Внутри банковский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

В последнее время и во властных структурах, и в научных кругах вопросам финансового контроля уделяется все больше внимания. Можно констатировать, что произошел парадигмальный сдвиг в общественном сознании, и пагубные последствия недооценки контроля как одного из ключевых звеньев функции управления и системообразующей формы обратной связи в финансовой работе стали очевидны.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля
1.1 Понятие внутрибанковского контроля
1.2 Цели внутрибанковского контроля

Глава 2. Организация внутрибанковского контроля
2.1 Документация, документооборот, организация внутрибанковского контроля. Принципы оценки систем внутреннего контроля
2.2 Информация и система ее передачи. Информационная политика
2.3 Практика организации системы внутреннего контроля в российских банках

Глава 3. Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля
3.1 Взаимоотношения надзорных органов и департамента внутреннего аудита. Оценка систем внутреннего контроля надзорными органами
3.2 Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля

Работа состоит из  1 файл

внутри банковский контроль.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Главе департамента внутреннего аудита следует обеспечить, чтобы работа, выполненная внутренним аудитором, не дублировала работу внешних аудиторов.

Координация усилий при аудите состоит, в том числе в проведении встреч для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, для обмена аудиторскими заключениями и письмами по управленческим вопросам и для выработки общего понимания аудиторской методики и терминологии.

 

3.2 Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля

 

Для оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации Банком России кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России Справку о внутреннем контроле в кредитной организации (далее - Справка) по форме и в сроки, предусмотренные Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2004 года, N 5488; 12 августа 2004 года, N 5970.

В целях оценки состояния внутреннего контроля в кредитной организации территориальные учреждения Банка России в случае необходимости вправе запрашивать у кредитной организации дополнительную информацию по вопросам организации системы внутреннего контроля.

Кредитная организация в течение трех рабочих дней уведомляет территориальное учреждение Банка России о существенных изменениях в системе внутреннего контроля, в том числе о внесении изменений в положение о службе внутреннего контроля, о назначении на должность и освобождении от должности руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля.


При проведении проверок кредитных организаций может осуществляться проверка как системы внутреннего контроля в целом, так и отдельных операций (процедур) на предмет получения подтверждения:

1.      - соблюдения внутренних методик, программ, правил, порядков и процедур, а также установленных лимитов;

2.      - достоверности, полноты и объективности систем учета и отчетности, сбора, обработки и хранения иных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.      - надежности установленных и применяемых кредитной организацией отдельных способов (методов) контроля.

 


Заключение

 

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, законодательное регулирование внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях носит общий и поверхностный характер. Его основу составляют подзаконные акты - нормативные документы Центрального Банка Российской Федерации, а методологической базой служат документы рекомендательного характера международных неправительственных организаций. Фактически не предусмотрены санкции за недостаточное внимание менеджмента кредитных организаций к вопросам внутреннего контроля. Иначе говоря, действующее правовое обеспечение внутреннего контроля в кредитных организациях нуждается в дальнейшем совершенствовании и укреплении.

В этой связи заслуживают серьезного внимания предложения предписывать банкам по итогам проверок состояния внутреннего контроля за недостаточную работу в этом направлении создавать фонд обязательного резерва рисков неудовлетворительного контроля в размере 5-10 % остатков на пассивных счетах, аналогично существующему Фонду обязательного резервирования. Подобные меры представляются оправданными с учетом, с одной стороны, активного привлечения банков к работе с государственными финансовыми ресурсами, а с другой стороны, слабости и нестабильности российской банковской системы.

Актуальность публикации материалов по данной проблематике только возрастает. Но если аудиторы уже имеют хорошую информационную базу, содержащую фундаментальные сведения, рекомендации и комментарии по организации и проведению аудиторских проверок, то бухгалтеры и руководители экономических субъектов находятся в более сложной ситуации. А между тем, аудит регламентируется не только как деятельность одной стороны, но и как процесс, затрагивающий и действия самих проверяемых экономических субъектов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что аудит - контроль особого рода, имеющий принципиальные отличия от контроля государственного по целям, задачам, порядку осуществления и результатам деятельности.

 


Список используемых источников

 

1. Письмо Банка России номер 412 «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за 1996г.» от 19.02.97.

2. Балобанова Л. И. «Банки и банковская деятельность». М. ЮНИТИ, 2004 год.

3. Букато В.И. и другие… «Банки банковские операции в России». - М., 2003 год.

4. Буевич С. Ю. Внутренний аудит в коммерческих банках. М., Ж-л Банковский ряд, 2002 год.

5. Г.Н.Гамидов «Банковское и кредитное дело» - М.: ЮНИТИ, 2001год.

6. Каджаева М.Р. «Банковские операции».- М.: «Академия», 2006 год.

7. Костерина Е.Е. «Банковское дело». - С.–Пб.,2003 год.

8. Коробова Г.Г. «Банковское дело». - М.: «Феникс», 2004 год. Соколова А.В. «Банковские операции». – М., 2003 год.

9. Ташрбеков К.Р. «Основы банковской деятельности». – М., 2003 год.

10. Тютюник А.В. и другие… « Банковское дело» - М.: Финансы и статистика, 2005 год.

11. Челноков В.А. «Банки и банковские операции». – М.,2004 год.

12. Рекомендации Базельского коммитета.

13. Положение «Об организации внутреннего контроля в банках».

14. Положение Банка России N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

15. Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".


Приложения.

Приложение 1.Расходно кассовый ордер.

 

Приложение 2.Приходный кассовый ордер.


Приложение 3. Рекомендации Базельского коммитета

Роль банковского надзора

 

  28. Главная задача пруденциального надзора заключается в поддержании

стабильности и доверия к финансовой системе, снижая таким образом риск потери

вкладчиков и других кредиторов. Кроме того, надзор часто служит средством

проверки соблюдения законов и нормативов, регулирующих деятельность банков.

Однако, в настоящем документе акцент сделан на пруденциальном аспекте роли

банковского надзора.

     29. Банковский надзор основан на системе лицензирования, что позволяет

надзорным органам определять поднадзорных лиц и контролировать их приход в

банковский сектор. Чтобы претендовать на получение лицензии и ее сохранение,

юридические лица должны выполнять определенные пруденциальные требования.

Эти требования могут различаться по странам своими точными спецификациями;

некоторые носят точное определение в нормативах, другие - более широкое определение,

тем самым позволяя надзорным властям прибегать к его толкованию по своему

усмотрению. Однако в большинстве надзорных систем обычно отмечаются следующие

основные требования:

     - банк должен располагать подходящими акционерами и членами совета директоров

(в это понятие входят честность и занимаемое положение в финансовом сообществе,

а также, финансовая состоятельность всех главных акционеров);

     - менеджмент банка должен отличаться честностью и внушать доверие, обладать

профессиональными навыками и опытом надежного и осмотрительного управления

банком;

     - организационная структура и система внутреннего контроля банка должны

соответствовать его бизнес планам и стратегиям;

     - правовая структура банка должна согласовываться с его операционной

структурой;

     - банк должен располагать достаточным капиталом, чтобы устоять перед

рисками, присущими характеру и размаху своей деятельности;

     - банк должен располагать достаточной ликвидностью для покрытия оттоков

средств.

     30. Часто предписываются и другие более подробные требования, включая

минимальные количественные коэффициенты достаточности капитала и ликвидности.

Однако вне зависимости от формы регулирующих правил их цель заключается в

создании условий, обеспечивающих осмотрительное ведение бизнеса и наличие

в банке достаточных финансовых ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств

и защиты вкладчиков от потерь.

     31. Кроме лицензирования новых банков, большинство органов банковского

надзора наделены полномочием пересматривать и отклонять любое предложение

о передаче значительной собственности или контрольного пакета акций действующих

банков другими сторонами.

     32. Постоянный банковский надзор обычно ведется на основе рекомендаций

и нормативов. Однако органы банковского надзора располагают возможностью обращаться

в судебные инстанции в целях своевременного принятия корректирующих действий

при невыполнении банком пруденциальных требований, нарушениях законодательства

и нормативов, или когда вкладчики сталкиваются с существенным риском потерь.

В экстремальных ситуациях надзорный орган может быть наделен полномочиями

отзывать банковскую лицензию.

     33. Достаточность капитала является одной из главнейших задач пруденциального

банковского надзора. В большинстве стран установлены минимальные требования

к капиталу при учреждении новых банков, и тестирование достаточности капитала

является обычным компонентом постоянного надзора. В консультативном документе

"Новое Базельское соглашение о капитале", выпущенном Базельским комитетом

в январе 2001 г., содержится предложение о создании механизма обеспечения

достаточности капитала, основанного на трех основных факторах: минимальных

требованиях к капиталу, проверке надзорного процессов и соблюдении рыночной

дисциплины:

     - первый фактор определяет минимальные требования к капиталу для трех

категорий рисков - кредитного, рыночного и операционного;

     - второй фактор предусматривает следующие принципы. Банки должны располагать

достаточной платежеспособностью в отношении своих профилей рисков, а надзорные

органы должны быть в состоянии требовать от банков иметь капитал сверх минимума.

Самим банкам следует постоянно проводить оценку своей достаточности капитала

с учетом текущего и предстоящею профиля рисков, а надзорным органам проверять

процедуру оценки банками своей достаточности капитала. И, наконец, надзорные

органы должны вмешиваться как можно раньше и быстрее, принимая во внимание

относительно неликвидный характер большинства активов банков и их ограниченные

возможности незамедлительно мобилизовать новый капитал;

     - третий фактор (рыночная дисциплина) повышает роль участников рынка

в стимулировании банков иметь достаточные размеры капитала. В этом отношении

они должны раскрывать информацию о величине и качестве своего капитала и профиле

рисков.

     34. Банки подвержены разнообразным рискам. Надзорные органы отслеживают

риски и могут ограничивать набор таких рисков, как кредитный и рыночный риски

(в т.ч. процентный и валютный), риски ликвидности и финансирования, операционный,

правовой и репутационный риски. Надзорные органы усиленно пытаются разработать

системы измерения степени подверженности специфическим рискам (например, рискам,

относящимся к производным финансовым инструментам). Эти системы нередко составляют

основу конкретных мер контроля и устанавливают лимиты на различные категории

подверженности рискам.

     35. С учетом исторического опыта понесения убытков к наиболее высоким

банковским рискам относится риск, когда клиент или контрагент не полностью

выполняет свое обязательство по наступлению срока либо в любое время после

него (иногда такое называется кредитным риском). В обязанности надзорных органов

не входит присматривать за политикой кредитования банками, но для них важно

быть уверенным в том, что банки задействовали надежную систему управления

кредитным риском. Надзорные органы также определяют эффективность методики

и практики банков для оценки качества кредитов. Надзорный орган стремится

быть уверенным, что применяемые методы и принятые менеджментом решения о расчете

резервов приведут к выделению совокупной суммы в специфические и общие резервы,

достаточной для своевременного покрытия возможных потерь от кредитов в соответствии

с должными методикой и процедурами. Кроме того, надзорный орган стремится

также следить за обеспечением диверсификации кредитного риска, используя правила

ограничения подверженности риску по отношению к (индивидуальным заемщикам,

промышленному или коммерческому сектору, отдельным странам или экономическим

регионам.

     36. Качество кредитов и других активов банка является одним из решающих

факторов его финансового состояния, хотя оно трудно поддается оценке. Соответственно,

точная и осторожная оценка активов относится к наиболее важной обязанности

надзорных органов, поскольку она напрямую влияет на определение на указанную

в отчете величину капитала банка. Как уже упоминалось выше, размер капитала

широко используется в качестве надзорного стандарта, по которому измеряемся

или ограничивается подверженность рискам. Если должная оценка активов составляет

одну из основных обязанностей менеджмента, то процесс оценки бывает часто

связан с представлением значительного обоснования. Если надзорный орган сам

не проводит оценку в целях определения достоверности и соблюдения задокументированных

методик и процедур, то он обычно полагается в основном на суждение менеджмента

о надлежащей оценке активов, а также на то, что указанные в финотчете оценки

подвергались внешнему аудиту.

     37. Надзорные органы придают особое значение необходимости задействования

банками системы внутреннего контроля, которая соответствовала бы характеру

Информация о работе Внутри банковский контроль