Алхимия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:07, контрольная работа

Описание

Индия – развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью, входит в группу стран с низким уровнем дохода на душу населения. Одна из крупнейших стран мира. Индия занимает 2,4% территории земного шара и сосредотачивает 17,00% мирового населения. Население — 1,173млрд.чел. (2010г.)(табл.1)(рис.1), второе место в мире после Китая. Годовые темпы роста — 1,6%(табл.4), число смертей и рождений на 1000 жителей — соответственно 8,18 и 22,2 (2006 г.), коэффициент миграции — 0,07. Ожидаемая продолжительность жизни — 64 года (мужчины — 63 года, женщины — 64 года).(2008г)(табл.4) По оценкам, в ближайшие 20 лет население страны увеличится на 300 млн. чел.

Работа состоит из  1 файл

реферат по мировой экономике.docx

— 68.81 Кб (Скачать документ)

Рыболовство приносит стране скромный доход, но обеспечивает занятость более чем 1 млн. человек. В конце 1980-х годов морской  промысел давал ок. 58% годового улова, составлявшего примерно 3 млн. т. Остальное на 3/4 формировалось за счет пресноводной рыбы, вылавливаемой в Ганге, Брахмапутре и их притоках. В то время в Индии насчитывалось 16,5 тыс. моторизованных рыбацких баркасов, из них 90% могли выходить в открытое море более чем на один день. В начале 1990-х годов годовой улов рыбы превысил 4 млн. т.

Главные виды промысловой рыбы – сельдь, сардины и анчоусы, некоторые  виды камбалы и палтуса, тунец, скумбрия и макрель. Примерно 2/3 продукции  отрасли реализуется в свежем виде, четверть вялится. Особенно большое  место занимает рыба в питании  жителей штата Керала на юго-западном побережье страны.

Лесное  хозяйство

Леса, преимущественно в горных и холмистых  районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса  обеспечивают внутренние потребности  в смоле и канифоли, бамбуке  и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые  древесные породы заготавливают  в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Энергетика

Для Индии важны как промышленные, так и традиционные источники  энергии. За счет последних – дров, кизяка, отходов растениеводства  удовлетворяется спрос на топливо  в сельских районах, хотя зависимость  от этих энергоносителей ослабла  в связи с электрификацией  и развитием транспорта. Современный  сектор индийской экономики опирается  на национальные ресурсы угля и на нефть, которая в значительной мере импортируется, хотя добыча нефти и  природного газа в самой стране возросла в 1980-е годы. Уголь все еще удерживает ведущие позиции, особенно в электроэнергетике, где высок также удельный вес  гидростанций и АЭС. На ТЭС вырабатывается ок. 75% электроэнергии. В 1996 производство электроэнергии составило почти 40 млрд. кВт×ч.

Горнодобывающая промышленность имеет жизненно важное значение для государства, в этой отрасли занято ок. 1,05 млн. человек. Основная продукция – каменный уголь из Бихара, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии, нефть из Ассама и Гуджарата (где разрабатываются также шельфовые месторождения), железная руда из Бихара, Ориссы и западной Махараштры, а также известняк. В 1997 было добыто 296 млн. т каменного угля, 34 млн. т нефти и 69,4 млн. т железной руды.

Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Доступные для эксплуатации запасы угля оценивают в 51 млрд. т, однако, поскольку главные залежи находятся  в Бихаре и на западе Западной Бенгалии, солидные средства уходят на транспортировку угля в другие районы страны. Запасы коксующегося угля оцениваются приблизительно в 4 млрд. т. Индия располагает богатыми месторождениями железных и марганцевых, а также свинцовых руд. Имеется и прочее минеральное сырье, необходимое для черной металлургии, в частности известняк.

Обрабатывающая  промышленность

Почти 75% промышленной продукции страны дают два региона: Мумбаи – Ахмадабад – Пуна и Калькутта – Джамшедпур – Асансол. Каждый обладает собственным крупным портом. В первом случае это Мумбаи на побережье Аравийского моря, во втором – Калькутта в Бенгальском заливе. Сложился еще один важный индустриальный ареал Бангалор – Майсур – Коямпуттур в возвышенной части Южной Индии.

Одним из первых было налажено хлопчатобумажное производство в Бомбее (Мумбаи), затем в Ахмадабаде. Местное энергоснабжение обеспечивается преимущественно за счет ГЭС, сооруженных вдоль подножий Западных Гат. Нефть, добываемая в Камбейском заливе, поступает на нефтеперерабатывающие заводы близ города Вадодара, к югу от Ахмадабада. Другие важные отрасли – химическая промышленность и машиностроение.

Калькутта первоначально развивалась как  торговый город, имеющий дорожное и  водное сообщение с густонаселенной  Гангской равниной. Возделывание джута дало импульс строительству многочисленных текстильных фабрик на берегах р.Хугли. Добыча угля началась в 1814 в Ранигандже, к западу от Калькутты, а видный центр черной металлургии в Джамшедпуре начал функционировать с 1913. Калькутте принадлежит ведущее место в индийском общем машиностроении и металлообработке; в рамках городской агломерации выделяются также химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.

На  юге страны р.Кавери обладает многими удобными створами для строительства ГЭС. Это обстоятельство в сочетании с наличием разнообразных местных ресурсов минерального сырья способствовало становлению ряда отраслей обрабатывающей индустрии: черной металлургии в Бхадравати, станкостроения и других видов машиностроения, химической и пищевой промышленности в Бангалоре и Майсуре, хлопчатобумажных производств в Коямпуттуре.

В целом в обрабатывающих отраслях создается ок. 20% ВНП страны и занято примерно 17 млн. человек. Лидирует штат Махараштра, доля которого в промышленной продукции Индии достигает примерно 20%; на Западную Бенгалию и Тамилнад приходится по 10% и на Мадхья-Прадеш и Гуджарат – по 7%.

Индустриализация  Индии пришлась в основном на период после завоевания независимости. От колониального прошлого были унаследованы джутовая, хлопчатобумажная и шерстяная  промышленность, частично выплавка черных металлов. За первые 30 лет республика добилась несомненных успехов в  развитии ряда базовых отраслей тяжелой  индустрии и выпуске потребительских  товаров. С 1950–1951 по 1997 выплавка стали выросла с 1,5 млн. до 21,4 млн. т, алюминия – с 4 тыс. до 540 тыс. т, меди – с 7,1 тыс. до более 50 тыс. т. Было организовано производство станков, дизельных двигателей, подвижного железнодорожного состава, легковых автомашин, грузовиков и автобусов, велосипедов, электромоторов, вентиляторов, осветительных приборов, радиоприемников и таких химических товаров, как минеральные удобрения, серная кислота, кальцинированная и каустическая сода, а также бумага и цемент. По многим видам этой продукции зависимость страны от импорта существенно ослабла (например, автомобилестроение почти полностью удовлетворяет внутренние потребности в легковых и грузовых автомобилях), но по некоторым видам осталась непреодоленной (например, по бумаге; заметно возрос также ввоз серы и удобрений). Развитие промышленности и ее диверсификация сказались на структуре экспорта. В конце 1980-х годов в экспорте возросла доля таких товаров, как транспортное оборудование, лекарства, обувь.

За  годы независимости происходил рост мелкого производства, включая ремесла. В середине 1980-х годов менее 40% из примерно 17 млн. всех промышленных рабочих  были сосредоточены в фабрично-заводском  секторе. Выделяется хлопкоткачество, в котором было занято ок. 9 млн. человек, хотя не все трудились полный рабочий день. На дому и в мастерских установлено 3,8 млн. ручных и 300 тыс. механических ткацких станков, на которых в конце 1980-х годов изготавливалось 77% всех индийских тканей (против 20% в 1950–1951). Кустарные промыслы (включая ювелирное дело), в которых на начало 1990-х годов было занято 1,2 млн. рабочих, тоже поставляют продукцию на экспорт. В производстве изделий из волокна кокосовых орехов, сосредоточенном преимущественно в Керале, и изготовлении шелковых тканей, которое представлено прежде всего в Карнатаке, участвуют соответственно 500 тыс. и 350 тыс. человек. Другие деревенские промыслы охватывают помол зерна, выработку нерафинированного сахара и растительного масла, мыловарение, выпуск гончарной посуды, ковроделие и кузнечные работы.

Строительство

В этом секторе экономики создается  ок. 5% ВНП и занято (согласно переписи 1991) до 2,6 млн. человек. В большой степени неучтенной остается строительная деятельность на селе. Примерно 27% жилых объектов в сельской местности и 18% в городах официально числятся «запущенными и ветхими». Для улучшения положения принимаются разные государственные программы, но таким способом удается удовлетворить запросы лишь малой доли нуждающихся. Правительства страны и штатов принимают участие в реализации планов строительства, направленных на продажу и сдачу в наем жилья малоимущим семьям.

Транспорт

В 1997 сеть железных дорог в Индии  имела протяженность 62 460 км, однако ок. 70% из них – одноколейные дороги. Примерно 25% железнодорожных путей электрифицировано. Дизельные локомотивы и электровозы работают уже повсюду, кроме некоторых второстепенных дорог. Хотя значение железнодорожных перевозок уменьшается, на них все еще приходится ок. 2/3 всего грузооборота и половина пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте в 1995 работало почти 1,5 млн. человек.

Протяженность гужевых и шоссейных дорог  превысила 3 млн. км в 1997, из них 56 автострад  – 34,6 тыс. км. Дороги в малых городах  и деревнях обычно не асфальтированы.

В стране вырос парк моторизованных средств транспорта – с 2,6 млн. единиц в 1976 до 16,7 млн. в 1991 (включая 2,5 млн. автомобилей и 294 тыс. автобусов).

Индия располагает 16 180 км внутренних водных путей, но только примерно половина из них функционирует круглый год. Речной и каботажный флот маломощные, морской флот упрочил свои позиции  и обслуживает 35% внешнеторговых перевозок. В его составе в 1997 насчитывалось 389 судов, из которых 151 принадлежит  двум государственным компаниям. В  ведении государства находятся  также судостроительные верфи в  Калькутте, Мумбаи, Вишакхапатнаме и Кочине. К числу других важных портов относятся Кандла, Мармаган, Мангалуру, Парадип и Мадрас.

Гражданское воздушное сообщение до либерализации 1990-х годов традиционно находилось в монопольном ведении государства. Международные линии по-прежнему обслуживает государственная компания «Эйр Индиа», но на внутренних линиях государственное агентство «Индиан эйрлайнз» конкурирует с частными фирмами, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров. Крупнейшие международные аэропорты – Мумбаи, Калькутта, Дели, Мадрас и Ахмедабад.

Внутренняя  торговля

В конце 1980-х годов ок. 350 тыс. магазинов т.н. «справедливых цен» и кооперативных лавок обслуживали до 90% всех жителей. Кооперативная торговая сеть в Индии функционирует как сложное образование, которое охватывает центральную организацию, 29 объединений общего назначения и 16 специализированных рыночных объединений, сотни оптовых складов и тысячи городских и сельских лавок. Федеральное правительство ежегодно закупает ок. 10% урожая зерна и реализует его преимущественно через магазины «справедливых цен» и кооперативные структуры. Кроме того, в стране имеются многочисленные мелкие торговые точки.

Внешняя торговля

Импорт (38,5 млрд. долл. в 1997) включает прежде всего нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы. Экспорт (33 млрд. долл. в 1997) состоит в первую очередь из сельскохозяйственных товаров, продукции машиностроения, драгоценных камней, хлопчатобумажных тканей и одежды, поделок кустарей и чая. Стремительными темпами наращивается объем экспорта программного обеспечения. Главными торговыми партнерами Индии выступают США, страны ЕС, Россия, Япония, Ирак, Иран и государства Центральной и Восточной Европы.

Денежное  обращение и банковская система

Индийская денежная единица – рупия. Хотя рупия  имеет свободное обращение в  каналах международной валютной системы, ее курс до начала 1990-х годов  строго контролировался Резервным  банком Индии (РБИ). Сами обменные операции были ограничены размерами лицензируемой  покупки товаров первой необходимости  и малыми суммами для поездок  за границу. В условиях новой экономической  политики рупия в 1991 была девальвирована, кроме того, были приняты меры, направленные на либерализацию импорта капитала и потребительских товаров и  на пересчет экспортных поступлений  по рыночному курсу. В 1993 все текущие  счета, включая связанные с государственным  импортом насущных потребительских  товаров, были освобождены от валютного  контроля.

Денежно-кредитные  операции внутри страны осуществляют прежде всего РБИ и 130 коммерческих банков. Не остаются в стороне кооперативные банки и кредитные общества, а также другие частные и государственные финансовые организации. РБИ предоставляет займы правительству, прочим банкам и государственным инвестиционным организациям, задача которых состоит в первую очередь в стимулировании развития сельского хозяйства и промышленности. Коммерческие банки занимаются также прямым кредитованием через свою сеть из примерно 40 тыс. отделений. Примерно четверть всех депозитов в коммерческих банках размещена на счетах в Государственном банке Индии, основанном в 1955 с целью усиления роли финансового сектора в экономическом развитии. После 1969, когда 14 ведущих коммерческих банков были национализированы, банковские структуры стали активнее обслуживать сельскую местность и расширили кредитование таких приоритетных сфер хозяйства, как агропроизводство, мелкая промышленность и автотранспорт. В начале 1990-х годов на государственные банки приходилось ок. 80% всех депозитов, размещенных в коммерческих банках.

Информация о работе Алхимия