Абай Кунанбаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:11, биография

Описание

Родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Семья Абая была потомственной аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.

Содержание

1 Биография
2 Слова назидания
3 Сочинения (основные издания)
4 Литература (ранние публикации)
5 Память
5.1 Музеи
5.2 Памятники
5.3 Имени Абая
5.4 Абай в произведениях литературы и искусства
5.5 Абай в филателии
6 Примечания
7 Ссылки

Работа состоит из  1 файл

Абай Кунанбаев.docx

— 71.84 Кб (Скачать документ)

Абай Кунанбаев

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

У этого термина  существуют и другие значения, см. Абай (значения).

Абай Кунанбаев

Абай Құнанбайұлы

Имя при рождении:

Ибрагим Кунанбаев

Род деятельности:

поэт, писатель, мыслитель, общественный деятель

Дата рождения:

29 июля (10 августа) 1845

Место рождения:

Семипалатинская область, Казахстан

Дата смерти:

23 июня (6 июля) 1904 (58 лет)

Отец:

Кунанбай Ускенбаев


Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев (29 июля (10 августа) 1845, Семипалатинская область, Казахстан — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт[1], писатель, общественный деятель, композитор, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.

Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим Кудайбердиулы.

Содержание

[убрать]

  • 1 Биография
  • 2 Слова назидания
  • 3 Сочинения (основные издания)
  • 4 Литература (ранние публикации)
  • 5 Память
    • 5.1 Музеи
    • 5.2 Памятники
    • 5.3 Имени Абая
    • 5.4 Абай в произведениях литературы и искусства
    • 5.5 Абай в филателии
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

[править] Биография

Родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Семья Абая была потомственной аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.

На формирование мировоззрения  Абая оказали влияние поэты и  ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических  идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, стихи Гете и Байрона.

Весьма интересна история  стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып». Иоганн Вольфганг Гёте написал «Wanderers Nachtlied», Михаил Юрьевич Лермонтов грациозно переложил её на русский язык, а спустя ещё полвека сын казахских степей Абай Кунанбаев воссоздаст её не менее грациозно на казахском языке.

Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Он призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир», «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли».

Некоторое время Абай работал волостным управителем. Однако в скором времени, разочаровавшись в своей способности использовать должность на благо народа, оставил её.

Бестолково учась, я жизнь  прозевал.

Спохватился, да поздно. Вот  он, привал!

Полузнайка — я мнил себя мудрецом

И заносчиво ждал наград и похвал.

Я остальных мечтал за собой  вести,

А они меня сами сбили  с пути.

Я — один, а наглых невежд не сочтешь,

И нелепые шутки ныне в  чести.

Ни друзей у меня, ни любимой  нет.

Я устало пою на исходе лет.

О, каким необъятным казался  мир

Той порой, как встречал я  жизни рассвет!

(Перевод А.Штейнберга)

Абай высмеивал некоторые  обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотворные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» поэт противопоставляет разум в лице Аристотеля алчности завоевателя (Александра Македонского).

Но Абай, как властитель дум, вызывает дикую зависть, бешеное  озлобление врагов, проявившееся в  самых коварных формах. Последние  удары судьбы связаны со смертью  его сыновей Абдрахмана и Магавьи. Подавленный Абай отверг лечение недуга и добровольно обрёк себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60-м году жизни.

Памятник Абаю в городе Байконуре

В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений  и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также талантливым  и оригинальным композитором. Им создано  около двух десятков мелодий, которые  популярны в наши дни. Некоторые  свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной.

Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации. Алихан Букейханов стал первым биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.


Информация о работе Абай Кунанбаев