходившей  с 1920

по 1923 год, которая  отобрала "второстепенные" вещи из

царской коллекции Бриллиантовой комнаты, после которой

русские сокровища  все чаще и чаще стали появляться на

Западных антикварных  ювелирных аукционах. В советской 

исторической  публицистике сообщалось о том, как  в 

трудные годы становления  молодого Советского

государства Алмазный фонд был не только сохранен, но и 

преумножен. Только в конце 80-х годов начали появляться

статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Алмазного 

фонда при Советской  власти и разоблачающие "ювелирную 

политику" бывших руководителей Советского государства.

Эти статьи и  послужили поводом для написания  этого 

реферата.

   СОВРЕМЕННЫЙ  АЛМАЗНЫЙ ФОНД.

   Алмазный  фонд СССР - это государственное 

собрание уникальных драгоценных камней и произведений

ювелирного искусства, имеющих выдающуюся

историческую, художественную и материальную ценность.

   Выставка  Алмазного фонда в Московском  Кремле 

открылась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской 

власти. Ее открытие стало заметным событием в 

культурной жизни  нашей страны.

   Первоначальный срок работы выставки был

определен в  один год, но в связи с ее широкой 

популярностью в 1968 году было решено преобразовать 

выставку в  постоянно действующую.

   Выставка  Алмазного фонда СССР занимает  два зала 

нижнего этажа  Оружейной палаты.

   Экспозиция открывается витринами с советскими

природными алмазами ювелирными и техническими.

Тысячи каратов  алмазов находятся в них. Во втором зале

экспонируется историческая часть Алмазного фонда:

уникальные драгоценные  камни, известные как " Семь

исторических камней", или " Семь чудес Алмазного фонда",

в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский 

портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир;

императорские регалии, старинные ордена, лучшие

образцы ювелирных  изделий 18-19 веков. По

исключительной  красоте и ценности почти каждый из этих

экспонатов заслуживает  отдельной витрины.

   Посетителей,  выходящих из полутьмы 

"исторического  зала снова в первый зал,  встречают ярким 

блеском витрины  советских бриллиантов (4500 каратов) и 

современных ювелирных изделий. Красота, разнообразие и

благородство  форм, виртуозное исполнение этих изделий 

свидетельствуют о высоком совершенстве советского

ювелирного искусства.

   Здесь  же представлена обширная коллекция  цветных 

драгоценных камней, в которой почетное место занимает

изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня  еще 

более редкий, чем  алмаз. Советским изумрудам и 

драгоценным камням первого класса рубинам, сапфирам и 

александритам - посвящена отдельная витрина.

   И наконец,  уральские самоцветы, полудрагоценные

и поделочные камни. Их красота никого не оставляет 

равнодушным.

   Центральная  витрина. Внешне спокойный, но 

колдовски манящий, поистине подземный свет золотых  и 

платиновых самородков, фантастических произведений

нерукотворного искусства неживой природы. Эта

коллекция самая  большая в мире, ей более 150 лет.

   ИСТОРИЯ  АЛМАЗНОГО ФОНДА. 

   Составившие  основу Алмазного фонда исторические 

ценности России императорские регалии, драгоценные 

камни и ювелирные  изделия, накопленные в течении

столетий, - юридически не были собственностью русских 

царей. Они принадлежали "короне" - государству и 

выдавались царствующим  особам "для временного

пользования".

   Предыстория  Алмазного фонда как государственного 

собрания восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719

году при организации  Камер-коллегии впервые включил  в 

ее регламент  параграф "О подлежащих государству  вещах".

После петровской "рентереи" коронные ценности

хранились в  специальных охраняемых помещениях,

носивших название Комнаты его императорского

величества, а  с 1839 года - Бриллиантовой комнаты. Ведали

ими различные  отделы кабинета его императорского

величества, а  с начала 19 века - специальное Камеральное 

отделение (Камеральная  часть) .

   Русские  цари и царицы, особенно в 18 веке,

стремясь затмить  роскошью иностранных владык, стараясь

увеличивать богатство  и пышность своего двора. Они 

приобретали лучшие экземпляры драгоценных камней,

создавали из них  соответствующие украшения и  хранили их

неподалеку от "своего монаршего внимания".

   Большинство  этих вещей приобреталось на 

государственные средства, а небольшая часть поступала  в 

виде подарков, и поэтому кроме регалий, т.е. знаков

монархической власти, в состав коронных драгоценностей

включались и  светские украшения, пользоваться которыми

могли только царицы.

   Порядок  хранения, учета, пополнения коронных 

драгоценностей  и бриллиантов время от времени 

учитывались и  меняли места хранения. При Николае 

Первом окончательно определилась юридическая природа

коронных драгоценностей как части государственного

имущества.

   Значительные  вклады в Алмазный фонд были 

сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и Екатерине 

Второй, - большая  часть регалий, яркие, светские украшения 

стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия

классического стиля.

   Среди  многих драгоценных камней главное  место 

тогда занимал  бриллиант. 18 век называли веком 

бриллианта. В  ювелирных изделиях начала 19 века

продолжены лучшие традиции русского ювелирного

прикладного искусства, но среди более поздних изделий

уже не встретишь  произведений, сравнимых с шедеврами 

18-начала 19 века. Они становятся суше и в  целом 

ординарнее. Эволюция вкусов хорошо отражают данные А.

Е. Ферсмана о  составе предметов, отобранных в 1922 году

для Алмазного  фонда: вещи, изготовленные или 

приобретенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета) , - 20

процентов; в 1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел 

Первый) - 40; в 1802 - 1855 годах (Александр Первый,

Николай Первый) - 25; 1856 1899 годах (Александр Второй,

Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 -

1917 годах (Николай  Второй) - 5 процентов. 

   Почти  ничего неизвестно о тех, кто  создавал эти 

шедевры: большинство  исторических ценностей Алмазного 

фонда безымянны. Лишь три имени за двести лет дошли до

нас: Позье, Дюваль, Пфистерер.

   В начале  первой мировой войны драгоценности 

Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно,

даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из

Петрограда в  Москву. Так, без проверки, их приняли в

Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим

эвакуированным  имуществом Камеральной части.

Впоследствии  их завалили новыми грузами, и в таком  виде

они хранились  вплоть до Октябрьской революции.

   После  жестоких боев Октябрьской революции чудом

уцелели ценности Кремля как находившаяся там 

эрмитажная коллекция, так и бессмертные сокровища 

самого Кремля, хотя постройки сильно пострадали.

Главный хранитель  Эрмитажа академик Я. И. Смирнов 

дважды выезжал  в Москву, чтобы убедиться в  этом, а

сохранность кремлевских  богатств установила

впоследствии  специальная комиссия. Пожалуй, ни одна

страна в начале нашего века не обладала таким запасом 

драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях,

музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан,

как Россия, - подавляющая  часть этих несметных богатств

досталась нам  в наследство после революции. Тайна 

исчезновения  сокровищ России восходит ко времени 

образования Антикварного экспортного фонда...

   А. М.  ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21

/10 - 1921 года) .

   " В  феврале месяце 1919 года по предложению 

наркома Красина (тогда нарком торговли и 

промышленности  РСФСР. - авт.) была организована в 

Петрограде А. Пешковым "Экспертная комиссия", цель

которой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих

художественное  значение, в тридцати трех

национализированных складах Петрограда, бесхозных 

квартирах, ломбардах  и антикварный лавках. Эти вещи

отбирались на предмет создания в Советской  республике

антикварного  экспортного фонда.

  До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия",

работая в составе 80 человек под председательством  А.

Пешкова, образовала два склада отобранных ею вещей, как 

Информация о работе Алмазный фонд СССР