Абраам Матвеевчич Роом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, доклад

Описание

Абра́м Матве́евич Ро́ом (16 (28) июня 1894, Вильно, Российская империя — 26 июля 1976, Москва, СССР) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, лауреат Сталинской премии (1946, 1949), народный артист РСФСР (1965).
Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом, прославленном поколении кинематографистов. Тогда в кинокритике бытовало такое определение: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом ».

Работа состоит из  1 файл

Абра́м Матве́евич Ро́ом.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)


Абра́м Матве́евич Ро́ом (16 (28) июня 1894, Вильно, Российская империя — 26 июля 1976, Москва, СССР) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, лауреат Сталинской премии (1946, 1949), народный артист РСФСР (1965).

Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом, прославленном поколении кинематографистов. Тогда в кинокритике бытовало такое определение: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом ».

Он создавал свое направление в кино. Главное — актер и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.

Главный его принцип — настоящее кино всегда эмоционально насыщено и безошибочно воздействует на зрителя. Сильнейшее средство воздействия на человека Роом видел в человеке же. Он верил, что экран способен показать личность крупным психологическим планом, интересно, по-новому и что именно в этом корень кинематографической занимательности. Такая психологичность больше всего увлекала его, когда он только пришел в кино, ею он занимался в общем-то всю свою творческую жизнь.

Главная его тема в кино - тема неразделённой любви, тема «любви втроём».

Основные фильмы.

«Бухта смерти»(1926)

Свой первый полнометражный фильм «Бухта смерти» Абрам Роом снимал в Одессе. Любопытно, что почти в то же самое время Сергей Эйзенштейн снимал в Одессе «Броненосец Потемкин». Затем они монтировали свои картины в одной монтажной, отгороженные друг от друга занавеской. Фильмы оказались очень похожи по содержанию: помимо революционной тематики (1905 год и Гражданская война), в обеих картинах море и военные корабли. Но если Сергей Эйзенштейн создавал масштабный революционный миф, где, собственно, человеку отводилось немного места, а на первый план выходила сила и выразительность монтажа, яркость и необычность ракурсов, то Абрам Роом главное место отдавал актеру, то есть человеку. Писатель и сценарист Виктор Шкловский отмечал, что Роом «один из первых замедлил показ человека в кино». Вместо «типажей» Эйзенштейна, Роом пригласил театральных актеров. А на обсуждениях заявлял, что хотел бы написать в титрах: «Фильм посвящается актеру»!

«Бухта смерти» – это история простого человека, оказавшегося в самой гуще лихих лет, механика белогвардейского корабля Ивана Раздольного. Он не хочет участвовать в братоубийственной резне. Он ни с красными, ни с белыми, он – «у машины»! Но остаться чистым в мясорубке невозможно. Жизнь не терпит пустот. Нельзя быть ни с кем. Не получается. Если дом остается пуст, то изгнанный бес возвращается и приводит с собой новых бесов, сильнейших себя…

Спасая сына, Раздольный отправляет свой корабль на дно. Но, во-первых, не за красных, а за сына, что важно. А, во-вторых, в отличие от «Броненосца «Потемкина» всей своей мощью надвигающегося в финале прямо на нас, подобно «некалендарному ХХ веку», корабль в «Бухте смерти», как уже было сказано, уходит древний библейский символ взбунтовавшихся на дно. И если вспомнить, что море говорится в Евангелии против Бога темных сил («И море восшумит и возмутится», о последних днях), то корабли в данной системе – взбунтовавшиеся чудовища. И отправить такое чудовище на дно, значит прекратить бунт.

«Третья Мещанская»(1927)

Сняли картину всего за двадцать семь дней. И чуть ли не впервые использовали многокамерный метод. Аппарата было два – старые добрые «Дэбри». В «Третьей Мещанской» за внешней простотой истории и героев, скрывалось настоящее кинематографическое чудо, будто бы замаскированное бытом, задекорированное самыми обыкновенными вещами. Картина рождалась на стыке реализма и авторской иронии, документальности и отличного актерского ансамбля Людмилы Семеновой, Владимира Фогеля и мхатовца Николая Баталова. С отчетливостью проявилась любовь режиссера к деталям и предметам, тем самым мелочам, из которых и прорастает искусство. В этом фильме Абрам Роом одним из первых погрузился в быт, в жизненные перипетии простых людей. И на тот момент это было очень смело.

«Строгий юноша»(1935)

В замыслах и набросках сценарий Олеши назывался «Дискобол» (затем –«Волшебный комсомолец», и только потом – «Строгий юноша»). Известно, что скульптура «Дискобола» вызывала восхищение Адольфа Гитлера, и тут напрашивается параллель между «Строгим юношей» и кинематографом Лени Рифеншталь (так же, как вообще напрашивается параллель между искусством Германии и СССР тридцатых годов). Что ж, общее налицо, но есть и серьезные различия. У Рифеншталь как раз Новый Рим, империя на пороге великой экспансии, которая огнем и мечом дарует диким народам свет и благополучие. А у Роома и Олеши, как уже говорилось, Греция.

«Строгий юноша» - это фантастический фильм. В буквальном смысле слова. Действие картины происходит в прекрасном, недалёком будущем. Время действия авторами точно не указано. И сделано это вполне сознательно.

С одной стороны, живы ещё отмирающие персонажи прошлой эпохи: Приживальщик, «подчёркиватель неравенства» Фёдор Цитронов, да и сам доктор Степанов – гениальный отголосок ушедшего несовершенного времени.

С другой стороны, уже народилось новое племя идеальных людей. Они подобны героям Древне-Греческих мифов.

Сам Роом говорил, что делает философский, проблемный фильм. В его идеальном месте исчезает власть денег, исчезает классовое неравенство, нарождается новое племя… Однако оказывается, что равенство невозможно само по себе. Как ни старайся, как ни тренируй новое поколение, как его ни воспитывай его, какую пропаганду не проводи с ним, - невозможно создать двух одинаковых людей.

И самое важное - даже в самом идеальном обществе будет неразделённая любовь.



Информация о работе Абраам Матвеевчич Роом